На прошедшей неделе прошла первая сессия конференции по лесам в Польше. Сегодня- завтра я собираюсь разместить 2-3 статьи освещающих различные точки зрения участников конференции. Хочу заметить, что в Украине никогда не было ничего подобного. Решения о лесах у нас традиционно принимаются келейно и отражают точку зрения узких лоббистских групп. Идущая лесная реформа тому яркий тому пример. Если Украина всерьез намерена стать демократической страной и членом ЕС, то польский опыт будет полезен руководителям и специалистам, определяющим будущее лесного сектора. Ниже следующая статья дает общее представление о произошедшем, остальные будут выражать точки зрения различных участников лесных отношений. М.П.
Разработайте новую парадигму. После первой сессии Национальной конференции по лесам
Национальная лесная конференция началась. 22 апреля этого года В Варшаве открылась серия встреч, призванных стать площадкой для диалога между различными заинтересованными сторонами по вопросам трансформации модели управления лесами и улучшения охраны природы.
Отсутствие диалога нанесло больше вреда государственным лесам и нашей природе, чем еловый короед, – сказала во вступительной речи министр климата и окружающей среды Паулина Хенниг-Клоска, чье министерство (MKiŚ) инициировало и организовало мероприятие. Представители государственных лесов (ЛП), неправительственных организаций, мира науки, лесной промышленности, органов местного самоуправления и других государственных учреждений, а также владельцы частных лесов собрались в одном зале, где также присутствовали глава Канцелярии Сейма, Яцек Чихоцкий. Дистанционно в мероприятии приняли участие руководители и специалисты Генеральную службы по окружающей среде Европейской Комиссии.
Встреча, о которой ещё в январе этого года объявил заместитель министра и главный защитник природы Польши Николай Дорозала, призвана помочь разработать долгосрочные решения, которые примирят различные взгляды и цели, прежде всего эффективную защиту лесов и сырьевые потребности польской экономики. Паулина Хенниг-Клоска напомнила об обязательстве правящей коалиции исключить из эксплуатации 20% наиболее социально и экологически ценных лесных территорий – Однако мы хотим сделать это с заботой о состоянии польской промышленности (…) – предупредил министр. Уже в первый день на сессии Конференции были высказаны противоположные точки зрения и озвучены значительно различающиеся позиции сторон, участвующих в переговорах.
Общество хочет совместно принимать решения о лесах
Как сказал Миколай Дорожала, встреча руководствуется четырьмя фундаментальными предпосылками:
- включение гражданского общества в диалог по лесам;
- изменение формулы управления лесами;
- усиление защиты лесов, имеющих высокую природную и социальную ценность;
- предоставление польской промышленности соответствующего количества древесины.
– Почему мы вообще встречаемся? Исследования ясно показывают, что поляки хотят, чтобы леса были лучше защищены с точки зрения природы и общества. Кроме того они хотят принять совместное решение по этому вопросу, сказал заместитель министра, добавив о роли лесов в борьбе с утратой биоразнообразия и смягчении последствий изменения климата, а также упомянув соответствующие национальные и международные обязательства. Модель действий на основе участия, продолжил Дорожала, должна применяться на всех уровнях и этапах, сочетая подходы «сверху вниз» и «снизу вверх». Согласованный горизонт конференции – постоянная защита 20% наиболее ценных лесных территорий, обеспечение стабильных условий для лесного сектора и административно-правовой базы, регулирующей эти вопросы. Начатое обсуждение направлено на выработку приемлемых критериев выделения лесов, имеющих особую природную и социальную ценность, и организации процесса выделения этих территорий, а также принципов ведения и контроля осуществляемого там лесопользования. – Нам также необходимо выявлять риски (…) и, прежде всего, искать системные решения, обеспечивающие устойчивость изменений. (…) Нам также необходимо согласовать метод и график дальнейшей работы. Я верю, что вместе мы проделаем большую работу», — сказал представитель правительства.
ЛП как модель устойчивого развития
В ходе вступительных речей современное положение дел в лесном хозяйстве в Польше защищал советник Президента Республики Польша Славомир Мазурек. Бывший вице-президент Национального фонда охраны окружающей среды и водного хозяйства признал государственные леса «отличной моделью устойчивого развития», о чем свидетельствуют, в частности, увеличение лесного покрова в Польше после Второй мировой войны и увеличение биоразнообразия благодаря восстановлению популяций таких видов, как зубры и охраняемые виды птиц, извлекающих выгоду из условий сплошных вырубок. Лесники оставляют валежную древесину, биогруппы (1) и дуплистые деревья, позволяя некоторым древостоям разлагаться естественным путем, и создают различные типы охраняемых территорий.
