Долгожданные самолеты с Запада предлагают Киеву спасательный круг в войне
Владимир Зеленский с трудом сдержал волнение и расплылся в широкой улыбке, опускаясь в кабину реактивного истребителя F-16.
Его визит на датскую авиабазу в августе стал кульминацией разнесшейся по всему миру рекламной кампании, которая, наконец, убедила Запад отправить Киеву десятки современных боевых самолетов.
Самолеты были предметом лихорадочных дебатов в оборонных кругах, причем некоторые считали их потенциальными победителями войны. В этом году первый из них прибудет в Украину.
“Все украинцы ждут того дня, когда первые украинские F-16 появятся в нашем небе и укрепят оборону наших городов и населенных пунктов”, – сказал Зеленский в пятницу, поделившись кадрами украинских пилотов F-16 на тренировках в Дании.
«На этом реактивном самолете действительно очень весело летать», — сказал один украинский пилот, которого опознали только по позывному «Лунная рыба». «Я не говорю, что МиГ, на котором я летал раньше, очень скучный, но F-16 определенно более маневренный. Такое ощущение, что самолет хочет, чтобы вы летали на нем более агрессивно».

Владимир Зеленский улыбается, сидя в кабине истребителя F-16ФОТО: MADSCLAUSRASMUSSEN/AFP
Но, по словам бывшего командующего украинской армией Валерия Залужного, поскольку российские войска снова продвигаются вдоль линии фронта, долгожданные F-16 не являются «серебряной пулей», которую ищет страна.
Вместо этого эксперты по воздушной войне, в том числе один из немногих западных пилотов, который летал как на F-16, так и на его российских аналогах, говорят, что они, возможно, не будут решающим преимуществом, на которое многие надеялись, но, тем не менее, помогут ВВС Киева сойтись лицом к лицу с Россией в небе над Украиной.
Удержание Украины в воздушной войне
Возможно, самое большое влияние, которое может оказать F-16, — это просто удержать военно-воздушные силы Украины в войне.
В конце концов, украинский флот МиГ-29 и Су-24 советской эпохи, которые несут британские «Штормовые тени», станет жертвой продолжающегося конфликта.
Некоторые самолеты будут сбиты Россией. Другие останутся на земле из-за нехватки запасных частей от подконтрольных Москве фирм для устранения износа и повреждений.
Киев должен перейти на западные самолеты, если его военно-воздушные силы хотят иметь хоть какие-то шансы на выживание в условиях затягивания войны.
«Речь идет об устойчивом развитии. Для того, чтобы существовать как военно-воздушным силам в среднесрочной перспективе, Украине придется перейти на западные самолеты», — сказал Джастин Бронк, старший научный сотрудник по военно-воздушным силам в Королевском объединенном институте оборонных исследований. «Они больше не могут получить доступ к техническому обслуживанию и обслуживанию российских компаний, таких как «Сухой».
F-16 ни в коем случае не является долгосрочным решением для Украины. Возраст некоторых самолетов, предлагаемых Киеву, составляет около 40 лет – примерно столько же, сколько многим МиГ-29.
Есть вопросы о том, как долго их более хрупкие планеры продержатся под напряжением постоянных боевых вылетов. Но, по крайней мере, в среднесрочной перспективе эти самолеты станут спасательным кругом для украинских ВВС.
Живучесть
Украина не только испытывает нехватку самолетов, но и нуждается в подготовленных пилотах для управления ими.
Важно отметить, что F-16 обеспечат украинским пилотам гораздо большую живучесть по сравнению с их прототипами советской эпохи.
В то время как МиГ-29 оснащены радарами, способными фокусироваться на одной цели, F-16 предлагает пилотам гораздо большую ситуационную осведомленность, что жизненно важно, если они хотят следить за угрозами.
«Советские приемники радиолокационного предупреждения очень просты и не дают пилотам много информации об угрозах, которые на них нацелены», — сказал профессор Бронк.

