Сначала Путин, теперь Си. Следующий Трамп?
Иллюстрация: Гиллем Касасус
Десять лет назад Си Цзиньпина приветствовали в Дуйсбурге в Рурской долине Германии. Он высоко оценил регион как центр китайских инвестиций; приветствовал поезд, который две недели ехал из Чунцина через Россию в промышленный пояс Европы; и насладился оркестровым исполнением традиционных шахтерских песен. Совсем недавно еще один китаец, прибывший в Германию, был встречен более прохладно. В феврале судно под названием BYD Explorer No.1 разгрузило около 3000 электромобилей, произведенных китайской фирмой BYD. Как следует из названия корабля, он, скорее всего, будет первым из многих. Неудивительно, что это вызвало беспокойство по поводу будущего знаменитых немецких автопроизводителей.
Китай штампует автомобили, в то время как его лидеры направляют деньги и кредиты в высокотехнологичную промышленность в попытке оживить умирающую экономику страны. Положительное сальдо торгового баланса в обрабатывающей промышленности близко к рекордно высокому уровню доли мирового ВВП и будет расти еще больше. В результате европейские лидеры опасаются наплыва передовых дешевых китайских товаров. 5 марта Европейская комиссия решила, что у нее есть достаточно доказательств, чтобы заявить, что Китай несправедливо субсидирует своих производителей электромобилей, прокладывая путь к тарифам. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) предостерегла Китай от «гонки на дно» в области зеленых технологий. Великобритания начала расследование в отношении экскаваторов страны. Президент Франции Эммануэль Макрон примет Си Цзиньпина в мае. Он, по словам дипломатов, выступит с «твердыми посланиями» по вопросам торговли.

График: Тhe Еconomist
Страны от Бразилии до Индии стремятся заблокировать экспорт Китая. Тем не менее, они представляют особую угрозу для европейских производителей из-за модели роста континента, в основе которой уже давно лежит торговля. По данным МВФ, Европа является регионом мира, наиболее открытым для торговли и инвестиций (см. диаграмму 1). В ЕС торговля товарами и услугами составляет 44% ВВП, что почти в два раза больше, чем в Америке. Будучи блоком, основанным на правилах, ЕС не хочет слишком грубо нарушать правила торговли, возводя барьеры. То же самое можно сказать и о Британии, которая имеет историю поддержки свободной торговли.

График: Тhe Еconomist
Новый шок в Китае наступил в ужасное время для европейской промышленности. Она все еще имеет дело с энергетическим шоком, вызванным вторжением России в Украину, которое началось как раз в тот момент, когда национальные лидеры пытались ускорить переход к «зеленой» экономике. Цены на газ — обычно около 20 евро (22 доллара США) за мегаватт-час — подскочили до более чем 300 евро в 2022 году, что привело к резкому росту цен на электроэнергию (см. график 2). Постковидный отскок обернулся инфляцией и энергетическим кризисом. Европейский центральный банк (ЕЦБ) был вынужден повысить ставки до 4%, ударив по спросу в и без того ослабленной экономике.
Фискальная щедрость во время пандемии и энергетического кризиса с тех пор уступила место сокращению. Жесткие лимиты дефицита Германии вынудили страну сократить расходы в этом году, а в 2025 году произойдет еще больше сокращений. Франция только что объявила, что ее дефицит в 2023 году составил 5,5% ВВП, что значительно выше прогнозов. Она уже нажала на то, что Брюно Ле Мэр, министр финансов страны, называет «аварийным тормозом», сократив расходы на 10 миллиардов евро, чтобы вернуть налогово-бюджетную политику в нужное русло.

