Частные леса и вице-премьер “по лесу”

На прошлой неделе президент Майя Санду провела встречу с представителями 24 лесохозяйственных предприятий страны, агентства “Молдсилва” и Министерства окружающей среды. Обсуждалась давно уже обещанная Национальная программа по расширению и восстановлению лесов на 10-летний период (2023-2032 гг.) и план действий по ее внедрению на ближайшие пять лет, проект которой опубликован на сайте правительства для публичного обсуждения. Документ нужный, большой, дорогостоящий и… в текущих условиях мало выполнимый. Ну хотя бы потому, что для успешного облесения предполагаемых территорий (не менее 145 тыс. гектаров) нужны очень большие средства.

Полгода назад бывший министр окружающей среды Юлиана Кантараджиу на общественном телеканале Moldova 1 заявила, что предполагаемые затраты на успешное облесение только 100 тыс. гектаров составляют 1 млрд. евро. В представленном сейчас на обсуждение проекте в течение первых пяти лет предполагается инвестировать в программу всего 370 млн евро. И то, как написал в соцсетях доктор биологии, председатель экологической организации ECO-Tiras Илья Тромбицкий, “понятно, что это будут в основном деньги Евросоюза”. То есть средств на облесение республики пока нет. Но экологи и общественники очень надеются, что найдутся. Тем более что сегодня у РМ, как они говорят, есть “уникальное окно возможностей по привлечению внешних средств на восстановление лесов и увеличение лесных массивов”.

Заколдованная цифра “15%”

Национальная программа по расширению и восстановлению лесов разрабатывалась под эгидой президента Майи Санду – после того, как 2,5 года назад она объявила лесовосстановление национальным приоритетом, и была образована рабочая группа по подготовке соответствующего документа стратегического значения.

В апреле 2021 года глава государства провела первое заседание на президентской платформе, где обсуждались вопросы разработки и реализации программы облесения. В нем приняли участие представители профильных госструктур, гражданского общества в области окружающей среды и представители Конгресса местных властей Молдовы.

“Облесение должно стать одной из основных целей нашей страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Программа расширения, управления и активной защиты лесов необходима для прекращения чрезмерной эксплуатации и деградации лесного фонда”, – заявила президент.

С лесами в Молдове действительно всё очень грустно. Молдова является одной из самых безлесных стран Европы (некоторые специалисты говорят, что самой безлесной). В 2014 году Европейская экономическая комиссия ООН представила “Обзор результативности экологической деятельности в Республике Молдова”. В документе говорилось, что по состоянию на 2012 год площадь лесов в нашей республике составляла около 12,5% территории страны. Причем более половины молдавских лесов (53%) относятся к лесным насаждениям, а остальная часть (46%) занята полуестественными лесами. Девственных лесов в Молдове уже практически не существует.

Сегодня в правительственных кабинетах оперируют другой цифрой – 11,3%. Именно ее назвала Майя Санду весной 2021 года, заявляя разработчикам Национальной программы облесения, что в Республике Молдова, где леса покрывают всего лишь 11,3% площади по сравнению со средним показателем в 30-45% по Европейскому союзу, жизненно важно принять меры по расширению лесного фонда. В свою очередь экологи говорят, что де-факто в Молдове сейчас только 7% качественного леса.

О сокращении площади лесных массивов в стране за последние годы свидетельствует и представленный в проекте Национальной программы облесения график. Если в 2015 году, исходя из данных агентства “Молдсилва” и Института исследования и обустройства лесного хозяйства, лесными насаждениями было занято 386,4 тыс. гектаров, то в 2021 году этот показатель уже составлял 371 тыс. га.

В проекте Национальной программы по расширению и восстановлению лесов на 2023-2032 гг., выставленной сейчас на обсуждение, власти берут на себя обязательство за десять лет расширить площади, покрытые лесом, не менее чем до 15% от территории страны. Всё бы хорошо, но цифра “15%” последние 10-15 лет в Республике Молдова кочует из одного стратегического документа на тему экологии в другой, а никаких реальных подвижек не наблюдается. Наоборот, территории, занятые лесом, несмотря на все повышенные обязательства сменяющих друг друга правительств, сокращаются.

