Что будет обсуждаться на саммите ООН COP28 по изменению климата?

Как известно, Глобальная климатическая ассамблея – COP28 стартовала в Дубае 30 ноября и продлится до 12 декабря. Успех этой встречи будет зависеть от способности стран договориться о поэтапном отказе от ископаемого топлива. Также необходимо будет договориться о помощи странам с низкими доходами, чтобы оплатить все это. Как обычно, главный вопрос – деньги…

Многие скептически относятся к успеху COP28, поскольку страной-организатором ассамблеи являются Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), один из крупнейших в мире производителей нефти, обладающий значительным влиянием в этой области.

Сомнения в необходимости принятия решений усилились на прошлой неделе, когда в сеть просочились документы о лидере ассамблеи COP28, а именно о президенте саммита ООН COP28 по изменению климата Султане Ахмеде Аль-Джабере, который является генеральным директором Adnoc , национальной организации ОАЭ. нефтяная компания. . Оказывается, именно он планирует вести переговоры о сделках по ископаемому топливу с 15 странами. Автоматически возникают вопросы, связанные с конфликтом интересов и объективностью.

Мировой блок богатых стран, G7 и Европейский Союз, призвали другие страны усилить свои климатические обязательства на 2030 год. ЕС призывает к поэтапному отказу от «неограниченного» использования ископаемого топлива и достижению максимального уровня потребления в этом десятилетии.

По мнению Лаборатории устойчивого финансирования (SFL), голландского академического аналитического центра, COP28 должна признать, что дискуссия о финансировании борьбы с изменением климата для стран с развивающейся экономикой и развивающихся стран должна вести речь о триллионах, а не миллиардах (в денежном выражении). По оценкам, дефицит финансирования в области климата в 2022 году может достичь целых 3,5 триллиона евро.

Специальные права заимствования

Одним из примеров такой идеи, выдвинутой премьер-министром Барбадоса Мией Моттли в прошлом году , было выделение 500 миллиардов долларов [458 миллиардов евро] на трастовые кредиты под низкие проценты. За них будут платить путем перераспределения в основном неиспользованных резервных активов Международного валютного фонда (МВФ), так называемых специальных прав заимствования (СДР). СДР — это тип резервных активов, выпущенных МВФ, чтобы помочь странам преодолеть финансовые кризисы без увеличения их долгового бремени. Уже в 2021 году несколько стран обязались разрешить направить 90 миллиардов евро из этих средств в страны с низкими доходами. На сегодняшний день через Целевой фонд МВФ по соблюдению требований и устойчивости было выделено менее 1 миллиарда долларов. Этого недостаточно.

На переговорах, состоявшихся в этом году, можно наблюдать гораздо большую политическую волю добиться реализации привлечения финансирования. В августе 2023 года МВФ объявил, что 29 стран-членов согласились участвовать в возобновлении этой деятельности. На бумаге это могло бы обеспечить дополнительные 50 миллиардов евро в виде кредитов от Фонда сокращения бедности и экономического роста Международного валютного фонда и 37 миллиардов евро от Фонда стабильности и устойчивого развития. В общей сложности они составляют 87 миллиардов евро – сумма, которая могла бы помочь быстро двигаться к достижению поставленных целей. Актуальным становится вопрос правильного и умелого использования этого финансирования. Эти средства могут быть использованы в качестве залога по новым кредитам с соотношением (коэффициентом) один к четырем. Поскольку 375 миллиардов евро в СПЗ все еще неиспользованы, схема может достичь уровня в триллион долларов. Финансирование стран с низкими доходами необходимо для того, чтобы инициировать быстрый переход к внедрению «принципов зеленой энергетики».

В этом отношении есть препятствие, а именно то, что Европейский центральный банк выступил против этого плана, утверждая, что эта форма финансирования является монетарной. Это будет прямой перевод денег правительствам для расходования этого финансирования. Данный вид финансирования ограничен законодательством Европейского Союза. В свою очередь, такие учреждения, как Фонд Рокфеллера и Африканский банк развития, пытаются убедить Австралию, Норвегию и ОАЭ (которые не подпадают под юридическое толкование ЕЦБ) разрешить повторное использование своих СПЗ. Это создало бы прецедент, которому могли бы последовать другие страны.

