Импортная торговля замедляется во многих областях / Давление импорта имеет тенденцию к усилению
Резкое падение ставок контейнерных грузовых перевозок за последние несколько месяцев имело серьезные последствия для импорта древесных плит и древесных товаров из Азии и Южной Америки. Импортеры и оптовики сдерживают размещение новых заказов. В то же время запасы в портах Северного моря и у торговцев, которые были куплены по гораздо более высоким ценам замещения, постепенно девальвируются. Как снижение цен на FOB, взимаемых производителями из-за постоянно слабого спроса, так и падение фрахтовых ставок сыграли свою роль в этой девальвации. Падение цен в бразильском бизнесе по производству сосновой фанеры elliotis также означало, что многие импортеры, кооперативы и торговцы совершали закупки по беспошлинной квоте на фанеру хвойных пород позже, чем обычно, и продолжали покупать меньше, чем в прошлом году. Источники в торговле фанерой утверждают, что эта осторожная покупка может привести к дефициту предложения снова в первом квартале, если текущие адекватные запасы будут распроданы, а суммы, поступающие в Европу, не будут соответствовать спросу.
Еще более сильная нисходящая спираль фрахтовых ставок из Азии также просачивается в области продукции, которым уже приходилось бороться с растущей конкуренцией за импорт со стороны азиатских поставщиков в последние месяцы из-за различий в доступности товаров, поставках сырья и тенденции в стоимости энергии. Этот импорт, особенно сырьевых товаров, долгое время оказывался сложным, потому что контейнерные перевозки оставались очень высокими до начала 2022 года. Этот буферный эффект в значительной степени испарился сейчас, когда ставки фрахта рухнули. Последствия очевидны, в частности, на рынках паркета и дизайнерских напольных покрытий. Китайские производители паркета уже получили индивидуальные заказы в первой половине 2022 года из-за проблем с поставками, вызванных ограничениями в поставках добывающей продукции европейским поставщикам. В настоящее время они оказывают дополнительное давление, предлагая выгодные условия. Недавний всплеск крупных DIY и розничных сетей или кооперативов, покупающих напрямую у китайских поставщиков, еще больше усугубляет ситуацию. Аналогичная тенденция очевидна и для дизайна напольных покрытий. Меламин и декоративная бумага являются одними из затронутых продуктов. Европейские переработчики меламина уже в третьем квартале относительно в значительной степени перенесли свои закупки китайским поставщикам. Эти компании могут производить гораздо дешевле, чем европейские производители, из-за их более низких цен на природный газ. В результате европейские производители сократили или вообще приостановили производство в последние месяцы. Проблемы с доставкой, влияющие на импорт меламина из Китая, которые сохранялись до лета, постепенно рассеялись во второй половине года. На фоне избыточного предложения, которое накопилось на их внутреннем рынке, китайские производители декоративной бумаги хотят поставлять больше в Европу. Различные преобразователи уже протестировали эти продукты в последние месяцы. Китайские производители предлагают цены намного ниже, чем те, которые взимаются в Европе, и могут в большей степени использовать это преимущество сейчас, когда ставки фрахта упали.
Фрахтовые ставки на перевозки из Китая в европейские порты Северного моря снижались все больше и больше во второй половине года и даже падали почти ежедневно в последнее время, согласно источникам в логистическом секторе. На сегодняшний день нет никаких признаков стабилизации ставок; трехзначные ставки даже иногда считаются осуществимыми в начале 2023 года. Это вернуло бы их к допандемическому уровню. Последствия пандемии Covid-19 привели к росту фрахтовых ставок в течение 2021 года. К концу года ставки составили около 16 000-18 000/40 футовых контейнеров, достигнув максимума до 24 000 долларов США. К концу ноября ставки упали в среднем до 1 500 долларов США, причем самые низкие уровни уже достигли 1 250 долларов США. Контейнерные судоходные компании сообщили, что они должны будут взимать не менее 2000 долларов США по текущим расходам; что-нибудь меньшее, и они будут работать в убыток. В результате отправления были отменены, или в результате грузы в порты больше не заходили в течение нескольких недель. Пустые паруса стали гораздо более распространенными. Несколько судов снова выводятся из эксплуатации. Судоходные компании хотят сделать этот шаг, чтобы еще больше сократить предложение в декабре, чтобы они могли снова повысить ставки фрахта до китайского Нового года, когда спрос может усилиться.