– Благодаря организационно-правовой формуле, уникальной в мире и в Европе, Леса Панствовы могут покрывать расходы на не окупаемые блага от территорий, используемых для охраны природы, – продолжил советник. Он также напомнил о Лесной декларации «Леса для климата», подписанной на саммите COP24 в Катовице в 2018 году, которая признает «многофункциональное и устойчивое управление лесами» эффективным средством защиты природы и смягчения последствий изменения климата. – Источником успеха польских лесов является система управления, основанная на тщательном планировании и самофинансируемой деятельности. Эту модель польского лесного хозяйства необходимо сохранить любой ценой. Это шанс создать зеленые рабочие места и возможность финансирования от продажи товаров, обеспечиваемых лесами», – сказал Славомир Мазурек. По словам спикера, эта модель сейчас находится под угрозой, а любые изменения требуют обширных консультаций и учета “неоспоримых научных достижений”. – Дамы и господа, вы будете говорить о решениях. Если они должны быть постоянными, они должны быть законными (…) – заключил советник Президента Республики Польша.
Проф. Новицкий: непроизводственные функции становятся все более важными
Как отметил в своем выступлении «Вызовы польского лесного хозяйства в 21 веке» представитель президиума конференции и бывший министр окружающей среды проф. Мацей Новицкий, концепция управления лесами, основанная на посаженных человеком монокультурных древесных насаждениях, восходит к 19 веку, когда естественный лесной покров сократился до 40%. В то же время было создано современное лесное хозяйство. – Эта модель лесопользования, ориентированная на вырубку леса, во многом остается актуальной и сегодня. Однако древесина больше не является топливом и основным строительным материалом. Исчезли источники массового спроса на древесину; дизайн интерьера и мебель остаются, но по сравнению с большим спросом в прошлом это ниша сократилась, – сказал проф. Новицкий. В новых социально-экономических условиях непродуктивные функции лесов должны приобретать все большее значение, что также связано с их ролью в смягчении последствий изменения климата и регулирующей деятельностью в сфере управления водными ресурсами. – Непроизводственные функции лесов были указаны в качестве приоритетных в революционном для того времени Законе о лесах 1991 года. Экономическая функция леса в этом документе приведена лишь на последнем месте, в общем перечне функций леса, – напомнил спикер.
Проф. Новицкий упомянул показательные (рекламные, демонстрационные ) лесные комплексы, созданные в 1994 году Государственными лесами, как зоны устойчивого лесопользования с растущим биоразнообразием. – Это была идея постепенного перехода от лесных монокультур к лесам, напоминающим естественные леса. Первоначально они составляли 7% площади Государственных лесов; через тридцать лет их стало 12%, хотя этот опыт нужно было распространить и на другие территории, – сказал эксперт. Новицкий раскритиковал деятельность ЛП в последние годы, обвинив это учреждение в том, что оно превратилось в «государство в государстве», избегая социального контроля над его функционированием и управлением лесами. – Леса принадлежат обществу, и компания, приоритетом которой является заготовка леса, не может утверждать, что она лучше всех знает, как ими управлять. (…) Приоритет охраны природы и восстановления природных богатств должен быть восстановлен, заключил он.
Получите готовые предложения
Другой представитель президиума, проф. Казимеж Рыковский упомянул опыт, связанный с Национальной лесной программой; проект, реализованный в 2013-2015 годах, идея которого восходит к Саммиту Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Двенадцатилетние достижения Программы включали общую работу 728 человек и 298 подробных рекомендаций.
– Программа объединила три важнейших элемента: охрану природы, лесопользование и нужды лесной промышленности. Их необходимо было сделать последовательными, на оперативном уровне согласовывая такие цели, как управление, разведение, использование и охрана, – сказал проф. Рыковский. Ключевые рекомендации Национальной лесной программы основывались на признании «объективной ценности» лесов и подчеркивали, среди прочего, необходимость сделать их управление независимым от политической ситуации (что профессор Рыковский считал «одной из самых сложных» рекомендаций). Функции надзора и контроля должны принадлежать вновь созданным, наделенным широкими полномочиями органам, таким как “офис Главного лесника страны”.
Программа признала важность изменения климата, рекомендуя создать систему мониторинга его воздействия на леса и обитающие в них виды. Согласно Программе, лесное хозяйство должно было быть диверсифицированным и многофункциональным, что должно было найти отражение в профессиональном образовании и обучении. Подготовленные рекомендации не реализованы, но, по мнению спикера, они еще могут составить основу для стабильных правовых решений по лесам. – Мы начинаем не с нуля. Нам следует воспользоваться накопленными достижениями и довести дело до конца, – сказал профессор. Рыковский, дополнительно заявив, что «интерес природы в будущем всегда будет интересом человека».
