Выступление Даниила Маландия заставило меня полезть в архив, найти свой отчет по программе ФЛЕГ 2013 года и разместить его вводную часть. С того времени мало что изменилось. В стране до сих пор нет не только лесной политики, но даже её основ. Гослесагенство не могло и не может реализовать то, чего нет и действует тактически, сообразно переменчивым “хотелкам” своих быстро меняющихся, , но стабильно не профессиональных руководителей, представляющих интересы сначала директоров лесных предприятий, затем партий, а в последнее время, кланов, чиновников и олигархов. Они всегда служили хозяевам, но в душе больше всего любили “зелень” и “власть”, ощущение которой давали окружающие “слуги -соратники”…
Защищать интересы леса и народа в сложившейся ситуации могут только безнадежные романтики, но их общий недостаток, – плохое лесное образование (хорошему в этой стране неоткуда взяться) и отсутствие исторической памяти, мешает быть эффективными и инициативными.
Самоё страшное в том, что в отсутствие лесной политики, сформировано и продолжает формироваться лесное законодательство, представляющее собой набор текстов, полных конфликтов интересов и глупостей, убивающих и лес, и лесное хозяйство.
Чтобы переломить ситуацию надо сначала фундаментально в ней разобраться. А это не делали ни в Минприроде,- при разработке Стратегии развития лесного хозяйства до 2035 года, ни в Гослесагентсве, где подготовку реформ заменили имитацией процесса, дешевым пиаром и подбором соответствующих исполнителей, готовых на все за место у лесной кормушки… Похоже в этом Правительстве нет специалистов, способных взяться за такую работу…
Итоги будут печальны. Однако, всё равно разбираться придется . Для тех, кто готов взяться за этот неблагодарный труд, размещаю скучный текст. Прочтите и попробуйте ответить на вопрос вынесенный в заголовок, а также сформулировать политические вопросы на которые до сих пор нет адекватного ответа.
Лесная политика и стратегия Украины: законодательство и реалии
Термин – «лесная политика» давно стал привычным в Украине. Полномочия по формированию и реализации государственной политики в сфере лесных отношений определены в Лесном Кодексе Украины (ЛК)[1]; в лесных ВУЗах более десяти лет изучается соответствующая дисциплина; проблемам формирования лесной политики посвящены многочисленные публикации.
В Лесном Кодексе Украины используется понятие «государственная политика в сфере лесных отношений», который можно рассматривать, как синоним более распространенного и короткого термина «лесная политика». Формирование и определение основных направлений государственной политики в сфере лесных отношений является одним из основных путей государственного регулирования и управления /ЛК, ст.25/. Законодательство определяет следующие полномочия, относящиеся к государственной политике в сфере лесных отношений:
- определение основ;
- внесение предложений по формированию;
- формирование;
- обеспечение реализации;
- реализация;
- контроль.
Распределение данных полномочий неоднократно менялось в связи с проводимыми административными реформами, что сопровождалось внесением соответствующих поправок в законодательство, последние из которых датированы мартом и октябрем 2012 года. В Лесном Кодексе некоторые органы исполнительной власти, имеющие отношение к государственной лесной политике, прямо не названы. Это вызвано тем, что структура Кабинета Министров Украины, периодически меняется, что сопровождается изменением названий органов власти и перераспределением их полномочий. В Лесном Кодексе /гл.3/ в качестве субъектов государственного регулирования в сфере лесных отношений упомянуты:
- центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере лесных отношений. В настоящее время это Министерство аграрной политики и продовольствия /ЛК, ст.28/;
- центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере лесных отношений, – Государственное агентство лесных ресурсов /ЛК, ст.28-1/;
- центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере окружающей природной среды, сфере лесных отношений, – Министерство экологии и природных ресурсов /ЛК, ст.29, 29.1/;
- центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную лесную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, возобновления и охраны природных ресурсов, в сфере лесных отношений /ЛК, ст.29-2/.