Глобальный налог на выбросы углерода

После трехдневного саммита в Кении в сентябре лидеры африканских стран предложили ввести глобальный налог на выбросы углерода, который заставил бы крупнейших загрязнителей платить больше, чтобы помочь развивающимся странам финансировать внедрение экологически чистых энергетических систем и адаптироваться к негативным последствиям изменения климата. Найробийская декларация, подписанная на саммите в Кении, будет использоваться лидерами африканских стран в качестве переговорного документа на COP28. Документ призывает к установлению международной цены на выбросы углерода для торговли ископаемым топливом, судоходства и авиации. Также включено предложение о введении глобального налога на финансовые операции.

По оценкам недавнего отчета Climate Action Network (CAN), налог на добычу ископаемого топлива может принести 210 миллиардов долларов [191 миллиард евро] в год. МВФ ранее указывал, что глобальная цена на выбросы углекислого газа будет одним из самых быстрых и эффективных способов сокращения глобальных выбросов углекислого газа.

Президент Франции Эммануэль Макрон и президент Кении Уильям Руто продвигают эти предложения в Дубае, и 40 стран уже убедили подписать соответствующее соглашение. Однако идея глобального налога на выбросы углерода не получила поддержки в ряде крупных стран, включая США и Бразилию.

Обсуждения еще больше осложняются реализацией Механизма регулирования выбросов углерода (CIM) Европейского Союза ( Основной целью этой экологической меры является предотвращение утечки углерода. Это будет стимулировать страны-партнеры к разработке политики ценообразования на выбросы углерода для борьбы с изменением климата. С этой целью CIM нацелен на импорт углеродоемкой продукции, полностью соблюдая правила международной торговли, чтобы не допустить, чтобы усилия ЕС по сокращению выбросов парниковых газов были компенсированы импортом продукции, произведенной в третьих странах, где политика в области изменения климата менее амбициозна, чем политика Европейского Союза. Это также поможет предотвратить перемещение или импорт производства углеродоемкой продукции.

OIM вступит в силу в 2027 году и будет применяться к импорту с высоким уровнем выбросов углекислого газа. Его влияние на страны-экспортеры в Европейский Союз будет очень неравномерным. ЮАР и Индия при косвенной поддержке США уже оспаривают новый налог во Всемирной торговой организации, подчеркивая, что он является дискриминационным барьером в торговле.

Замещение (компенсация) госдолга природными ресурсами

Ожидается, что в ходе ассамблеи COP28 Франция и Кения создадут рабочую группу по инновационным источникам финансирования, включая так называемые «обмен долгов на изменение климата» или «обмен долгов на природные ресурсы».

В таких сделках страна-кредитор либо прощает часть существующего долга, либо предлагает новый кредит на более выгодных условиях. Соответственно, страна-должник обязуется финансировать проекты местного развития за счет собственных средств. Страны, пострадавшие от изменения климата и имеющие большую задолженность, такие как Барбадос и Сейшельские Острова, являются наиболее активными пользователями этого типа финансового механизма.

Группа, в которую входит 31 неправительственная организация, к которой присоединились исследователи и некоторые банки, в том числе очень влиятельный банк Barclays, предупредила, что свопы, которые существуют десятилетиями, часто не проверяются должным образом и подвержены коррупции. и может поощрять «зеленое» вымогательство средств. Следует подчеркнуть, что без новых финансовых обязательств страны с низкими доходами, возможно, не будут готовы согласиться на далеко идущие климатические цели. Премьер-министр Барбадоса Миа Моттли ранее в этом году заявила делегатам финансово сильных стран: «Нам нужна трансформация финансовой системы, а не просто реформа».

Чтобы разобраться во всем этом клубке сложных требований, заявленных обязательств и финансовых пробелов, необходим разбор наиболее важных дискуссий.

Фонд потерь и ущерба

Одним из наиболее важных вопросов на COP28 станет так называемый Фонд потерь и ущерба – давнее желание стран с низкими доходами.

Провала прошлогоднего климатического саммита в Египте удалось избежать в последнюю минуту, договорившись о необходимости создания Фонда потерь и ущерба. Решение о том, как он будет организован, будет принято в ближайшие дни на COP28.