О желании «открыть новые возможности» в диалоге по лесам заявил заместитель генерального директора Лесов Панствовых Ежи Фихас. Спикер жестко высказался о предыдущем руководстве учреждения, обвинив его в “подрыве авторитета” лесников, клиентелистской деятельности ( Клиентелизм (англ. clientelism, от лат. clientēla) — система иерархических взаимоотношений между патроном и клиентом, например Шурмой и Болоховцом М.П.), расточительной трате средств, затруднении доступа населения к информации и “интеллектуальной и программной пустоте”.
– Мы хотим восстановить отношения с местными сообществами, неправительственными организациями и миром науки, ведущие к социальному диалогу в духе ответственности за леса, – подтвердил Фихас. Подробно о предлагаемой Лесами концепции усиления охраны естественно ценных и социально значимых лесов, кка способе достижения цели исключения 20% лесных площадей в Польше из эксплуатации, рассказал другой заместитель генерального директора Гослеса, проф. Богдан Ярошевич.
Полное и частичное исключение
ЛП, устами проф. Ярошевича, предложил ввести две категории территорий особой ценности: – навсегда исключены из управления лесами (навсегда и полностью заповедные М.П.) и частично исключены из эксплуатации, где рубки будут подчинены ведущей защитной функции. Другая ключевая классификация, предложенная ЛП, — это деление на леса с особой природной ценностью и особой социальной ценностью. – Что касается территорий особой природной ценности, то предлагается полностью исключить из использования наиболее влажные болотные местообитания, пойменные местообитания второго варианта увлажнения, приоритетные местообитания, заповедники, а также территории при процедуре создания, леса на крутых склонах и оврагах, круглогодичные зоны охраны видов, сохранившиеся лесные массивы и насаждения, расположенные на островах, объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, лесные насаждения, составляющие анклавы среди территорий разной собственности или затопленных территорий, – рассказал проф. Богдан Ярошевич. Частичное исключение из эксплуатации лесов с модифицированным управлением будет включать, среди прочего: древесные насаждения в сухих хвойных лесах, влажных и болотистых местообитаниях с пониженной степенью влажности, болотных буферных зонах, национальных парках и заповедниках, буферных лесах вдоль ручьев и водоемов, или в так называемых ремиз (небольшие группы плодовых деревьев и кустарников).
Местные группы сотрудничества
Как отметил выступающий, леса, которые имеют особую социальную ценность, будут включать территории, которые особенно интенсивно используются для туризма и отдыха, а также ключевые территории важные для местной культурной самобытности. В группу также будут включены зоны А и Б курортных лесов, леса вокруг водозаборов и территории, о которых сообщают социальным консультантам в лесничествах. Проф. Ярошевич рассказал о созданных с этой целью группах местного сотрудничества, которые должны собирать заявки от заинтересованных сторон и помогать в выявлении ценных лесных участков. В своей концепции Государственные леса предлагают отдельные процедуры выделения территорий природных и социальных ценностей. В первом случае процесс начнется с выбора конкретных мест по лесничествам в соответствии с обсуждаемыми критериями (вместе с отчетами внешних заинтересованных сторон). Предложения Генерального директората ЛП будут переданы на предметную оценку региональным управлениям охраны окружающей среды, а затем правительствам воеводств для дальнейшего утверждения Министерством охраны окружающей среды. Определение территорий, имеющих особую социальную ценность, будет основываться на результатах работы местных групп сотрудничества, утверждаемых властью воеводств. – Они будут связаны в том числе с дорожной инфраструктурой, санитарией и парковками, что должно быть предусмотрено в планах пространственного развития, считает проф. Ярошевич.
Риски по мнению Лесов Панствовых
Споры относительно территорий, имеющих естественную ценность, в конечном итоге будут разрешаться министерством, а споры, касающиеся социальных ценностей, будут решаться генеральным директором государственных лесов. Обсуждая последствия реализации своего предложения, представитель ЛП перечислил риски, выявленные в ходе его разработки. Они связанны, в частности: с возможным сокращением поставок древесного сырья, развитием вредных организмов в переходный период после прекращения ухода за древостоями, временным снижением биоразнообразия (из-за утраты преимущественно светолюбивых видов, получающих пользу от лесопользования) или возможные трудности в достижении целей регулирования ЗИЗЛХ (из-за более медленной скорости связывания углерода). – По нашему мнению, темпы достижения заявленных 20% исключенных из лесозаготовок лесов должны учитывать темпы преобразований, которые должны будут происходить во всей лесолесной площади. В конечном итоге это также должно быть включено в Планы управления лесами, что предполагает завершение процесса в 2034 году, – подытожил проф. Богдан Ярошевич.