Полномочия, относящиеся к государственной политике в сфере лесных отношений, указаны в Положениях о соответствующих органах государственной исполнительной власти, которые приняты Указами Президента. Это позволяет в случае необходимости оперативно изменять структуру и полномочия органов исполнительной власти, без внесения поправок в законодательство.
Распределение полномочий, относящихся к лесной политике, между органами власти, которые прямо упомянуты в Лесном Кодексе, приведено в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Распределение полномочий, относящихся к государственной лесной политике Украины в сфере лесных отношений
Полномочия | Орган государственной власти | Правоустанавливающий документ |
Определение основ | Верховный Совет | Лесной Кодекс, ст.26 |
Внесение предложений по формированию | Гослесагентство Госэкоинспекция | Положение о государственном агентстве лесных ресурсов Украины Положение о государственной экологической инспекции Украины |
Формирование | Минагрополитики, Минприроды | Положение о Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины Положение о Министерстве экологии и охраны природы Украины |
Обеспечение реализации | Кабинет министров Минагрополитики ВР АР Крым, областные[2] и районные советы Совмин АР Крым, областные государственные администрации Районные государственные администрации | Лесной Кодекс, ст.27 Положение о Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины Лесной Кодекс, ст.30 Лесной Кодекс, ст.31 Лесной Кодекс, ст.32 |
Реализация | Гослесагентство Минприроды Госэкоинспекция | Положение о государственном агентстве лесных ресурсов Украины Положение о Министерстве экологии и охраны природы Украины Положение о государственной экологической инспекции Украины |
Характерно, что в разных нормативно-правовых документах для определения государственной лесной политики используют различные термины. Речь идет:
- о «государственной политике в сфере лесных отношений» (ЛК);
- о «государственной политике по вопросам «лесного и охотничьего хозяйства» (Положение о Минагрополитики);
- о «государственной политике в сфере рационального использования, возобновления и охраны природных ресурсов» (положение о Минприроды и Госэкоинспекции).
Во всех случаях, подчеркивается то, что лесная политика является государственной. Подобный подход, – атавизм социалистической системы управления, базировавшейся на исключительной государственной собственности на землю и природные ресурсы, в том числе и леса. В демократических странах с рыночной экономикой предпочитают употреблять термин «Национальная лесная политика» или «Лесная политика», подчеркивая тем самым то, что она разрабатывается и реализуется в интересах всего народа, независимо [A1] от форм собственности на леса и земли. Различия в формулировке тесно связаны с подходами к разработке лесной политики:
- государственная, – предполагает приоритет государственных интересов и разрабатывается органами государственной власти;
- национальная, – базируется на учете всего спектра интересов населения страны и формируется в процессе публичного обсуждения со всеми заинтересованными сторонами.
Интересы разных слоев и групп общества, связанные с лесом и лесными ресурсами, многообразны и часто противоречивы. Именно поэтом в современном мире лесная политика рассматривается как соглашение, достигнутое в результате переговоров между правительством и всеми заинтересованными участниками. В украинском варианте, зафиксированном в Лесном Кодексе, представители бизнеса, научные, общественные организации и даже некоторые органы государственной власти, прямо заинтересованные в использовании лесов и лесных ресурсов, исключены из процесса формирования лесной политики. К последним относятся:
- Министерство экономического развития и торговли формирующее государственную региональную, торговую и ценовую политику, которая имеет непосредственное отношение к лесному сектору;
- Государственное агентство земельных ресурсов Украины, реализующее государственную политику в сфере земельных отношений, являющихся фундаментом на котором базируется развитие отношений связанных собственностью на леса и лесопользованием.
Очевидно, что список органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций разной направленности, имеющих те или иные интересы, связанные с лесом значительно больше, чем перечень государственных структур, упомянутых в Лесном Кодексе. Попытки перечислить и законодательно определить полномочия и ответственность структур, заинтересованных в вопросах формирования и реализации лесной политики, изначально обречены на провал. Именно поэтому, в большинстве стран мира реализуют иной подход к формированию лесной политики. Ответственность за её подготовку возлагается на одну из правительственных структур высокого уровня (Министерство, Кабинет Министров, Парламент), которая организует процесс публичного обсуждения проблем, имеющих отношение к лесу и требующих политического решения. В процессе обсуждения могут принять участие все заинтересованные структуры, в том числе и формально не имеющие отношения к лесу и лесному сектору.