Например, Стратегия защиты окружающей среды на 2014-2023 гг., принятая правительством Юрия Лянкэ и активно продвигавшая идеи зеленой экономики, тоже предусматривала “расширение площади лесных насаждений до 15% от территории страны, природоохранных территорий, охраняемых государством, до 8% всей территории, а также обеспечение эффективного и устойчивого менеджмента природных экосистем”. Для этого к 2023 году планировалось посадить 150 тыс. гектаров лесов и лесной растительности на деградированных землях, в рамках лесного фонда и за его пределами с продвижением преобладающих местных видов. А также посадить около 30 тыс. га водоохранных полос рек и водоемов.

В августе прошлого года уже нынешнее правительство Натальи Гаврилицы разработало Стратегию защиты окружающей среды до 2033 года. Этот документ должен прийти на смену Экологической стратегии 2014-2023. В нём тоже обещается расширить площадь земель, покрытых лесами до 15% от территории страны. Но уже не до 2023, а до 2033 года. В проекте Национальной программы по расширению и восстановлению лесов на 2023-2032 гг., разработанном все тем же министерством окружающей среды, но уже под эгидой президента и выставленном сейчас на обсуждение, этот показатель планируется достичь к 2032 году. А в Национальной стратегии развития “Молдова-2030” – к 2030-му.

Министерство по облесению или “магазин дров”?

В ноябре 2021 года на саммите по изменению климата в Глазго более 100 стран договорились остановить вырубку лесов по всей планете к 2030 году. Декларация о защите лесов была подписала лидерами 110 государств. Присоединилась к ней и Республика Молдова, обязавшись к 2030 году остановить вырубку лесов и деградацию почв, а также наращивать площади покрытых лесом земель примерно на 10 тыс. гектаров в год.

“Нам нужны смелые и хорошо продуманные политики в области окружающей среды, которые будут охватывать экономику, производство и потребление, в том числе амбициозная Национальная программа восстановления лесов. В Молдове, как и в любом другом месте планеты, люди заслуживают жизни в чистой и здоровой среде для многих грядущих поколений”, – заявила тогда президент Майя Санду, приветствовав подписание в Глазго Декларации о лесах и землепользовании.

Но все эти обещания и клятвы глобального масштаба были до 24 февраля 2022 года, антироссийских санкций, отказа стран ЕС от российского трубопроводного газа и нового витка энергетического кризиса.

В октябре прошлого года американское издание Politico написало, что в результате наблюдающегося на территории Европы энергетического кризиса, она может совсем лишиться своих лесов. Без российского газа, столкнувшись с растущими ценами на энергию и грядущими отключениями электричества, многие правительства Евросоюза ослабили правила вырубки леса и стали поощрять людей сжигать древесину для обогрева домов, что “грозит катастрофой для и без того уязвимых лесов Европы”, говорилось в материале.

В статье отмечалось, что наиболее остро этот вопрос стоит в Центральной и Восточной Европе. Так, в Румынии, где дровами отапливается более половины жителей страны, правительство ввело ограничение цен на дрова для снижения счетов на электричество, и “это может способствовать росту незаконных вырубок”, а в Словакии еще летом был зафиксирован рост вырубок и увеличение числа краж древесины. Также в статье говорилось, что в Венгрии отменены акты по защите охраняемых лесов от вырубки, что власти Латвии разрешили вырубку молодых деревьев, в Польше тоже многие рубят деревья для того, чтобы отапливать дома зимой.

На этом фоне, отмечало Politico, “многие общественные организации и ученые предупреждают жителей Европы, что чрезмерное употребление древесины для отопления может привести к полному уничтожению европейских лесов”. Однако в Еврокомиссии предпочли “уйти в несознанку”: представитель Европейской комиссии заявил американскому изданию, что Брюссель осведомлен о сообщениях СМИ, предупреждающих о потенциальном увеличении вырубки леса, но не может подтвердить, что существует такой всплеск и есть какая-либо связь между этим и энергетическим кризисом.