График: Тhe Еconomist
С 2019 года ВВП ЕС вырос всего на 4% в реальном выражении, что примерно вдвое меньше, чем в Америке. В Великобритании и Германии ВВП на душу населения фактически упал (см. график 3). Официальные прогнозы для ЕС и Британии предполагают рост менее чем на 1% в этом году; Кроме того, ситуация остается неопределенной. В то время как производительность труда в Америке, похоже, выросла во время пандемии, Европа хромает. ЕЦБ, национальные лидеры, аналитические центры и два бывших премьер-министра Италии, Энрико Летта и Марио Драги, пытаются выяснить, почему. В то же время маячит еще одна угроза: если Дональд Трамп победит на президентских выборах в Америке, европейские экспортеры могут подвергнуться пошлинам на продажи на одном из своих самых прибыльных рынков.
Шоковый хоррор
Итак, по мере того, как экономика континента оправляется от шока, вызванного Россией в 2022 году, не ясно как она будет адаптироваться к новому шоку со стороны Китая и, возможно, из Америки? Первый шок из Китая пришел в 2001 году, когда страна вступила в ВТО и воспользовалась более низкими торговыми барьерами, что стало проблемой для западных производителей. В Америке некоторые регионы и отрасли сильно пострадали. Европа отделалась более легким исходом, отчасти потому, что шок совпал со вступлением стран Центральной и Восточной Европы в ЕС. Быстрое развитие новых членов ЕС способствовало росту производительности труда в блоке и создало спрос на западные товары.
В этот раз все будет по-другому. Несмотря на то, что Китай движется в сторону высокотехнологичного производства в ответ на свои экономические трудности, Си Цзиньпин также стремится отучить страну от западной промышленности. Он хочет создать технологическое лидерство в секторах, которые, по его мнению, необходимы для обеспечения национальной мощи, таких как промышленные роботы и железнодорожное оборудование. Более слабый Китай, стремящийся быть менее зависимым от иностранных ресурсов, будет покупать меньше автомобилей, меньше машин и меньше высокотехнологичного оборудования, а это именно те товары, которые подняли европейский экспорт во время первого шока, вызванного Китаем. Экономика Китая также намного больше, чем она была на рубеже тысячелетий. Как отмечает Адам Вулф из консалтинговой компании Absolute Strategy, умеренный рост экспорта Китая с 2019 года — в процентах от ВВП страны — уже ощущается как наводнение в других странах.
Более того, европейские фирмы теперь сталкиваются с китайской конкуренцией на все более сложных рынках, как внутри страны, так и в третьих странах. Возьмем, к примеру, автомобили, жемчужину европейской промышленности. В этом секторе, наряду с его цепочкой поставок, занято около 3 млн европейцев. Тем не менее, согласно данным автомобильного консультанта Маттиаса Шмидта, китайские бренды уже составляют 9% рынка аккумуляторов в Западной Европе. В период с 2022 по 2023 год по всему континенту количество новых регистраций потребительских автомобилей китайских брендов увеличилось более чем в два раза. Французские, немецкие и итальянские бренды масс-маркета, по-видимому, особенно уязвимы перед конкуренцией. Аналитики банка UBS считают, что доля «традиционных» автопроизводителей на мировом рынке упадет с 81% сегодня до 58% к 2030 году.
Европейские лидеры особенно заинтересованы в развитии «зеленой» промышленности, поскольку они вкладывают миллиарды в климатический переход. Тем не менее, европейским компаниям, производящим продукцию для массового рынка, будет трудно конкурировать с ценностью, предлагаемой их китайскими конкурентами. Например, по данным Глобального совета по ветроэнергетике, Китай уже доминирует на рынке ветряных турбин с долей рынка 60% в 2022 году. Это дает производителям масштабы, необходимые для дальнейших инноваций. И дело идет только в одном направлении. Индекс цен производителей в Китае, который измеряет цены у ворот завода, падает уже 17 месяцев и находится примерно на уровне 2019 года. Аналогичный показатель для EC, даже без учета затрат на энергоносители, почти на четверть выше уровня четырехлетней давности.