Павлачик: необходимость смены парадигмы
Видение, альтернативное концепции LP, представил представитель третьего сектора Павел Павлачик из Клуба натуралистов. По его словам, самая важная предпосылка для реализации реформы заключается в том, что в результате изменения климата «парадигма устойчивой экономики больше не соответствует реальности»; Поэтому недостаточно сослаться на разработанную в предыдущее десятилетие Национальную лесную программу, о которой говорил проф. Казимеж Рыковский. Леса, которые раньше воспринимались как возобновляемые ресурсы, больше не являются таковыми, поскольку трудно эффективно восстановить утраченное биоразнообразие. – Оказывается, многофункциональность лесов не работает как универсальное применение во все времена и в любом месте, – сказал Павлячик, ранее упоминая роль лесов в ограничении изменения климата и удержания воды, а также связанных с ними социальных потребностей. Результатом «порочности польского лесного хозяйства» является критическое отношение общественного мнения к институту государственных лесов и профессии лесника. – Мы будем вынуждены заменить парадигму перманентно устойчивого лесопользования парадигмой максимальной защиты важнейших функций леса и защиты экосистемных услуг. Нам придется реалистично подчеркнуть, что функции леса, к сожалению, не эквивалентны. Без дерева можно жить, но без леса жить нельзя, – сказал эксперт.
Изменения «почти везде»
По мнению Павлячика, реформа будет включать, среди прочего: отказ от мышления в терминах циклической вырубки и возобновления насаждений, в пользу принципа максимального сохранения насаждений, выполняющих свои функции, и вмешательства в те, которые перестают выполнять свои функции. – Такие понятия, как «возраст рубки» и «порядок примыкания», вероятно, потеряют смысл своего существования, предсказал он. Как заявил Павлячик, кроме 20% наиболее ценных площадей, исключенных из лесоуправления и с ограниченным управлением (например, путем отсрочки смены поколений или выборочных рубок), «почти везде» будут введены модификации, не исключающие производственные функции в целом, но требующие их осуществления на основе методов лесного хозяйства, приближенных к природе, например использования выборочных рубок вместо сплошных или продления периода возобновления. Одной из серьезных угроз реформе, по мнению Павла Павлачика, является представление изменения экономического использования лесов как исключения. – Еще одним методом сбить процесс с пути является включение в число исключенных лесов, которые будут указаны как площади для рубок в данном десятилетнем Плане лесоустройства, но могут быть включены в следующий, – добавил представитель “Клуба Натуралистов”.
МКиС (Министерство климата и среды) как организатор процесса
Так какие же лесные массивы следует включить в выбранные 20%? – Это леса, которые, если их не вырубать, будут выполнять свои экосистемные и социальные функции лучше, чем если бы их вырубили, – определил Павел Павлачик, отвергая «крайнюю» позицию, согласно которой леса без какого-либо вмешательства человека всегда будут лучше выполнять свою роль. Обозначение этих территорий призвано помочь в достижении целей, связанных с такими документами, как стратегия ЕС в области биоразнообразия, Рамсарская конвенция или идея восстановления природных ресурсов (которая,по словам Павлачика, действует независимо от того, будет ли в конечном итоге принят Закона о восстановлении природы). Спикер скептически отнесся к концепции государственных лесов, которая, по его мнению, ограничивается территориями, где лесопользование уже не осуществляется. – Самый простой способ сбить процесс с пути – сказать, что мы не будем резать то, что уже сегодня не режут, – сказал Павлячик. По мнению натуралиста, создание территорий не должно находиться в руках государственных лесов, социальный авторитет которых в настоящее время “близок к нулю”. – Преобладающие ожидания заключаются в том, что министерство является организатором процесса с участием государственных лесов, но не доминирующим. Введение в действие критериев исключения будет технически сложным шагом (…). Однако нам нужно действовать быстро, быстрее, чем в перспективе обновления Планов управления лесами, потому что преобладает ощущение, что мы теряем те ценности, которые хотим защитить, – сказал спикер. Для закрепления реформы необходим новый закон о лесах, а также изменения в положениях о требованиях надлежащей практики в области лесного хозяйства, лесоустройства и защитных лесов, а также в инструкциях по управлению, разведению и охране лесов. Было бы плохим решением оставить этот процесс на внутреннее исполнение Лесами Панствовыми или передать полномочия по принятию решений провинциальным правительствам, которые не обладают компетенцией в области охраны природы, – подытожил Павел Павлачик .
22 апреля этого года, после первого дня Совещания, неправительственные организации опубликовали совместное предложение “усилить охрану естественно ценных и социально значимых лесов путем исключения из вырубки не менее 20% лесов”. Предложена «дорожная карта» реализации этого плана, в которой среди прочего, обсуждаются критерии оценки природной и социальной ценности лесов и принципы определения охраняемых территорий. Предложения подписаны такими организациями, как «Мастерская для всех существ», Польское общество защиты птиц, Фонд Фрэнка Болда и Инициатива «Дикие Карпаты».