В законодательстве Украины нет каких-либо документов раскрывающих содержание понятия «лесная политика». Нет явно сформулированных заявлений по поводу «основ лесной политики», «целей лесной политики», «предложений по формированию лесной политики», «содержанию лесной политики». К чему сводятся основы лесной политики определенные Верховной Радой? Какие предложения по формированию лесной политики внесли Гослесагентство и Госэкоинспекция? Какова государственная лесная политика сформированная Минагрополитики и Минприроды? Реализация какой политики, в сфере лесных отношений, обеспечивается Кабинетом Министров и государственными органами власти областного и районного уровня? Чью и какую политику реализует Гослесагентство? В настоящее время, на все эти вопросы нет конкретного ответа. В этой связи, нормы законодательства, относящиеся к государственной политике в сфере лесных отношений, являются декларативными и бланкетными (пустыми). Однако, это не означает, что в Украине нет лесной политики.
Лесная политика проводится любым государством и сводится к действиям Правительства и иных заинтересованных участников по отношению к лесу и лесным ресурсам. Лесная политика может быть сформулирована и предъявлена обществу, но может реализоваться и без этого. Украина относится к тем, уже очень не многим, странам которые никогда не формулировали собственной лесной политики в явном виде и действовали в зависимости от меняющихся обстоятельств (вставка 1).
Лесная политика Украины в 20 веке |
Во времена Российской империи до 1917 года) на территории Украины преобладали частные леса(около 70%). Государство практически не вмешивалось в деятельность владельцев леса, сосредоточив свое внимание на ведении хозяйства в лесах казны. Результаты : – катастрофическое уменьшение общей площади лесов, за счет бесконтрольной вырубки частных лесных массивов. Во второй половине 19 начале 20 века лесная площадь равнинной части Украины уменьшилась более, чем на 2 млн.га ; – значительные доходы казны за счет экономически эффективного ведения хозяйства в государственных лесах. В 1898 году средняя прибыль бюджета с одного гектара государственных лесов Киевской губернии составляла 8 руб. Очевидно, что в этот период государственная лесная политика, объектом которой должны быть все леса страны, лишь зарождалась. По отношению к своим лесам государство выступало в качестве достаточно эффективного хозяина, ориентированного на использование их ресурсного потенциала и увеличение доходов. В годы революции и гражданской войны (1917-1921)на первый план выдвинулось социальное значение лесов. Для обогрева жителей крупных городов было необходимо огромное количество дров. И они были заготовлены, причем в насаждениях непосредственно примыкающих к крупным городам и абсолютно бесплатно. Экологическое и экономическое значение лесов в той ситуации в расчет не принималось и это вполне объяснимо. Результаты: – тысячи спасенных жизней; – установление нового общественного строя, базирующегося на приоритете общегосударственной собственности (широко известно высказывание Ленина о том, что «леса спасли революцию»); – сегодняшнее преобладание 70-90 летних насаждений в зеленых зонах многих украинских городов. Эти леса, в значительной мере, возникли на месте концентрированных вырубок после революционного пятилетия. Лесная политика, проводимая правительством УССР в период НЭПА (1924 –1929), сводилась к передаче всех лесов в государственную и общественную собственность, а также становлению новых структур и методов управления, совмещающих возможности плановой экономики и рыночных методов хозяйствования, использовавшихся в казенных лесах до революции. Результат: – соблюдение норм лесопользования; – получение значительной прибыли от ведения лесного хозяйства (средняя прибыль с гектара лесной площади в 1928/1929 году достигла 10,1 рублей. В период с 1930 по середину 50-х годов лесная политика сводилась к использованию лесных ресурсов для целей становления, а позднее восстановления народного хозяйства и полному отказу от рыночных отношений в лесном секторе экономики. Лесное