Собственные попытки Европы «снизить риски» со стороны Китая, то есть получить меньше критически важных ресурсов из этой страны и ограничить инвестиции и экспорт высокотехнологичных товаров в нее, также приведут к росту затрат. В недавней статье Джулиан Хинц из Билефельдского университета и его соавторы рассматривают последствия жесткого разрыва отношений с Китаем и его союзниками. Для Германии, европейской экономики, наиболее тесно связанной с Китаем, постепенная корректировка обойдется в 1,2% ВВП, примерно столько же, сколько и для Японии. Другие крупные европейские страны и Америка потеряют около 0,5% ВВП. Потери Китая составят около 2%.
Если Трамп победит на выборах в ноябре, Европе будет труднее нести расходы на снижение рисков. Новые пошлины являются мрачной перспективой для экспортеров континента, которые в прошлом году продали в Америку товаров на сумму 500 миллиардов евро. Действительно, 20 из 27 стран-членов ЕС имели положительное сальдо в торговле товарами со страной.
Трамп усилил напряженность во время своего первого срока, когда Америка ввела высокие пошлины на алюминий и сталь, ударив по европейским производителям. Европа ответила собственными тарифами на американские товары, включая бурбон и мотоциклы. Потребовался приход Джо Байдена, чтобы обе стороны достигли (несколько шаткого) перемирия. Трамп 2.0 может быть гораздо более болезненным. Бывший президент предложил ввести 10-процентный тариф на весь американский импорт. Роберт Лайтхайзер, который консультирует его по вопросам торговли, пошел еще дальше, заявив недавно в The Economist, что могут быть «необходимы» еще более жесткие тарифы.
Тяжелый удар Лайтхайзера
Аналитический центр немецкого экономического института , подсчитал возможные последствия. Представьте себе, что Америка вводит 10-процентные пошлины на свой импорт и наказывает Китай еще более высокими тарифами. Экономика Америки пострадает из-за повышения потребительских цен, но экономика Европы пострадает больше. К 2028 году общий объем экспорта Германии будет почти на 5% ниже, чем в мире, где не будет новых американских тарифов. Частные инвестиции также пострадают. В результате ВВП Германии снизится на 1,2%, что эквивалентно совокупным потерям ВВП в размере 120 млрд евро к 2028 году. Администрация Трампа может пойти еще дальше, стремясь отомстить Европе за ее налоги на цифровые услуги, которые нацелены на американские технологические компании, или за отказ следовать линии президента в отношении Китая.
Между тем, когда дело доходит до напряженности в отношениях между Китаем и ЕС, взаимные расследования в отношении субсидий и демпинга, вероятно, станут обычным делом. Китайское правительство, например, имеет четкое представление о том, кто стоит за расследованием ЕС в отношении электромобилей: оно начало антидемпинговое расследование в отношении французского коньяка. Франция разработала свои собственные субсидии на электромобили для потребителей, чтобы исключить китайские бренды; Китайские фирмы предлагают клиентам скидку такого же размера, что, по словам одного аналитика, является «приветствием г-ну Макрону одним пальцем».
Сочетание энергетических, китайских и трамповских потрясений может привести к длительному периоду реструктуризации европейской экономики. Для потребителей континента это было бы неоднозначным благом. Торговые войны делают товары дороже и сокращают выбор, но когда Китай субсидирует солнечные панели, европейские коммунальные предприятия и домохозяйства получают более дешевую энергию. Некоторые регионы тоже могут извлечь выгоду. Такие страны, как Испания с потенциалом солнечной энергетики или Швеция с гидро- и ветроэнергетикой, могут привлечь новые отрасли промышленности. Действительно, ранее в этом году шведская компания Н2 Green Steel объявила о том, что она получила финансирование в размере 6,5 млрд евро для своего завода недалеко от Лулео на севере страны.

