Как большой злой волк стал символом дикой природы

В недавнем исследовании швейцарский историк Джон Матье показывает, что наш образ волка заимствован из США и имеет мало общего с европейскими реалиями.

Волк стоит в вольере в Центре волков и дикой природы Колорадо в Дивайде, штат Колорадо, март 2023 года. Фото: Джейсон Коннолли (AFP)

Одинокая, нетронутая людьми и примитивная, именно такой должна быть дикая природа, которую с 1960-х годов североамериканские экологи считают новым идеалом. «Дикая природа в то время превратилась в позитивную основную концепцию», — пишет швейцарский историк Джон Матье в своем нынешнем эссе «Почему волк считается воплощением дикой природы?», опубликованном в «Швейцарском журнале истории». С этого момента дикая природа в США больше определялась не как угроза, а скорее как обещание. «Born to be Wild» /Рожденный быть диким/ исполнила американская группа Steppenwolf /Степной волк/в фильме «Беспечный ездок» 1969 года.

Это позитивное переосмысление дикой природы, как и многие другие культурные аспекты, впоследствии распространилось на Европу. Произошла «американизация охраны природы». Прежде всего, патетический, религиозный элемент был новым для Европы», — говорит Матье. В немецкоязычных странах дикая природа долгое время была просто аналогом освоенной земли и «обычно имела негативный оттенок». Движение за защиту окружающей среды изначально использовало термин «природа», пришедший из науки. Люди до сих пор говорят об охране природы.

Группа Wolf была основана после поездки в США.

В Швейцарии термин «дикая природа» популяризировался в связи с высокими горами. Группа «Горная пустыня» образовалась в 1990-х годах. Она привлекла к себе внимание зрелищными акциями против хели-ски (разновидность горнолыжного спорта, сущность которого состоит в спуске по нетронутым снежным склонам, вдалеке от подготовленных трасс)  и помогла распространить позитивный сигнал.

В 1990-х годах группа активистов основала «Wolf Switzerland Group». Они сделали это после поездки в США и посещения там семинара исследователей волков, девизом которых было «спасти волков, сохранить дикую природу».

Условия в Северной Америке во многом отличаются от условий в европейских странах. Дикие ландшафты на Великих равнинах, в Скалистых горах и особенно в малонаселенной Канаде более многочисленны и обширны чем в Швейцарии и Европе в целом. В среднем на квадратный километр в США проживают 34 человека, в Канаде -4, а в Швейцарии 215.

В Европе волка считали злом

С середины 1980-х годов термин «дикая местность» стал чаще встречаться в текстах немецкоязычных стран. Дикая природа, особенно для городского населения, становится местом по которому тоскуют. Это создало условия для переосмысления отношения к волку, который превратился из сказочного злодея в новую икону дикой природы.

Волк был защищен в рамках так называемой Бернской конвенции 1979 года. Однако в то время волки находились еще далеко от швейцарских границ. Поскольку популяция волков в Европе начала расти, к некоторым вернулось прежнее беспокойство. Это произошло еще и потому, что волк – не просто обитатель дикой природы, некоторые современные биологи преподносят его как культурное наследие.

В Европе волк долгое время считался злом.  «Аграрии и их сообщества жестоко боролись с волком на протяжении веков и к 19 веку он был искоренен на большей части Западной Европы»,  пишет Матье. Страх перед волком зафиксирован  в сказках и легендах, наиболее известной из которых является злой волк из сказки братьев Гримм «Красная Шапочка». Вопрос в том, содержат ли эти сказки – как это часто бывает – зерно истины.

Историческое исследование смертности во Франции

Последние двадцать лет исследователи выясняли, действительно ли волки нападают на людей. В одном из последних исследований биолог Джон Линнелл из Норвежского института естественных исследований (Нина) подводит итог нападениям волков с 2002 по 2020 год. Нападения исключать нельзя: ранние биологи дикой природы «оценили опасность, исходящую от волков, слишком оптимистично», писал он.

В интервью журналу «Шпигель» о медведе, который весной убил бегуна на севере Италии, биолог сказал: «В Европе больше нет такой дикой природы, которая была бы достаточно велика, чтобы быть подходящей в качестве среды обитания для диких животных. . Если мы хотим, чтобы дикие животные   существовали только в дикой природе, на этом континенте не останется диких животных».

Непосредственная близость человека и волков на протяжении последних столетий неоднократно приводила к конфликтам. Что касается Франции, Жан-Марк Морисо, эксперт по истории сельского хозяйства раннего Нового времени, описал это в подробном историческом исследовании в книге «Vivre avec le loup? «Три миллиона ответов на конфликты».

Морисо задокументировал нападения волков на людей во Франции с 16 по 19 век и обнаружил «тысячи смертей», особенно среди детей и молодежи. Особенно много нападений было между 1691 и 1695 годами. В то время Франция была одной из самых густонаселенных стран Европы. Вскоре после этого была создана первая французская версия сказки о Красной Шапочке и Большом Злом Волке.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.