Эти триджеты ежегодно сражаются с сотнями пожаров по всему миру.
При тушении лесных пожаров одним из наиболее эффективных решений может стать сброс достаточного количества воды или средств пожаротушения сверху. Вот почему массивные самолеты, которые раньше летали в коммерческих целях, такие как McDonnell Douglas DC-10, были модифицированы в воздушные пожарные. С 2006 года компания 10 Tanker, занимающаяся воздушным пожаротушением, и ее парк самолетов DC-10 выполняют миссии по реагированию на лесные пожары по всему миру.
Скромное начало
Воздушная противопожарная организация «10 Танкер» была создана в 2006 году и занимается борьбой с пожарами уже почти 18 лет. Эта компания из Альбукерке, штат Нью-Мексико, начала свою деятельность с одного модифицированного самолета McDonnell Douglas DC-10, зарегистрированного N17085 (официально поставленного 1 декабря 2007 г.), и с тех пор получила еще три самолета для общего парка из четырех самолетов.
Хотя DC-10 является новейшим поколением больших самолетов, используемых для тушения пожаров с воздуха, первые самолеты для тушения пожаров представляли собой излишки военных машин, перепрофилированных для мирного времени. Они были модифицированы для перевозки воды и химических антипиренов и работали десятилетиями. Однако катастрофа со смертельным исходом в 2002 году привела к прекращению эксплуатации этих самолетов, и компаниям потребовались новые самолеты для тушения пожаров с воздуха.

Photo: 10 Tanker
Затем на сцену пожаротушения с воздуха вышла компания 10 Tanker, управляющая DC-10, что сделало ее первой компанией, которая использовала реактивные самолеты с турбинными двигателями для тушения пожаров. С момента основания Затем на сцену пожаротушения с воздуха вышла компания 10 Tanker, управляющая DC-10, что сделало ее первой компанией, которая использовала реактивные самолеты с турбинными двигателями для тушения пожаров. С момента своего основания компания Tanker 10 и её DC-10 играли ключевую роль в тушении пожаров в США и за рубежом.
Сегодня это одна из немногих компаний, которая эксплуатирует недавно разработанные очень большие воздушные танкеры (VLAT) и реагирует на сотни лесных пожаров, доставляя миллионы галлонов замедлителя. Компания заключила контракт со Службой лесного хозяйства США через Национальный межведомственный координационный центр США, а также с правительственными учреждениями штата, такими как Департамент лесного хозяйства и противопожарной защиты Калифорнии, также известный как CAL FIRE.
Во время пожароопасного сезона, который обычно длится с весны до осени или с апреля по октябрь, самолеты DC-10 базируются в Соединенных Штатах , где работают по контракту с правительством. В другие месяцы, DC-10 базируются в Южном полушарии, поскольку компания используется в таких странах, как Австралия и Чили, для оказания помощи во время пожароопасного сезона.
Внутри самолета
DC-10 компании 10 Tanker — одни из самых эффективных и современных самолетов-заправщиков. Самолет модифицируется путем удаления центрального шасси и установки системы гравитационных резервуаров, вмещающей до 11 600 галлонов воды или антипирена, известного как Phos-Chek. (Для жидкостей галлон в США равен 3.7 литра). Система состоит из трех резервуаров с удачными названиями: 1, 2 и 3, которые вмещают 2700, 4000 и 2700 галлонов соответственно. По данным 10 Tanker, эти самолеты могут доставить полные 9400 галлонов огнезащитного состава или воды за 8 секунд размещая этот объем полосой длинною в милю.
В 2018 году компьютер доставки на DC-10 был модернизирован, и теперь в нем реализована функция группового выброса, при использовании которой все танки высвобождаются одновременно. Форсунки запрограммированы на последовательное сбрасывание, когда одна капля замедлителя перекрывается со следующей, и разделенное сбрасывание, когда одна часть замедлителя высвобождается в одной зоне пожара, а другая часть замедлителя выбрасывается в другой. Каждое выброс основан на требованиях к снижению и уровнях покрытия.

Photo: 10 Tanker
Этими воздушными пожарными самолетами управляют два пилота и один бортинженер, отвечающий за мониторинг систем и ввод десантов. Самолет сопровождают несколько технических специалистов по техническому обслуживанию, которые путешествуют с прицепом, полным запасных частей и оборудования, необходимых для эксплуатации DC-10, от шин до тормозов. Хотя средний рабочий день пилотов составляет девять часов, в зависимости от ситуации они могут налетать до 14 часов. Каждая миссия занимает около часа полета. Как только самолет опорожняет запас огнезащитного состава, он возвращается и перезагружается, что занимает от 15 до 20 минут, прежде чем снова отправиться в путь. При сбросе замедлителя DC-10 летит на высоте от 200 до 300 футов над землей со скоростью 161 миля в час или 140 узлов.
Почему DC-10
DC-10 — превосходный самолет для тушения пожаров с воздуха, поскольку баки в нижней части самолета позволяют перевозить в три раза больше замедлителя, чем другие большие воздушные заправщики. Это позволяет бригадам выполнять в три раза больше работы при точной стоимости, что соответствует экономически эффективной работе. Кроме того, танки DC-10 способны сбрасывать огнезащитный состав по прямой на расстоянии от четверти мили до мили.

Еще одна особенность DC-10 заключается в том, что он может летать под гору, поэтому он может сбрасывать замедлитель в местах, недоступных для других самолетов, например, на склонах гор. Три мощных двигателя General Electric CF6-50C2 позволяют ему спускаться с горы, сохраняя при этом достаточную мощность для обратного полета в гору.
Эти пожарные DC-10 за прошедшие годы ликвидировали сотни лесных пожаров, за меньшее время создавая обширные зоны локализации пожара и спасая жизни и дикую природу. По данным компании 10 Tanker, во время пожароопасного сезона в США в 2023 году они выполнили 405 вылетов по тушению пожаров, потеряв 3 678 003 галлона по состоянию на 23 октября 2023 года. В 2022 году 10 Tanker перекрасила свой парк самолетов DC-10 в новую ливрею в преддверии предстоящий пожароопасный сезон.