хозяйство в этот период свелось к обеспечению заготовок и поставок древесины, а леса были сильно истощены. Лесная политика, проводимая, с середины 50-х до начала 90-х годов базировалась на: 0- необходимости скорейшего восстановления ресурсного потенциала лесов Украины; – приоритете экологических и социальных функций леса; – неограниченной возможности удовлетворения потребностей в древесине за счет других регионов СССР; – централизованной и регионально дифференцированной системе управления и хозяйствования;планово-распределительной системе реализации основного объема заготавливаемой древесины; – сметно-бюджетной системе финансирования лесохозяйственных работ; Результат: – значительное увеличение площади (2418тыс. га) и запаса (в два раза) лесов; – рост доли заповедных, защитных и рекреационных лесов; – быстрое развитие деревообрабатывающей промышленности Карпатского региона; – искажение результатов экономической деятельности и убыточность государственного лесного хозяйства; шаблонность методов хозяйствования, упрощение структуры и снижение устойчивости лесов |
На разных исторических этапах лесная политика, проводимая на территории Украины, не однократно и кардинально менялась в зависимости от общих задач развития государства. Однако, она всегда была ситуационной и не сбалансированной, так как приоритеты развития менялись и одни цели достигались за счет игнорирования других. Подобная ситуация была характерной для многих стран мира, но в последние десятилетия, в большинстве стран она кардинально изменилась.
В связи с появлением новых глобальных вызовов и быстрым изменением роли лесов в жизни человека была сформулирована концепция устойчивого управления лесами и начата разработка инструментария для её реализации. Одним из таких инструментов является цепочка планирования действий, направленных на достижение долгосрочных целей развития и использования лесов и лесных ресурсов состоящая из трех звеньев:
Национальная лесная политика – определяет виденье целей и направлений деятельности;
Национальная лесная стратегия (программа, план) – детализирует план развития и реформирования лесного хозяйства;
Лесное законодательство – создает правовую основу для реализации выбранной стратегии.
В понимании многих, термины «стратегия» и «политика» воспринимаются, как синонимы. Поэтому в некоторых странах, обычно с устоявшейся системой управления лесами (Великобритания, Финляндия) лесная политика входит в лесную стратегию, как её неотъемлемая часть. Однако, подавляющие большинство стран предпочитают формулировать лесную политику в явном виде.
Для стран с устоявшейся системой управления лесами, это связано с появлением новых вызовов, заставляющих пересматривать традиционные цели и методы ведения лесного хозяйства: изменение климата, возрастание социально-экологической роли лесов, снижение доходности лесного хозяйства, международные соглашения.
Для стран, формирующих экономику, политику, законодательство и систему государственного управления, определение лесной политики особенно важно, так как стратегическое планирование, реформирование и совершенствование законодательства, без ясного виденья целей развития и направлений деятельности по их достижению, обычно не эффективно.
Украина относится к числу не многих стран пока не сформулировавших свою лесную политику в явном виде. Многие чиновники лесного ведомства считают, что она не нужна, так: во-первых, положения лесной политики приведены в Лесном Кодексе, Концепции развития и реформирования лесного хозяйства, Государственной программе «Леса Украины» и других законодательных актах; во-вторых, уровень ведения лесное хозяйство в стране один из наиболее высоких в Европе. Для определения истинности этих утверждений проанализируем реализацию стратегии лесного хозяйства и основные тенденции его развития.
[1] Полное название всех упомянутых в тексте нормативно-правовых актов приведено в списке, размещенном в конце отчета
[2] Городские советы и администрации городов Киев и Севастополь имеют такие же полномочия, как соответствующие органы власти областного уровня.