Между тем, на протяжении всех последних месяцев европейская пресса активно пестрела сообщениями, что в Германии из-за высоких цен на энергоносители и дрова кража древесины в лесах существенно выросла. В Румынии на больших площадях вырубают многовековые леса для получения энергии: древесина из охраняемых лесов поступает как на местную фабрику по производству пеллет в уезде Харгита, так и на заводы по производству гранул в Болгарию, Словакию и Польшу. “Евросоюз поощряет такую практику. Древесина считается возобновляемым источником энергии, и существуют субсидии для перехода с угля и газа на древесину и пеллеты”, – говорилось в репортаже The New York Times из Румынии. Не осталась в стороне от этих процессов и Республика Молдова.

В августе прошлого года, когда Министерство окружающей среды анонсировало новую Стратегию защиты окружающей среды до 2033 года, обещая увеличить площадь лесов до 15% территории страны и “изменить менталитет населения”, специалисты высказали сомнения в достижении этих целей – как минимум на протяжении ближайших нескольких лет. Потому что с учетом “специфики” отопительного сезона 2022-2023 и резко возросшего спроса на дрова еще не известно, удастся ли хотя бы сохранить те лесные насаждения, которые уже имеются, заявили некоторые из комментаторов.

А уже через неделю министр окружающей среды Юлиана Кантаражиу подала заявление об отставке. Позже она оставила комментарий на странице министерства в Фейсбуке под информацией о сайте lemne.md. “Жаль, что министерство пытаются превратить в магазин дров. Мандат и основная задача министерства окружающей среды заключаются в охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, включая леса, а не в продаже древесины”, – написала экс-министр.

Ожидая зимой повышенный спрос на дрова из-за энергетического кризиса, еще в августе прошлого года правительство решило не ограничиваться нормой вырубки деревьев на 2022 год, а “авансом” вырубить часть деревьев, которые планировали заготовить на дрова в 2023 году. Эколог Илья Тромбицкий тогда заявил, что решение чрезвычайной комиссии рубить лес для обеспечение сельского населения дровами в связи с подорожанием и нехваткой газа – это, пожалуй, самое ужасное из всего, что до сих пор решило нынешнее правительство. “Такого количества леса в Молдове просто нет”, – сказал он.

Почти всю осень и в зимние месяцы поступала информация, что запросы граждан на древесину превышают запасы агентства “Молдсилва”, хотя стоимость дров по сравнению с прошлым годом удвоилась. И что 200 тыс. складометров древесины, обещанные Молдове Румынией, благодаря которым можно было бы покрыть запросы населения, никак не дойдут до нашей страны. Стоит ли удивляться, что объемы незаконных вырубок в стране на этом фоне катастрофически выросли. Сумма причиненного ущерба исчисляется миллионами леев.

“Я знаю, что вы упорно трудитесь для достижения цели облесения и что каждому из вас больно, что леса много вырубают. Мы надеемся, что вместе исправим ситуацию, но на данный момент мы должны как можно лучше справиться с этой зимой, которая будет очень сложной”, – обратилась к коллективу министерства в конце ноября 2022 года, вступая в должность, новый министр окружающей среды Йорданка-Родика Йорданова.

Но новый министр слишком оптимистична, если считает, что всё ограничится лишь “этой зимой”. Обозреватели американского издания Foreign Policy считают, что Европе грозят годы энергетического кризиса и бедность населения. Агентство Bloomberg отметив в своем материале, что нынешняя зима, хоть и тяжело далась, но Европа выстояла – правительства стран ЕС потратили примерно 1 трлн. евро на поддержку предприятий и населения, ввели жесткий режим экономии и сократили энергоемкие производства, плюс Европе помогают пережить зиму сделанные ранее запасы газа и теплая погода, однако следующая зима “может оказаться еще хуже”.