Фрахтовые ставки в размере 2 500 долларов США / 40 футов контейнера уже котируются для перевозок из Бразилии в порты Северного моря. В прошлом году они выросли несколькими шагами, достигнув 6000-7000 долларов США, удвоившись только в четвертом квартале. После небольшой тенденции к снижению в первые месяцы этого года судоходные компании хотели снова поднять свои цены в конце второго квартала, но едва смогли это сделать. Затем спад всплыл в третьем квартале и ускорился осенью. Еще в середине ноября импортеры все еще предполагали фрахтовые ставки в диапазоне 3 000-3 200 долларов США для декабрьских поставок. Ставки в настоящее время обычно падают ниже 3000 долларов США. Недорогие предложения от крупной судоходной компании по-прежнему вызывают ажиотаж в торговле с Южной Америкой, но сочетаются с относительно строгими условиями, такими как относительно короткое свободное время для разгрузки и возврата контейнеров. Сборы за простой и задержание от судоходных компаний и сборы за хранение от портовых компаний могут стать подлежащими уплате, если эти сроки превышены, что сводит на нет ценовое преимущество по фрахтовым ставкам.
Торговля между Китаем и США была основным драйвером в обоих направлениях. На своем пике фрахтовые ставки там превысили 30 000 долларов США / 40 футов контейнера. С тех пор ставки опустились ниже уровня до Covid и составили менее 1000 долларов США. В последние месяцы цены на поставки между Южной Америкой и США также значительно упали. Поворот в торговле между Китаем и Европой также был быстрее, чем ожидалось. В течение второго квартала различные логистические компании по-прежнему считали, что ставки постепенно вернутся к норме к лету 2023 года. Фактически, ставки фрахта уже упали почти до первоначального уровня в течение нескольких месяцев.
Судоходные компании, логистические фирмы и импортеры в первую очередь связывают сокращение объемов контейнерных перевозок почти по всем соответствующим соединениям во всем мире с резким сокращением мировой торговли. Объемы грузоперевозок рухнули в различных областях в течение нескольких недель. После пандемии Covid-19 и последующих узких мест в глобальной контейнерной логистике компании приобрели дополнительные объемы со все большими сроками выполнения заказов, чтобы защитить свои поставки, наращивая при этом большие запасы. Эта стратегия создавала чрезмерную нагрузку на различные части международной логистики. Контейнеров везде не хватало. Океанские суда плыли со значительными задержками, вызывая пробки перед портами. В результате разгрузка в европейских портах все больше застопорилась, и для исходящих перевозок было недостаточно грузовиков. Запасы, накопленные клиентами и преобразователями после решения этих проблем, еще больше усугубили спад, который произошел во многих секторах в конце второго квартала. В результате было размещено все меньше и меньше заказов. В результате во многих областях логистической цепочки вновь появились избыточные мощности, что оказало растущее давление на цены. По данным судоходных и логистических фирм, пробки перед портами во всех соответствующих регионах в основном рассеялись в октябре (см. изображение). Время ожидания разгрузки и перевалки вряд ли является проблемой. Большое количество порожних контейнеров уже снова осталось стоять в портах. В то время как полные контейнеры должны были быть перемещены на внешние склады в больших масштабах во время бума, пустые контейнеры теперь укладываются туда. Также наблюдается заметное снижение вместимости грузовых автомобилей для перевозок внутри страны. Цены нормализовались, и транспорт можно забронировать в кратчайшие сроки.