ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИКИ ЛИТВЫ ЖДУТ ПОМОЩИ ОТ ГОСУДАРСТВА

фото Владимира Иванова (VZ)

Вся литовская промышленность переживает трудный период деревообрабатывающая отрасль не исключение. Потребление ее продукции в последнее время снижается. Самый громкий сигнал тревоги бьют мебельщики страны: по мере того как рынок производства мебели сжимается, компании сокращают объёмы и увольняют рабочих, промышленники возлагают надежды на государство, которое, усвоив уроки пандемии, имеет полное «меню лекарственных препаратов». Представители деревоперерабатывающей отрасли, предлагая властям принять во внимание создаваемую ими более высокую добавленную стоимость, вновь просят разрешить им закупать сырье в приоритетном порядке.

Лесная промышленность является важной составляющей экономики Литвы: этот сектор промышленности генерирует около 7% ВВП в год, а древесина и продукция из нее составляют около 12% экспорта страны. Указанный сектор генерирует около 2 миллиардов евро для ВВП ежегодно, на работающих в нем приходится 4-5% всех рабочих мест в стране.

Раймондас Имбрасас, глава Ассоциации деревообрабатывающей промышленности, говорит, что еще большая ценность отрасли заключается в том, что большинство рабочих мест создается в регионах, где предложение рабочих мест ограничено.

По его словам, продажи продукции лесного сектора в последнее время также снижаются из-за снижения уровня потребления. Например, как сообщило в апреле кредитное бюро “Creditinfo Lietuva”, спрос на мебельную продукцию в этом году снизился на 32,5% по сравнению с октябрем прошлого года.

Экономисты говорят, что уровни потребления одинаковы по всей Европе — продажи мебели, которые выросли во время пандемии из-за удаленной работы, сейчас относительно умеренные.

Ближайшие экономические тенденции на Старом континенте также не обещают ничего более счастливого. Глава ассоциации, оценивая столь неопределенную ситуацию, напоминает: компании имеют кредиты в банках, вложили средства в новое оборудование, создали новые производственные базы, обеспечили себя складскими и логистическими мощностями, трудоустроили большое количество сотрудников.

Все это вызывает серьезные опасения по поводу ближайшего будущего лесной отрасли. Существует также обеспокоенность по поводу древесины, спрос на которую, по прогнозам, в будущем увеличится. Уже доброе десятилетие представители этого сектора обращаются к представителям власти с просьбой предоставить приоритетное право на снабжение отечественной деревообрабатывающей промышленности сырьем. Один из аргументов заключается в том, что эта отрасль создает для государства гораздо более высокую добавленную стоимость, чем элементарный экспорт древесины в другие страны.

Некоторые члены Сейма откликнулись на запросы отрасли в этом году — их инициатива направлена ​​на установление четкого направления использования государством своих лесных ресурсов: предлагается внести изменения в статью 7 Закона о лесах и установить, что реализация древесного сырья и (или) лесосечных отходов происходит на оптовых аукционах таким образом, чтобы не менее 80% сырья перерабатывалось в продукцию с более высокой добавленной стоимостью на территории Литвы.

Другими словами, ограниченные лесные ресурсы Литвы будут использоваться рационально и эффективно. Р.Имбрасас подсчитал: после принятия проекта поправок к закону в Литве прогнозируется дополнительно перерабатывать 500 тыс. кубометров древесины. Это позволит создать около 3 тысяч новых рабочих мест непосредственно в деревообрабатывающей отрасли и создавать производство стоимостью 65 миллионов евро в год.

На пути столь заманчивой прогнозной статистики пока стоит Совет по конкуренции (СК). Авторам проекта поправок в закон поручено проанализировать, создадут ли предлагаемые изменения более благоприятные условия для некоторых компаний, закупающих древесину.

Поясняется, что изменения в порядке реализации древесины в государственных лесах могут повлиять на конкуренцию, поэтому составители предлагаемых поправок в Закон о лесах должны провести оценку влияния проекта на конкуренцию.

В докладе СК подчеркивается, что стремление обеспечить удовлетворение интересов конкретных хозяйствующих субъектов путем продажи им древесины из государственных лесов автоматически приводит к дискриминации других покупателей древесины. Учреждение также указывает, что предлагаемое постановление также должно оцениваться в соответствии с правилами государственной помощи, гарантируя, что такая помощь не будет предоставлена ​​или что она будет законной.

Сколько раз представители лесоперерабатывающей отрасли просили предоставить им возможность закупать государственную древесину в приоритетном порядке, столько раз им приходилось слышать опасения в возможном нарушении конкуренции и слова о том, что такая льгота может противоречить принципу свободного перемещения товаров на рынке ЕС, а новая процедура может рассматриваться как незаконная государственная помощь.

Правда, в 2020 году Тогдашний министр окружающей среды Кястутис Мажейка пояснил: учитывая практику других стран, координировать свои действия с Европейской комиссией нецелесообразно, потому что это не прямая государственная помощь.

Тогдашний премьер-министр Альгирдас Буткявичюс пытаясь защитить такой приказ еще в 2015 году. привел несколько примеров стран, отдающих приоритет лесоперерабатывающим компаниям при закупке древесины. Среди них – Латвия, Эстония, Польша, Швеция.

Например, в Латвии только местные перерабатывающие компании могут покупать древесину в круглом виде из государственных лесов. Для этого они должны задекларировать производственные мощности, иметь определенное количество сотрудников и платить налоги в государственный бюджет.

Будущее деревообрабатывающей отрасли (как, впрочем, и всей промышленности) во многом будет определяться деловой хваткой – тем насколько она сможет находить решения и адаптироваться к меняющимся условиям.

Однако, по мнению ВЖ, власти также должны научиться прислушиваться к бизнесу и принимать решения: какая государственная политика реализуется и какому сектору следует отдать приоритет – тому, который производит добавленную стоимость, создает новые рабочие места и платит налоги в госбюджет, или перекупщикам сырья. Стремление укрепить промышленность своей страны, создать большую добавленную стоимость – это нормальное желание.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.