Да и глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль, как написала на днях немецкая пресса, предупредил Германию, что энергетический кризис еще не пройден, и следующая зима может оказаться намного тяжелее. Прекращение поставок трубопроводного газа и “зеленый переход” могут иметь отложенный негативный эффект, отметил он. И достаточно теплая нынешняя зима вовсе не является чем-то показательным.

Если эти прогнозы сбудутся, то в лучшем случае на время кризиса прироста лесов в Молдове просто не будет, сколько денег ни вкладывай в облесение – все новые посадки будет “съедать” возросшая лесозаготовка, в том числе массовые незаконные вырубки и нелегальная продажа дров в холодный период года. В худшем же случае республика продолжит быстрыми темпами терять свои леса, несмотря на все принимаемые правительством программы и стратегии, и обещания “увеличить, расширить и углубить” площадь лесонасаждений до 15% от территории страны. Не стоит забывать, что “плановые дрова” 2023 года “авансом” уже были заготовлены в прошлом году. И на отопительный сезон-2023-2024 Молдову может ждать еще больший дефицит дров.

Правительство выставило на обсуждение проект Национальной программы по расширению и восстановлению лесов на 10-летний период (2023-2032 гг.) и план действий по ее внедрению на ближайшие пять лет.

Среди прочего документ предлагает развивать в Молдове частное лесовладение, о чем уже давно говорят специалисты, потому что государственные структуры в одиночку не справляются с процессом облесения страны. Но хватит ли у государства средств, сил и желания на всё это?

Частные леса в Молдове: really?

Если исходить из заявленных в проекте Национальной программы по расширению и восстановлению лесов на 2023-2032 гг. целей, то, начиная с этого года, в республике в течение десяти лет ежегодно должно засаживаться не менее 10-12 тыс. гектаров леса. К 2032 году в Молдове должно появиться 110 тыс. га новых лесов и 35 тыс. га лесных насаждений на реабилитированных землях.

В правительстве честно признают, что эти планы связаны не только с климатическими изменениями, которые в последние годы остро поставили вопрос об увеличении площади лесных массивов в стране, но и с обязательствами Республики Молдова как кандидата в члены Евросоюза: данный статус предполагает достижение определенных экологических и экономических показателей. Тем более, что согласно так называемому “Зелёному пакту для Европы”, принятому Европейской комиссией в 2019 году, к 2050 году Европа должна превратиться в первый “климатически нейтральный” континент.

Согласно документу, при проведении работ по лесовосстановлению и облесению земель лесного фонда основной акцент будет сделан на посадке лесных пород, адаптированных к изменению климата – для получения многофункциональных и экологически стабильных лесов. Специалисты давно уже говорят, что в молдавских лесах слишком много акации – это быстрорастущий, инвазивный вид, которым в прежние годы слишком увлекались в погоне за коммерческой выгодой. Из-за этого даже имеющиеся леса в Молдове достаточно плохого качества. По некоторым данным акация на сегодняшний день составляет чуть ли не 40% от площади лесов всей страны.

Среди других целей новой программы облесения – снизить интенсивность процесса эрозии почв и восстановить их на 350 тыс. гектарах сельскохозяйственных земель за счет посадки/восстановления 10 тыс. лесных насаждений. Создать или восстановить к 2032 году систему лесопастбищ на 5 тыс. гектарах. Укрепить “гидрологический каркас” путем облесения 15 тыс. га прибрежных полос. Увеличить к 2032 году производственный потенциал (лесов?) на 10%: ранее была информация, что при посадке 100-110 тыс. га нового леса, 50 тыс. гектаров займут “естественные” леса с защитной функцией, а еще 50 тыс. гектаров – леса с производственной функцией. Также планируется консолидировать мощности государственных и частных лесопитомников для получения качественного посадочного материала. И оцифровать данные о лесах Республики Молдова, проводимых лесохозяйственных работах и обеспечении посадочным материалом.

