Как Рождество превратилось из шумного карнавала в домашний праздник

Не было аккуратно завернутых подарков. Не было ни оловянных деревьев, ни Санта-Клауса. Рождество в доиндустриальной Европе и Америке сильно отличалось от сегодняшней итерации. Пьяницы, кроссдрессеры и дебоширы бродили по улицам. Таверна, а не дом или церковь, была местом для празднования. «Люди позорят Христа больше в двенадцать дней Рождества, чем во все двенадцать месяцев», — так отчаялся Хью Латимер, капеллан короля Эдуарда VI, в середине 1500-х годов. Примерно 200 лет спустя, по другую сторону Атлантики, пуританский министр осудил «непристойные игры» и «грубое наслаждение» Рождеством в колониях. Сейчас эти опасения, как представляется, не имеют значения. К концу 19-го века буйный, свободный праздник превратился в мирный, ориентированный на семью праздник, который мы знаем сегодня. Как?

В ранней современной Европе, между 1500 и 1800 годами, рождественский сезон означал затишье в сельскохозяйственном труде и возможность побаловать себя. Урожай был собран, а животные забиты (холодная погода означала, что они не испортятся). Празднование включало в себя обильную еду, питье и веселье, в котором крестьяне приходили в дома соседней шляхты и требовали, чтобы их накормили. Одна застольная песня захватила настроение: «И если ты не откроешь дверь твою, / Мы уложим тебя плашмя на пол». В основном это допускалось в хорошем настроении — своего рода ритуализированное расстройство, когда социальная иерархия была временно перевернута. Некоторые были менее терпимы. В колониальном Массачусетсе между 1659 и 1681 годами пуритане запретили Рождество. Они вычеркнули день из своих альманахов, а обидчики рисковали штрафом в пять шиллингов. Запрет не продлился долго, поэтому усилия по укрощению праздника вместо этого усилились. Была рекомендована умеренность. Один автор альманаха предупреждал в 1761 году, что «умеренный человек наслаждается наибольшим восторгом, / Ибо бунт притупляет и бледнеет аппетит». Тем не менее, Рождество было общественным ритуалом, проводимым в таверне или на улице и часто подпитываемым алкоголем.

Вскоре все изменилось. Города расширились на рубеже 19-го века, чтобы поглотить растущее число фабричных рабочих. Бродяжничество и городская нищета к настоящему времени стали обычным явлением. Дебоширство на Рождество может перерасти в насилие, с группами пьяных мужчин, бродящих по улицам. Неудивительно, что представители высших классов увидели угрозу в празднике. В своем исследовании праздника Стивен Ниссенбаум, историк, приписывает группе патрицианских писателей и редакторов в Америке переосмысление его как внутреннего события. Они переделывали европейские традиции, такие как рождественские елки из Германии и рождественские коробки из Англии, в которых богатые дарили наличные деньги или остатки своим слугам. Святой Николай, или Санта-Клаус, чьи декабрьские именины совпали с рождественским сезоном, стал талисманом праздника. Стихотворение Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», впервые опубликованное в 1823 году, помогло популяризировать его образ. В нем веселый Санта спускается на санях, запряженных оленями, чтобы удивить детей подарками в канун Рождества. Газеты также сыграли свою роль. «Пусть все избегают таверн и магазинов в течение нескольких дней», — советовал New York Herald в 1839 году. Лучше сосредоточиться на «домашнем очаге, добродетельной жене, невинных, улыбающихся, веселосердечных детях».

Это был триумф ценностей среднего класса и удачный ход для владельцев магазинов. «Рождество — это время сбора урожая для торговца, — восторженно писал один отраслевой журнал в 1908 году. — От него зависит собрать как можно больший урожай долларов». Вскоре это новое Рождество само по себе станет объектом критики: как коммерциализированное и поверхностное. Тем не менее оно живет.

 

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.