Возможно те немногие, кто снимает документальные фильмы и видео репортажи о природе, почерпнут что-либо полезное из этой публикации. М.П.
Заглавное фото: Спикеры делятся своим опытом создания документальных фильмов и своим пониманием отношений между людьми и природой на Форуме документального кино 4-го Международного кинофестиваля на острове Хайнань, 18 декабря. [Фото предоставлено China Daily]
Новаторская связь
Приглашенный докладчик, – режиссер и продюсер Ян Чао, сказал, что считает документальные фильмы источником духовных сокровищ, благодаря которому он может быть ближе к природе и жизни. Он замечает, что документальные фильмы находятся в авангарде развития видеоарта. «Мы видели большое количество документальных фильмов, особенно на конкурсах международных кинофестивалей, в которых часто используется множество кинотехник, таких как рассказывание историй, концептуальное искусство и искусство инсталляции», — сказал он.
Для документальных фильмов документирование изображений и использование сюжетов подобны двум крыльям у птицы, сказал Чжан Тундао, руководитель центра документального кино Пекинского педагогического университета. Он сказал, что считает, что документальные фильмы рождаются, чтобы пересекать время, пространство и культуру. «Представляя уникальную культурную эстетику и реальный опыт, документальные фильмы могут стать инструментом международного диалога и обмена», — сказал Чжан.
Ситу Чжаодун, известный как «отец китайских документальных фильмов», заявил на онлайн-форуме, что, по его мнению, документальные фильмы могут помочь обществу развиваться. Ситу призывает людей, не расстающихся с мобильными телефонами, записывать и создавать документальные фильмы, для того чтобы изменить нашу жизнь и способствовать прогрессу нашего времени.

Время и терпение
Бессмысленно говорить о животных без почти вездесущего человека, заявил на форуме Цзэн Хайруо, режиссер документальных фильмов « Крыша мира » и «Страна духов ».
По мнению Цзэна, найти зону комфорта животных и понять их реакции — одна из самых важных вещей в съемках документальных фильмов о природе.
Цзэн и его команда обычно тратят много времени, чтобы подобраться поближе к животным, которых они собираются снимать, и узнать подробности их повседневной жизни. Перед каждым проектом они консультируются со специалистами по животным, встречаются с местными проводниками, в том числе с пастухами и охотниками, так как они лучше понимают повадки животных и могут найти места, где животные проявляют свои скрытые черты.
В отличие от коммерческих фильмов, производство документальных фильмов о природе требует времени и терпения. Ожидание является обязательным, и съемочная группа должна помнить об этом. По словам Цзэна, в конечном итоге в фильм входит лишь 2-3 кадра, снятых в течении дня.
Когда его команда снимала яков для «Страны духов », съемочная группа много дней находилась рядом с животными в провинции Цинхай и постепенно смогла приблизиться к ним. «Яки понимают вас, и их сенсорная система адаптируется к вашему присутствию. Вы кажетесь им безобидным субъектом, поэтому они будут менее сопротивляться, и тогда у вас будет шанс сделать хорошие снимки и рассказать хорошие истории», — сказал Цзэн.
В другом случае дикие сибирские тигры, также представленные в «Стране духов », по словам Цзэна, обладают гораздо большими сенсорными способностями, чем люди, и невозможно ожидать, что они не будут знать о присутствии человека. Поэтому съемочная группа провела много времени, сопровождая тигров, проявляя к животным свое уважение и давая им привыкнуть к присутствию съемочной группы.
Теперь с видеокамерами высокого разрешения 4K и 8K и передовыми средствами съемки животных, такими как инфракрасная, дистанционная, камуфляжная, подводная и воздушная съемка, документальная индустрия стала свидетелем технического прогресса. «Но самый длиннофокусный объектив не может решить всех проблем, — сказал он. «В конце концов, вам нужно стать ближе к животным и позволить им принять ваше существование».

Строительство моста
В то время как Цзэн и его команда пытаются показать дружелюбное и уважительное отношение к животным, Сунь Шуюнь, режиссер документальных фильмов « Гималаи: Лестница в рай» и « Китай: Древнее царство природы» , еще один приглашенный спикер на форуме, хочет включить китайскую философию единства человека и природы, особенно 24 солнечных терма, в документальные фильмы.
«Тысячи лет китайцы почитали природу и заботились о ней. Действовать в соответствии с ритмом природы было нашей верой и образом жизни», — сказала она. «Наши предки уделяли большое внимание поведению животных и растений в каждый солнечный период. Обладая таким глубоким пониманием природы, мы можем применять солнечные условия и природные явления в нашей повседневной жизни».
Некоторые животные имеют свое уникальное поведение и собственные загадки, связанные с 24 китайскими солнечными терминами. Например, зимнее солнцестояние — это время, когда тигры и антилопы начинают спариваться, а янцзыские лоси сбрасывают рога, чтобы сохранить свою жизнеспособность. То, как наше понимание этих тайн демонстрирует отношения между человеком и природой, может стать хорошим углом для документальных фильмов о природе, добавил Сан.
Помимо представления древней восточной мудрости между человеком и природой, «мы можем показать, что перед лицом глобального потепления время наших солнечных терминов фактически сдвинулось по крайней мере на один солнечный термин. Это универсальная проблема и общая тема документальные фильмы», — сказала она.