Несомненным плюсом новой Программы по облесению является то, что власти наконец-то обратили внимание на так называемые “частные леса”. Специалисты уже давно говорят об этом. По мнению некоторых экспертов, привлечение частных лиц к решению проблемы опустынивания и предотвращения деградации земель вообще может стать единственным реальным выходом в условиях хронического безденежья государства. Смысл принимать различного рода дорогостоящие программы и стратегии, если они всё равно не выполняются? Как заявлял ранее лидер Экологического движения Молдовы Алеку Реницэ, государство могло бы заинтересовать частных владельцев земли посадкой леса – прежде всего на неплодородных почвах с низким бонитетом.

Каким образом будет происходить взаимодействие государства и частного сектора при реализации Национальной программы по расширению и восстановлению лесов на 2023-2032 гг. пока не понятно, но документ предусматривает выполнение работ по лесоразведению не только на землях государственного лесного фонда, но и на землях сельхозназначения, находящихся в собственности физических или юридических лиц.

Если исходить из текста документа, то при сотрудничестве с частными лицами авторов программы облесения в первую очередь интересуют т.н. энергетические леса – это плантации быстрорастущих пород деревьев и кустарников, выращиваемых для энергетических нужд и производства биотоплива (пеллет). В основном это ива, осина, тополь или та же акация. Для энергетики, например, в основном выращивают низкосортные виды деревьев – тополь и иву. Как правило, энергетические леса срезаются через 3-10 лет после высаживания высокомеханизированным методом.

Другой интерес разработчиков программы при сотрудничестве с частниками – высаживание медоносов, агролесомелиоративных насаждений или создание противоэрозийных и лесопастбищных систем. Как говорится в документе, к этой деятельности будут привлекаться местные сообщества и частные собственники с непродуктивными, малопродуктивными или заброшенными сельхозугодьями.

Однако для того, чтобы вся эта сказка стала былью, нужна хорошо продуманная система субсидирования лесонасаждений по примеру аграрного сектора, а также определенные налоговые льготы тем, кто решит посадить свое лесное угодье. Хватит ли у государства средств, сил и желания заинтересовать предпринимателей и население в создании таких мини-лесов? Те же аграрии, например, уже много лет жалуются на большие задолженности по субсидиям. Из-за чего на реальное субсидирование сельского хозяйства в текущем году из 1,5 млрд. леев, которые составляет Фонд субсидирования, остается всего 300-400 млн леев.

Кроме параллельного развития отрасли частного лесного хозяйства (а для этого в действующее законодательство прежде всего нужно внести понятие “частный лес”) эксперты также предлагают привлекать частную инициативу и инвестиции для осуществления лесопосадок и на землях, принадлежащих местным органам власти при сохранении данных угодий в собственности местных властей. По принципу: частный сектор привлекает финансирование, инвестирует, управляет и извлекает выгоду из прямых результатов, а экосистемный эффект распространяется на всё сообщество.

Пчёлы против мёда?

Экологическая общественность в целом очень положительно восприняла проект Национальной программы по расширению и восстановлению лесов на 2023-2032 гг. Документ был назван “солидным, амбициозным и многообещающим”.

Конечно, определенные замечания и претензии к проекту у экологов и эко-активистов имеются. Например, исполнительный директор неправительственной организации “Impadurim Moldova” Юрий Гуменюк в соцсетях обратил внимание на то, что среди основных целей новой программы облесения в первую очередь названы не биоразнообразие или создание полноценных лесных экосистем, а обеспечение потребностей страны продуктами/услугами, производимыми лесами. “Читай – дровами”, – отметил эксперт. Но затем, вчитавшись в документ, он пришел к выводу, что это всё же “прекрасная точка отсчета, есть с чем работать”.