Точно так же некоторые иностранные фирмы захотят инвестировать в Европу, чтобы быть ближе к клиентам, когда торговля затруднена. Польша привлекла почти 30 млрд евро прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2021 и 2022 годах и, вероятно, столько же в 2023 году. Это в два раза больше, чем до пандемии. В настоящее время ПИИ составляют 25% капитальных расходов Польши, по сравнению со средним показателем в промышленно развитых странах в 5% или около того. Часть притока поступила от немецкой инжиниринговой фирмы Bosch и японского конгломерата Daikin, которые строят заводы по производству тепловых насосов в стране. Согласно опросу, проведенному консалтинговой компанией ЕY, 67% «международных лиц, принимающих решения», ожидают роста присутствия своей фирмы в Европе, по сравнению с 40% в 2021 году. Это могут быть оборонные компании, которые будут поставлять продукцию для растущих вооруженных сил континента, а также китайские производители электромобилей.
Но большая часть реструктуризации будет менее приятной. Continental, один из крупнейших поставщиков автозапчастей в Германии, сокращает тысячи рабочих мест. Bosch избавляется от 1200 вакансий в своем подразделении автомобильного программного обеспечения. Другие представители автомобильной промышленности также объявили о сокращениях. Предыдущий шок в Китае подстегнул технологический прогресс, поскольку рабочие перешли в более продуктивные компании, которые инвестировали в инновации. Но, согласно исследованию Клауса Фризенбихлера из Австрийского института экономических исследований и его соавторов, за последние 15 лет фирмы, столкнувшиеся с китайской конкуренцией, продемонстрировали признаки замедления роста производительности,
Несмотря на то, что Германия является производственным центром Европы, тройной вызов может затронуть весь континент. Регионы с энергоемкими отраслями промышленности или производящие продукцию массового спроса в Западной Европе окажутся в проигрыше. Даже в тех областях, которые изолированы от первоначальных последствий, успешные местные фирмы могут увеличить инвестиции за рубежом, поскольку они адаптируются к протекционизму в других местах. Согласно опросу ЕЦБ, в течение следующих пяти лет около 75% крупных предприятий в еврозоне рассчитывают диверсифицировать производство, приблизить производство к продажам или переместить часть своего бизнеса в более политически ориентированные страны.
Темные тучи
Существуют пределы того, что могут сделать правительства, испытывающие нехватку денежных средств, чтобы облегчить переход к новым отраслям. Это особенно верно, когда они пообещали увеличить расходы на оборону, и мало кто хочет проводить грандиозные реформы в ЕС, которые могли бы помочь стимулировать экономический рост. Недавно блок одобрил государственные субсидии в размере 1,2 млрд евро для облачных вычислений семью странами в течение нескольких лет. Как отмечает McKinsey Global Institute, еще один аналитический центр, это составляет около 4% от ежегодных инвестиций Amazon Web Services. Патенты на передовые технологии регистрируются в основном американскими и китайскими фирмами. Несмотря на огромное население, во многих отношениях ЕС все еще борется за масштабы. Внутренняя торговля товарами далеко не беспроблемна. Рынки услуг фрагментированы, как никогда.
Остается второй подход — стремление сохранить старое, — для которого лоббирование неизбежно становится ожесточенным. В эпоху, когда правые популисты возрождаются, мало кто из политиков хочет, чтобы их обвиняли в потере рабочих мест. Отдача от выполнения сложной технической работы по углублению рынков капитала или интеграции рынков электроэнергии не приходит быстро. В Брюсселе и Париже все громче звучат призывы к бесполезным субсидиям и другим формам протекционизма. Между тем, Германия находится в затруднительном положении из-за трехпартийной коалиции, которая не может договориться ни о чем, не говоря уже о щекотливом вопросе, который пересекается с геополитикой и промышленной политикой. По мере того, как политики уклоняются от ответа, все больше судов BYD будут прибывать в порты Европы.
Экономика Европы подвергается атакам со всех сторон (economist.com)