По его словам, западный самолет способен отслеживать несколько целей, предоставляя пилоту больше информации о том, когда они становятся мишенью или даже захвачены вражеской системой вооружения.
Бортовые системы могут идентифицировать наиболее опасную угрозу для самолета и передавать информацию пилоту для улучшения процесса принятия решений.
«Западному летчику-истребителю даны инструменты для принятия самостоятельных решений, а советскому летчику-истребителю этих инструментов не дано», — сказал подполковник Фред «Спэнки» Клифтон, отставной пилот ВВС США, который летал на F-16 и МиГ-29.
Смертоносный арсенал F-16
Теоретически современное оружие, подаренное союзниками Украины, будет лучше работать при стрельбе из F-16.
«Будет гораздо проще интегрировать целый ряд вооружений», — сказал профессор Бронк.
Когда Соединенные Штаты согласились на то, чтобы их союзники безвозмездно передали F-16, они также подписали экспортные декларации на поставки усовершенствованных ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 (AMRAAM), которые будут использоваться с этими самолетами.
Ракеты впервые дадут украинским воздушным силам возможность участвовать в так называемом воздушном бою за пределами видимости.

Благодаря комбинации F-16 и AMRAAM украинские пилоты смогут захватить удаленную цель, которую они, возможно, даже не смогут увидеть – то, что их российские противники могли делать с начала войны.
Еще больше повышая живучесть, AMRAAM представляет собой систему «выстрелил и забыл», что означает, что украинцы могут запустить ракету и маневрировать в безопасное место, оставляя оружие самостоятельно наводиться на цель.
Версия ракет, подаренных Украине, будет иметь дальность до 110 миль, сообщил пресс-секретарь ВВС Киева Юрий Игнат.

«Но будут ограничения, связанные с конфигурацией, а также ограничения на то, что США будут и не будут разрешать с точки зрения экспорта оружия», — сказал профессор Бронк.
Делать больше с меньшими затратами
Истребитель стандарта НАТО спроектирован таким образом, чтобы дать пилоту больше возможностей с меньшим количеством органов управления.
F-16 может поразить цель без необходимости пилоту убирать руки с ручки управления или дроссельной заслонки.
Для сравнения, та же задача на МиГ-29 представляет собой гораздо более сложный процесс, использующий ряд переключателей и органов управления внутри кабины.
Но овладеть обтекаемыми органами управления западного самолета — непростая задача.
«Как только вы это сделаете, вам будет легче поддерживать тактическую осведомленность», — сказал профессор Бронк. “Разные украинские пилоты будут адаптироваться к западным системам и тактике с разной скоростью”, – добавил он.
По его словам, даже лучшие пилоты МиГ-29 с трудом перешли на F-16. «Они не могли забыть то, на что они потратили свою карьеру, в то время как новые пилоты усваивали это легче, обучаясь с нуля».
Ахиллесова пята F-16?
Одним из основных факторов, который ограничит влияние F-16 на ход войны, является большое количество российских ракет класса «земля-воздух» на поле боя, включая зенитные системы С-300 и С-400, которые могут поражать цели на расстоянии сотен миль.
Источники в силовых структурах описывают угрозу со стороны российских ЗРК как «довольно уродливую», не принимая во внимание меньшие по размеру и более мобильные системы, также развернутые московскими войсками на земле.
«Если бы это была только воздушная война, F-16 был бы огромным шагом вперед, но, учитывая угрозы наземного базирования, ситуация усложняется», — сказал подполковник Клифтон.
Но, возможно, самой большой проблемой для Украины будет создание инфраструктуры для полетов F-16, который предназначен для полетов с чрезвычайно гладких и чистых взлетно-посадочных полос.
Взлетно-посадочные полосы Украины придется постоянно подметать на наличие мусора на случай, если он попадет в воздухозаборники самолета, которые, в отличие от советских самолетов, не имеют встроенной защиты.
Киеву также придется создать достаточное количество аэродромов, чтобы обеспечить рассредоточение самолетов по стране, чтобы они не были обнаружены и не попали под российские ракетные удары.
«F-16 станет большим улучшением по сравнению с российскими Су-27 и МиГ-29 и сделает украинских летчиков-истребителей более смертоносными, но я не уверен, что F-16 изменит правила игры», — заключил он.