“Честно говоря, начал читать весьма скептически. После десятилетий постепенной деградации лесного хозяйства ничего хорошего от государства в этой сфере не ждал. Но! На удивление это оказался прекрасный документ. Комплексный. Там и создание Национального центра лесной генетики, и частное лесоводство, и защитные лесополосы, и облесение рек, и создание новых питомников, включая частные, и предотвращение незаконных рубок. При этом продуманы изменения в законодательстве, создание и обучение кадрового резерва, цифровизация лесного фонда и многое другое. (…) Вопросы вызывает только реализация. Как планируется реализовать эти наполеоновские планы? Помимо финансирования тут нужен отличный менеджмент. Нужно много толковых организаторов и управленцев высшего и среднего звена. Фактически нужно перезапустить целую отрасль страны”, – отметил Юрий Гуменюк.

Вопросом о менеджменте процесса облесения страны задался и эксперт в области измерения устойчивой энергетики и климата Евгений Каменщик. В своих предложениях к проекту Программы по расширению и восстановлению лесов он написал: “Кто будет осуществлять проект? Сколько человек будет непосредственно вовлечено в координацию процесса? Какая зарплата будет у этих людей? Не знаю, сколько человек потребуется, но предполагаю, что не менее 10. Если их чистая зарплата будет меньше 1000-1200 евро, думаю, что это будет провальная программа, как и многие другие программы до сих пор”.

Также он отметил, что крайне важно хорошо продумать механизм предоставления субсидий сельхозпроизводителям и другим частным лицам на восстановление/высаживание лесополос. Поскольку частный сектор может работать намного эффективнее, чем неповоротливая государственная машина. Особенно когда осознает возможные преимущества: получение дополнительного финансирования, защита растений от холода и засухи, удержание влаги и т.д.

Эко-активист, основатель платформы Arboretum.live Александр Саинсус, изучив документ, пришел к выводу, что проект Национальной программы по расширению и восстановлению лесов “написан лесниками под себя”, но в этом нет ничего плохого. “Предложенный документ нужно утверждать “как есть”, давать лесникам полный карт-бланш и максимально форсировать его исполнение под строгим общественным контролем и профессиональным ответственным аудитом”, – считает эко-активист. Его поддержал исполнительный директор “Impadurim Moldova” Юрий Гуменюк. “Агентство “Молдсилва” написало документ, как реформировать агентство “Молдсилва”. Если не создать механизмы участия и контроля со стороны общественности, то получится программа “Пчёлы против мёда”, – считает он.

Размер “плацинды” имеет значение

Кроме проблемы менеджмента другой принципиальный вопрос – финансирование программы по облесению страны. Недавно в эфире одного из телеканалов президент Майя Санду сравнила национальный бюджет с маленькой плациндой, которую на всех не хватает. А лесовосстановление – достаточно дорогостоящий комплекс мер.

Первоначально в Министерстве окружающей среды оценили “плацинду облесения” на десятилетний период в 1 млрд. евро (для 100 тыс. гектаров). Сейчас уже идет речь о засаживании не менее 145 тыс. гектаров, а общая стоимость программы снижена до 739,2 млн евро или до 73,9 млн евро в год. Порядка 614 млн евро из этих средств или 82,9% составят прямые затраты на работы по облесению/лесовосстановлению, включая техническое обслуживание. 36,8 млн евро или 5% от общих затрат планируется потратить на идентификацию земель и проектирование лесных насаждений. И 22 млн евро или 3% от общего бюджета составят расходы на управление программой.

Для кого-то 739,2 млн евро на расширение и восстановление площади лесных насаждений – это очень большая цифра. Для кого-то недостаточная, тем более что облесение означает не только закупку посадочного материала, работы по подготовке почвы и посадку саженцев на 145 тыс. гектарах, но и уход за молодым растущим лесом. А он должен продолжаться как минимум семь лет и включать в себя такие мероприятия, как промежуточные рубки для осветления будущих деревьев (предоставление им достаточного места, чтобы другие деревья и кустарники не тормозили их развитие), чистка вокруг будущих деревьев, химическое воздействие на деревья, кустарники и другую растительность, работы по мелиорации и удобрению почвы, введение и использование подлеска (он способствует формированию стволов деревьев и очищению их от сучьев), обрезка сучьев и ветвей у растущих деревьев и целый комплекс других мер. Поэтому в профильном министерстве первоначально и оценили весь фронт работ в 1 млрд. евро.