8 коментарів
oleg1965
Релігійність це ще не віра. Релігійна людина може бути невіруючою. Ставлячи релігійні практики (ходіння до церкви, молитви, дотримання норм моралі) без віри в Бога людина стає релігійним фанатиком. Релігія стає для неї «Ідолом» і тим самим заважає любити Бога і любити – релігійність з емоційним піднесенням, екстазом, магічним підходом – поторгуватись з Богом, я тобі свічку, молитву, пожертву, а Ти мені… Соціологічні дослідження показали що на заході Україні люди частіше ходять до церкви, а корупції більше ніж на сході України. В таких країнах як Німеччина, Нідерланди, Бельгія католицизм християнство переживає кризу, але там тепер спостерігається високий рівень життя.
Про релігійний фанатизм йдеться у Біблії де фарисеї дякують Богу що вони не такі як той корумпований митар. Але корупційний митар який каявся вийшов виправданий, а не безгрішні фарисеї. В іншій притчі митар Закхей – керівник митників і всіх корупціонерів виліз на дерево щоб побачити Ісуса Христа і почув: «Закхей! зійди скоріше, бо сьогодні потрібно Мені бути у тебе в домі … Нині прийшло спасіння дому цьому, бо й він син Авраама, бо Син Людський прийшов знайти і спасти, що загинуло».
Напевно коли ми побачимо, що люди з влади зроблять за прикладом Закхея то тоді почнеться справжня віра, а за нею релігійність. На жаль в Україні одні фарисеї встановлюють закони, а інші їх так виконують, а ще інші так їх контролюють.
Мають шанс почути “ГОРЕ ВАМ…”
repair les
Якщо шукати відповіді на питання в релігійних текстах, то її давно надано: ” Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожнейшие из сынов человеческих возвысились”.
popkov
Хороший пример… Однако в Германии, католическая и особенно протестантская мораль за долгие годы стала частью национального характера. Традиции неприятия воровства, привычка к порядку и пунктуальности у немцев уже в крови. В Украине было бы тоже самое, но советская власть и войны хорошо поработали. Почти 100 лет отрицательной селекции, в ходе которой намного сильнее страдала мужская часть нации, принесли свои плоды. К сожалению, и сейчас происходит нечто подобное.
Кроме того, на западе совсем иное отношение граждан к своему государству. Мы получили государственность фактически случайно без борьбы и унаследовали советское убеждение в том, что у государства “скоммуниздить” не грех. Те кто быстро сориентировался и был успешнее в обогащении за народный счет, стали примером для поколения ЮБ. Те кому делать это домашнее воспитание не позволяло, а таких в Украине было очень много, выехали за кордон или нашли себе тихую гавань, под защитой профессии: работать ведь кому-то надо…
Значительная часть национальной элиты сделала своё состояние с использованием коррупции и более чем терпима к ней. Но основная масса людей нищает на глазах и долго терпеть не сможет. Да и Запад не станет помогать коррупционерам…
Сейчас ситуация меняется к лучшему и на мой взгляд шанс на “экономическое чудо” у страны есть. Но перед тем как оно случится ещё не раз придется принять ледяной душ, от много отказаться и пережить очень тяжелые времена…
ivanmisko
Можливо ,але як зрозуміти ,чому наприклад в Німеччині 25 відсотків населення важать себе не релігійними ,і непривязюються до жодної з релігій ,при цьому зуміли побудувати одне з найкращих суспільства в світі
popkov
В Украине была очень ослаблена религия, а вместе с ней и мораль. Отсюда и фарисейство и терпимость к коррупции… Но это лечится, хотя лекарство горькое..
ivanmisko
З Болоховцями все зрозуміло,вони діють цілеспрямовано опираючись на знання та науку,виключно у власних інтересах.А всі інші де ??Багатотисячний колектив ,профспілки,товариство лісівників ,чому вони перестали виконувати своі функціі ??
Щоб іти далі ми повинні знайти,визнати та опрацювати причини цих подій ,можливо вони національні :відсутність в переважній більшості освідченості ,недружелюбність ,небажання самим вирішувати своі проблеми і т д .
