Им нужно усерднее работать над большим количеством задач и использовать более мягкие навыки
Духовный рост — странная обязанность бизнес-школ, готовящих выпускников к тому, чтобы зарабатывать манну в светском мире. Одно из таких учебных заведений, например, Париж, тем не менее решило отправить студентов в путешествие по сельской местности Франции в отдаленную деревню, где монах-бенедиктинец (бывший юрист) помогает им решить этические дилеммы. Вопрос о том, представляет ли собой трехдневный семинар переход от логики бизнеса, ориентированной на прибыль, к более доброй и мягкой форме капитализма, является предметом споров. Но это показывает, что ожидания от отличной программы MBA и, соответственно, от отличного руководителя постоянно меняются.
Курсы MBA (с нашим рейтингом вы можете ознакомиться на сайте economist.com/whatmba) раньше фокусировались на обработке чисел и бизнес-стратегии. Руководители все еще должны овладеть этими навыками. Тем не менее, корпоративный мир изменился с тех пор, как степень магистра делового администрирования впервые стала обрядом посвящения для высокопоставленных руководителей. Управленческие команды отвечают растущему числу «заинтересованных сторон», от сотрудников до общественных активистов, и сталкиваются с общественным вниманием к экологическим, социальным и управленческим показателям своих компаний. Простое создание стоимости для акционеров больше не помогает.
Одним из следствий этой тенденции является то, что для ведения современного бизнеса требуется постоянно расширяющийся список полномочий и компетенций. Ожидается, что в дополнение к финансовой и цифровой грамотности, стратегической проницательности и коммуникативным навыкам руководители будут хорошо разбираться в цепочках поставок, науке о климате и многом другом. Они должны обеспечить, чтобы их рабочая сила была разнообразной и инклюзивной. И поскольку трудовая жизнь становится гибридной, смешивая время в офисе с работой дома, их также просят проводить больше времени, проверяя подчиненных.
Некоторые из этих новых обязанностей делегированы новым корпоративным ролям. Принц Гарри — «директор по влиянию» компании из Силиконовой долины. Юридическая фирма Clifford Chance назначила руководителя по глобальному «благополучию и опыту сотрудников». Почти 5000 человек в социальной сети LinkedIn называют себя «главными специалистами счастья». Тем не менее, большинству высокопоставленных менеджеров почти наверняка придется выполнять каждую из этих новых задач в большей или меньшей степени.
Поскольку в сутках 24 часа, а даже энергичным руководителям нужен сон, их рабочая нагрузка меняется. Уделяя больше времени сотрудникам и другим заинтересованным сторонам, лидеры корпораций меньше занимаются другими делами, в том числе критически важными, такими как разработка стратегии для своей фирмы. С 2006 года Майкл Портер и Нитин Нория из Гарвардской школы бизнеса отслеживают, чем занимаются генеральные директора в течение всего дня. Они обнаружили, что начальники тратят 25% своей трудовой жизни на развитие отношений с инсайдерами и аутсайдерами, больше, чем на стратегию (21%), корпоративную культуру (16%), рутинные задачи (11%) и заключение сделок (4%).
Хотя господа Портер и Нориа еще не располагают соответствующими данными, неофициальные данные свидетельствуют о том, что гибридная работа может еще больше смещать рабочий день руководителей в сторону управления людьми. Руководители отдела кадров сообщают, что менеджеры, например, тратят больше времени на присмотр за персоналом. Боссы были гибридными работниками до covid-19. До пандемии генеральный директор проводил около половины своего времени в офисе, а остальное время — на внешних встречах, в поездках или иным образом работая удаленно. Более трети их общения происходило через видеочат, электронную почту или телефон. Разница сейчас в том, что все остальные проводят в офисе столько же времени, если не меньше. Это еще больше снижает возможности для личного контакта, что делает построение отношений с сотрудниками более трудным и почти наверняка требует больше времени.
Поскольку рабочая нагрузка руководителей в 21 веке меняется, то же самое происходит и с учебными программами MBA. Многие учреждения активно внедряют новые, более удобные модули. В Гарвардской школе бизнеса теперь есть проект под названием «Переосмысление капитализма». INSEAD, французское высшее учебное заведение, обучает студентов теме «Бизнес и общество». Многие программы MBA предлагают курсы по навыкам межличностного общения. Некоторые из них приспосабливают занятия к эпохе Zoom, например, указывая на распространенные ловушки виртуальных переговоров. Это обязательно оставляет меньше времени для других, более традиционных программ.
Некоторые школы даже коренным образом пересматривают свою политику найма, чтобы отразить меняющийся характер современного менеджмента. Это может включать проведение групповых собеседований для оценки мягких навыков кандидатов, а не только их интеллекта, или проверку кандидатов на эмоциональные качества, такие как эмпатия, мотивация и устойчивость, с помощью анкет, писем или эссе. Изменения в том, кого набирают бизнес-школы, а также в том, чему они учат, могут, в свою очередь, повлиять на тех, кто подает заявление. Учитывая, что степень бизнес-школы предназначена отчасти для того, чтобы послать мощный сигнал об исполнительской компетентности, это может определить, какой тип человека поднимется в корпоративной иерархии. Возможно, это не MBA ваших родителей.