Предполагаемый размер фонда после первоначального соглашения составляет всего 429 миллионов долларов США [393 миллиона евро], что является источником разочарования для многих развивающихся стран. Стать инвесторами приглашаются только страны с высокими доходами – 225 миллионов евро выделит Евросоюз, в том числе 90 миллионов евро профинансирует Германия. 60 миллионов фунтов стерлингов (68 миллионов евро) предоставляет Великобритания, 24,5 миллиона долларов (22,5 миллиона евро) — США и 9 миллионов евро — Япония.

Планируется, что фонд будет размещен во Всемирном банке. Это, в свою очередь, беспокоит страны, которые получат финансирование. Эти страны утверждают, что США доминируют во Всемирном банке, обладая наибольшей долей голосов; По влиянию за США следуют Япония, Китай и страны ЕС, и, конечно, понятно, кто будет принимать решения. Для решения этого вопроса глава Всемирного банка Аджей Банга заявил в конце ноября, что он «осознаёт необходимость обеспечить адекватное представительство группы 77 развивающихся стран в совете фонда…»

Долговые перерывы

Многосторонние институты развития, такие как Всемирный банк или Европейский банк реконструкции и развития, также могли бы помочь странам с низкими доходами другими способами, например, включив положения о предотвращении стихийных бедствий в их кредиты. Они автоматически отложат погашение долга на два года, высвободив часть денег, необходимых для оказания финансовой поддержки в случае наводнений, ураганов, землетрясений, извержений вулканов или пандемий. Такой подход необходим, учитывая, что разрушительные последствия изменения климата усугубляют хроническую нехватку денежных средств в странах с низкими доходами. В Пакистане наводнения 2022 года нанесли ущерб в размере 30 миллиардов долларов США [27 миллиардов евро], что превышает общий годовой бюджет Пакистана. В то же время Пакистану приходится тратить 50% своего бюджета на выплаты долга. Кроме того, 60% стран с низкими доходами сталкиваются с аналогичными долговыми рисками, что оставляет минимальные (или вообще отсутствуют) возможности для зеленых инвестиций.

Недавнее исследование показало, что в период с 2019 по 2021 год 43% стран, испытывающих финансовые затруднения, заплатили больше (выплаты по долгам) иностранным кредиторам, чем они получили в виде климатического финансирования за тот же период.

«Миллиарды в триллионы»

Еще более спорной является разница между плановым климатическим финансированием и суммами, выделяемыми самыми богатыми странами.

В 2009 году страны с высоким уровнем дохода обязались инвестировать 100 миллиардов долларов [90 миллиардов евро] в год в климатическое финансирование в период с 2020 по 2025 год. В ОЭСР заявили, что в 2022 году – на два года позже установленного срока – обещание было выполнено. Следует отметить, что общедоступных данных, подтверждающих это, нет. Несмотря на усилия, страны не смогли договориться об определении климатического финансирования с 2013 года. М. Джовен, заместитель министра финансов Филиппин, представляющий страну на переговорах ООН по изменению климата, назвал эту ситуацию «Диким Западом в сфере финансов…» В некотором смысле, это подтверждается данными, опубликованными One Campaign , которые показывают, что две трети обязательств, о которых сообщает ОЭСР, вообще не выплачены или имеют мало общего с климатом. Например, Япония сообщила об инвестициях в добычу угля как о финансировании смягчения последствий изменения климата… и тому есть много примеров.

Компания One Campaign обнаружила, что в период с 2013 по 2021 год сумма недостающих финансовых ресурсов достигла 343 миллиардов долларов США. В свете этого «хаоса» «Большая двадцатка» призвала к установлению «амбициозной, прозрачной и отслеживаемой» цели по климатическому финансированию к 2024 году. «Минимальная сумма» должна «начинаться» как минимум со 100 миллиардов долларов.

Похоже, что настоящее соглашение по новым стандартам отчетности, скорее всего, не будет достигнуто до ассамблеи следующего года (2024 г.). В любом случае объем предусмотренной в настоящее время помощи должен быть выше, чтобы ее бенефициары могли получить реальную финансовую выгоду.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.