Наразі в Украіні місце ,де зміг захистити себе лісівник відсутнє.А система розправилася з директорами і невдовзі візьметься за неслухняних лісничих, і все заради власного збагачення і мова йде не про відсотки ,а про половину офіційного заробітку .В телефоних розмовах мабудь в переше в історіі озвучена сума 300 млн дол ,якщо прораховувати з цієі цифри то збитки корумпованоі діяльності для держави сягають не менше 2-3 млд дол ,це також потрібно обговорювати .
Нам потрібно вивчити досвід Європейських краін таких як Німечина,Великобританія яким чином співіснують всі організаціі які повязані з лісом та навколишнім середовищем,від прав лісника та його заробітньоі плати до механізма прийняття законів(як приклад організаціі які виділяють кошти ,немають права ними розпоряджатися )В цих краінах ,яким то чином співіснують всі ,незалежно своіх релігійних,мовних ,расових та інших відміностей.
І в подальшому створити професійне місце ,яке зможе впливати на життя лісовоі галузі як в краіні так і за іі межами
popkov
Для ivanmisko. Предпосылки для создания лесной политики в стране, никогда раньше так долго не имевшей государственности, конечно есть. На ключевой вопрос: “Почему не имевшей государственности ?” Вы дали исчерпывающий и универсальный ответ, – “Передумови були відсутні”. И цикл повторится: тех кто видел предпосылки работать на Родину, а не на родину, поубивают или пересажают, а всегда выживающие приспособленцы пробьются в элиту при любом раскладе и займутся любимыми делами: присваивать народное, пиарить себя, сибаритствовать и учить, тех кто проще, дисциплине и толерантности.
Хороший план.. Народ вероятно выдержит … Вот по поводу леса и земли у меня есть большие сомненья… Вы не слышите? Они уже давно стонут… Боюсь надолго их не хватит…
Что касается кадров и науки, то они формируются в считанные годы: талантов в Украине пруд-пруди…. Просто надо, чтобы во всем была справедливая конкуренция и каждый получал по заслугам… У нас же в менталитете кумовство и семейственность… О какой науке речь при таких моральных приоритетах, как у Пети или ЛДУЛа?
И, конечно, не вздумайте обидится. Я просто “ревную” таких людей как Вы к СИСТЕМЕ. Надеюсь Вы понимаете, что ЮБ провел институциональную реформу, но СИСТЕМЫ не поменял, более того усилил в ней худшее. К СИСТЕМЕ у меня свой счет: она проглотила, переварила и выплюнула тысячи тех, кто мог сегодня быть гордостью лесного хозяйства Украины… Свой потенциал они уже никогда в этой жизни на благо страны не реализуют… Многие замараны из-за простого желания заниматься любимым делом и при этом жить достойно… Она закрыла доступ к управленческому корпусу отрасли нормальным лесоводам. Может хоть один случайно остался? Подведение итогов испытательного срока покажет… Кроме того, СИСТЕМА лишила меня многих людей, которых я любил и считал друзьями… Она осознанно востребовала в них худшее, поставив против моей дружбы, благополучие и нормальную жизнь родных и близких…Выбор тут очевиден и обид у меня нет…только легкое разочарование…
Украинский классик многого не предвидел … Он писал: ” “Лупайте сю скалу!”, но со временем “скал” стало больше и многие выбрали только одну, наиболее очевидную. Это значит что в их сознании орки прикрыли СИСТЕМУ (на самом деле орки и СИСТЕМА – союзники) и она получила “льготный период” для переформирования и распространения метастаз…
Я никому не желаю зла, но боюсь с толерантностью к СИСТЕМЕ у меня не получится…
ivanmisko
Передумови для створення лісової політики сьогодні в державі відсутні ,ні кадрів ,ні науки .Змінюються правила гри ,ми не встигаємо за ними ,як приклад закон про лобізм чи піар іт д .Європейські країни якимось чином зуміли разом співіснувати бідні ,багаті ,різних національностей і тд і враховують інтереси всіх ,а в нас на сьогодні враховуються інтереси тільки корупційних груп ,так що нам потрібно вчитися разом жити і бути толерантними .
Comments are closed.