«На волка в Германии надо разрешить охоту»

И еще одна хитрая овца прижмурилась, сделав вид, что на неё напали волки. Вот почему охота на хищников, которые всё больше и больше подвергают пасущихся животных в Германии, должна быть упрощена. Фото: фотоальянс/dpa | Борис Росслер

Волк все чаще становится источником опасности для других животных. Федеральный министр окружающей среды Германии, хочет, чтобы в будущем отстреливать опасных животных, нападающих на стада, можно было быстрее и проще. Однако, его предложение ещё далеко от реализации, объясняет Майкл Бреннер.

Волк нанес новый удар всего несколько недель назад. В конце августа в районе Штаде жертвами волков стали 55 овец. Это нападение является одним из многих нападений, которые не удалось предотвратить, несмотря на принятые меры по защите стада, такие как ограждения для защиты пастбищ и использование собак для защиты стада.

Это неудивительно, ведь сейчас в Германии насчитывается более 2000 волков. Даже если цифры различаются, нет никаких сомнений в том, что популяция хищников увеличивается из года в год.

Совместное предложение Европарламента принять резолюцию от 22 ноября 2022 года дало понять, что нынешняя ситуация воспринимается как неудовлетворительная. При этом парламент высказался за пересмотр статуса охраны волков. Резолюция направлена ​​на то, чтобы побудить институты ЕС – прежде всего Комиссию – переоценить волчью стратегию ЕС и осуществить трансграничный мониторинг. Инициатива оправдана тем, что популяция волков в Европе за последние десять лет увеличилась более чем на 25 процентов и волку больше не грозит исчезновение. В конечном итоге резолюция направлена ​​на переоценку охранного статуса волка, который уже более 20 лет закреплен в неизменном виде в Директиве о фауне, флоре и среде обитания (FFH-RL) и разрешение ограниченной и строго контролируемой охоты на волка.

В соответствии с европейским законодательством?

Директива FFH-RL имеет фундаментальное значение для облегчения управления популяцией волков, но в тоже время, это прежде всего прецедентное право Европейского суда (ECJ). Целью директивы является установление эффективного режима защиты видов диких животных, которые требуют особой защиты, чтобы достичь и обеспечить их благоприятный природоохранный статус в долгосрочной перспективе.

Статья 16(1) Директивы о средах обитания предоставляет государствам-членам, в случае отсутствия другого удовлетворительного варианта и при условии, что популяции управляемых видов в их естественном ареале остаются в благоприятном природоохранном статусе, делать исключения из режима строгой защиты.

Это исключение может быть применено, например, для того, чтобы предотвратить серьезный ущерб, сельскохозяйственным посевам и животноводству, а также лесам, рыболовным угодьям и водным объектам и другим формам собственности. Именно этот вариант законодательный орган реализовал в Германии с помощью пункта 2 статьи 45а Федерального закона об охране природы (BNatSchG).

Однако исключения также принимаются во внимание в интересах общественного здравоохранения и общественной безопасности или по другим веским причинам, преобладающим над общественными интересами.

С точки зрения управления популяцией волков особое значение имеет статья 16, параграф 1, e) Директивы о средах обитания, которая допускает выборочное, ограниченное и строго контролируемое удаление волков, также как и некоторых других видов животных, перечисленных в Приложении IV.

Требования к удалению волков

В постановлении от 10 октября 2019 года Суд ЕС более подробно уточнил требования по предоставлению исключений для отстрела – на техническом жаргоне «удаления» – при сохранении благоприятного природоохранного статуса популяции.

Чтобы иметь возможность обосновать исключение, необходимо в соответствующем государстве-члене, их трансграничных объединениях в соответствующем биогеографическом регионе или – в трансграничном – естественном ареале распространения, определить статус сохранения популяций на первом, а затем, на втором этапе. Одновременно необходимо определение географического и демографического воздействия, которое отступление от Директивы может оказать на статус сохранения популяции. Кроме того, необходимо оценить влияние исключения на территорию местной популяции волков, чтобы определить влияние исключения на статус их сохранения в более широком масштабе.

Европейский суд дал понять, что ответственный орган может устанавливать цели, которые могут оправдать исключение от общих правил. Однако эти цели должны быть «ясными, точными и хорошо обоснованными». Кроме того, отклонения от строгой охраны должны быть пригодны для достижения данных целей, формулировка которых находится в руках каждого государства-члена.

Варианты реализации в законодательстве государств-членов

Решение Европейского суда 2019 года ясно дает понять,  что план управления популяциями и национальное регулирование, устанавливающее максимальное количество животных, подлежащих удалению  в год охоты, могут иметь важное значение для того, останутся ли популяции управляемых  видов в благоприятном состоянии, несмотря на принятые исключения.

По мнению Европейского суда, оба элемента подходят для обеспечения того, чтобы «годовой совокупный эффект отдельных исключений не наносил ущерба поддержанию или восстановлению благоприятного природоохранного статуса популяций рассматриваемых видов».

Требуется активное управление волками

Чтобы обеспечить социально приемлемый, постоянно гарантированный благоприятный природоохранный статус популяции(й) волков, необходимо инициировать активное управление волками, выходящее за рамки индивидуальных вариантов, предусмотренных в разделе 45a BNatSchG. Действующий закон пока не выходит за рамки простого реагирования.

Активное управление волками должно быть направлено на то, чтобы уничтожение волков больше не было случайным и не зависело от конкретных событий, связанных с нанесенным ими ущербом. В этом отношении было бы возможным определить социально приемлемую численность популяции волков или конкретную квоту отстрела, исходя из состояния региональных популяций и всей федеральной территории, при необходимости принимая во внимание трансграничные популяции волков.

Текущей правовой основой для управления волками является исключительно раздел 45, параграф 7 BNatSchG и, в частности, раздел 45a BNatSchG, хотя меры, возможные на основе этих стандартов, не заслуживают термина «управление», поскольку они основаны на отдельных случаях и включают только разрешение  устранения, так называемых, проблемных волков.

Предложение правительства ограничивается «проблемными волками».

Существующая ситуация, позволяющая только реагировать на нападения “проблемных волков” является неудовлетворительной. На втором этапе совершенствования законодательства она должна быть  дополнена управлением популяцией,  хотя и с соблюдением требований законодательства Европейского Союза.

В четверг федеральный министр окружающей среды представила свои идеи о том, как можно быстрее отстреливать волков после того, как они напали на сельскохозяйственных или домашних животных.. Это относится к мандату коалиционного соглашения, которое предусматривает, что государства должны иметь возможность управлять своими запасами регионально дифференцированным образом в соответствии с европейским законодательством.

По предложению Лемке, в будущем должна появиться возможность отстреливать волка, находящегося в пределах 1000 метров от места нападения, в течение 21 дня, после того, как оно произошло. В отличие от предыдущей процедуры, вам больше не придется ждать результата анализа ДНК. «Разрешение на отстрел может быть предоставлено властями после того, как волк преодолеет разумные меры защиты стада в заранее определенных регионах с повышенным числом нападений и убитых пастбищных животных», — говорит Мини.

 

 

 

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.