Если исходить из анонсированных в проекте Программы по расширению и восстановлению лесов действий, то из общей суммы в 739,2 млн евро из внутренних источников на реализацию программы облесения будет выделено только 111,2 млн евро (15%) из государственного бюджета и 11,1 млн евро (1,5%) – из средств агентства “Молдсилва”. Осталось найти какие-то 83,5% или 616,9 млн евро.

Кто-то из экспертов считает вполне реальным собрать эту сумму благодаря “уникальному окну возможностей по привлечению внешних средств на восстановление лесов и увеличение лесных массивов”. Как страна-кандидат на вступление в ЕС Республика Молдова получила доступ к фондам до вступления (IPA), среди приоритетов которых в том числе поддержка низкоуглеродной (зелёной) экономики и поддержка мелких фермерских хозяйств. А также к ряду других невозмещаемых фондов (гранты, которые могут покрывать до 50% проекта). Данные средства среди прочего могут использоваться для развития регионов или сельских районов. Правда, для доступа к этим фондам нужно прилежно выполнять требуемые Брюсселем реформы.

Кроме этого, при подписании “Зелёного пакта для Европы” (это тот, где к 2050 году Европа должна превратиться в первый “климатически нейтральный” континент) Еврокомиссия пообещала направить из бюджета ЕС 100 млрд. евро для переустройства наиболее проблемных с экологической точки зрения отраслей и регионов, а также для развития циркулярной экономики (экономики, основанной на возобновлении ресурсов). Так что официальный Кишинев мог бы подсуетиться и в этом направлении. Эко-активист Александр Саинсус также считает, что помимо привлечения кредитных и грантовых средств, в восстановление молдавских лесов как в почти истощенный ресурс, могут быть привлечены и прямые инвестиции корпоративного сектора, которому “сильно нужна углеродная нейтральность”.

Другие эксперты сомневаются, что от внешних партнеров на облесение РМ в обозримом будущем удастся получить более 600 млн евро. Особенно учитывая целый комплекс текущих экономических, энергетических и социальных проблем в Евросоюзе на фоне санкционного противостояния с Российской Федерацией. Да и молдавские власти регулярно просят Брюссель финансово помочь не только с лесами. В конце прошлого года, например, просили 1,1 млрд. евро, чтобы пережить зиму.

“Плюс учитывая риски (засуха, плохой уход и т.д.) маловероятно, что кто-то просто даст с барского плеча 370 млн евро, которые Молдова рассчитывает получить в первые пять лет реализации программы”, – написал в соцсетях в ходе дискуссии эксперт в области измерения устойчивой энергетики и климата Евгений Каменщик.

Так или иначе, но проблема уже давно назрела – с каждым годом тема обезлесения на фоне изменения климата всё чувствительнее сказывается на национальной экономике и жизни людей. И эту проблему нужно решать, причем оперативно. Как говорят экологи, у Молдовы есть два варианта: либо мы становимся пустыней, либо зеленым краем. И то, и другое может произойти достаточно быстро. Общественная организация Arboretum.live в своих предложениях к проекту Национальной программы по расширению и восстановлению лесов до 2032 года, учитывая крайнюю важность данного процесса, вообще предлагает учредить в правительстве должность вице-премьера по облесению, который при поддержке профессиональной команды сосредоточится только на внедрении этого национального проекта и будет координировать межсекторальные подпроекты с привлечением Министерства окружающей среды, Минфина, Минэкономики, Минсельхоза, Министерства инфраструктуры и регионального развития, МВД, МИДЕИ, Министерства юстиции и Бюро по связям с диаспорой.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.