От всей души благодарю Петра Чегорко за размещение в Сети книги воспоминаний о выдающемся ученом и педагоге, незаурядной личности, продолжателе работ Высоцкого по созданию теории степного лесоразведения Александре Люциановиче Бельгарде. Ниже размещаю содержание книги, прдисловие и несколько очерков, а также ссылку для её скачивания в полном объеме. М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
Григоренко О. Предисловие
Бельгард АЛ. На путях познания зеленого друга (наброски мемуаров)
Бельгард АЛ. У истоков познания природы
(мои детские и отроческие годы)
Бельгард АЛ. У истоков Днепропетровского государственного университета
Столярова Л. Без труда нет добра
Шаповал І. Поет лісу
Бельгард ОЛ. Зелений щит
Бельгард АЛ. Приветственное письмо, посланное из Латвии студенческому коллективу Комплексной экспедиции в Кировское лесничество
по поводу завершения работ в 1961 году
Бельгард АЛ. Письмо жене
Бельгард АЛ. Письмо Л.П. Рысину
Бельгард АЛ. Терапия (подражание А.П.Чехову)
Рейнгард И.А. Александру Люциановичу Бельгарду в знак любви и глубокого уважения (по поводу защиты докторской диссертации)
Поздравления ко дню рождения
Барсов В.А. Введение в историю степного лесоведения для средней и старшей группы детского сада
Бондарь Г.А. Об отце
Барановский Б.А. «Живое ископаемое»
Грицан Ю.І. Науковець, педагог, наставник, натхненник
Дядюра (Панасенко) Т.И. Он был для нас гением, учителем, отцом
Андреев Г.И. О встречах В.А. Ковды с А.Л. Бельгардом
Болдырев В.А. Незабываемая встреча
Булахов ВЛ. Могучие плечи учителя
Булик (Бессонова) И.К. Благодарю судьбу
Великий Б. Высшее образование – еще не высшее воспитание!
ВолошинаЛ.И. Мои воспоминания о Бельгарде А.Л
Григоренко О.С. Слово об учителе
ИгнатьеваЛ.А. Не говори с тоской – их нет, а с благодарностию – были
Ловелиус Н.В. Я счастлив, что был другом
Александра Люциановича Бельгарда
Матвеев Н.М. Он памятник себе воздвиг нерукотворный
Савчук В.С. Бельгард Александр Люцианович: страничка памяти
Тарасов В.В. Заметки о профессоре А.Л. Бельгарде
Тимофеев П.А. Я горжусь своим учителем и духовным отцом
Шамрай (Магрицкая) М.В. Мои воспоминания о Бельгарде А.Л
ЦветковаН.Н. Александр Люцианович Бельгард всегда с нами
АндрюшинаЛЛ. Всегда в моей памяти
Гудрамович В.С. Несколько слов о моем дяде
Основные даты жизни и деятельности А.Л. Бельгарда
Хронологический указатель печатных трудов А.Л. Бельгарда
ПРЕДИСЛОВИЕ
4 октября 2012 года исполняется 110 лет со дня рождения Александра Люциановича Бельгарда – профессора Днепропетровского университета, известного ученого-лесоведа, основателя днепропетровской школы экологов-биогеоценологов.
В нашей памяти он остается навсегда умным и добрым, открытым и бесхитростным, мудрым и смешливым, прямым и душевным, аристократически интеллигентным, ранимым ложью и лицемерием, по-отечески внимательным и ласковым Человеком. Любым набором эпитетов и определений не исчерпать его многогранность и глубину.
Энциклопедические знания, высокая образованность и культура, богатый язык и прекрасная дикция, не оставляли его даже в преклонном возрасте. Генератор идей, он щедро делился ими, согревал собеседника открытой улыбкой, готовностью всегда оказать поддержку. Его постоянная потребность трудиться и мыслить, огромный жизненный и профессиональный опыт, вулканизм замыслов, искренний интерес к работам учеников и коллег, постоянное желание уважительно поддерживать и помогать притягивали к нему всех – студентов, коллег, гостей кафедры и Комплексной экспедиции по исследованию лесов степной зоны Украины.
Александра Люциановича любили и искренне уважали за знание, за культуру, за доброжелательность. Кредо его -ДЕЛАТЬ НАСТОЯЩУЮ НАУКУ, А НЕ ПОХЛОПЫВАТЬ ЕЕ ПО ПЛЕЧУ! Итоги его работ – фундаментальное учение о лесах юго-востока Украины и теория степного лесоведения, основанная на его типологических схемах естественных и искусственных лесов, колоссальном опыте добросовестного исследователя, на любознательном уме и личном трудолюбии.
Безусловно, жизненный и творческий путь этой незаурядной личности может быть образцом для молодежи и заслуживает пристального изучения. Этой цели и служит данное издание. В него включены отрывки из мемуарных записей самого юбиляра, его отдельные интервью, кое-что из эпистолярного наследия, публицистического и литературного творчества. Все это, как и большинство фотоматериалов, любезно предоставила дочь Александра Люциановича – Галина Александровна Бондарь из семейного архива.
Своими воспоминаниями об А.Л. Бельгарде поделились его ученики и коллеги. Некоторые из этих воспоминаний (Н.М. Матвеев, П.А. Тимофеев, В.А. Болдырев, В.В. Тарасов, Н.В. Ловелиус, В.Л. Булахов) были ранее включены в учебное пособие профессора Самарского университета Н.М. Матвеева «Основы степного лесоведения профессора А.Л. Бельгарда и их современная интерпретация» (опубликовано в 2012 году).
Научное наследие А.Л. Бельгарда характеризует и приведеный, максимально полный перечень его публикаций.
О.С. ГРИГОРЕНКО
кандидат биологических наук
БЕЗ ТРУДА НЕТ ДОБРА
Александр Люцианович Бельгард, ученый, исследователь, профессор Днепропетровского госуниверситета, почетный член Всесо¬юзного ботанического общества, основал новое учение «Степное лесоведение», основал новую науку. Он – ученик академика Высоцкого, который так же, как и Вернадский, был соратником Докучаева. На протяжении более четверти века Бельгард руководил Комплексной экспедицией по исследованию искусственных лесов в степной зоне. Геоботани¬ки, почвоведы, климатологи, зоологи зимой и летом изучают посадки на огромном пространстве от Кубани до Молдавии, взяв на вооружение его труды. Сегодня Александр Люцианович наш гость.
– Каждая профессия, кроме определенной суммы знаний, требует и определенных черт характера. Какие качества, Александр Люцианович, помогли вам выбрать профессию?
– Прежде чем стать ученым-исследователем, я прошел долгий и трудный путь. Начинался он в Литве. Я родился в рабочем поселке под Вильнюсом. Рос в окружении лесов. Отсюда и любовь к природе. Когда учился в Екатеринославе, испытывал большую тягу к естественным нау¬кам. Но все же по настоянию отца – он работал мастером проволочно-гвоздильного завода и видел во мне будущего инженера, – я поступил на заводское отделение Горного института. Это было в 1920 году. Однако влечение к естественным наукам не ослабевало.
Когда был студентом, семья испытывала большие материальные затруднения, и мне приходилось пользоваться случайными заработками. Однажды прочитал объявление об открытии при губземотделе шестимесячных лесных курсов.
Учащимся назначалась хорошая стипендия и паек. Подписанный Лениным закон о лесах предусматривал передачу в государственный фонд всех частновладельческих и монастырских лесов. Крайне необходимы были специалисты. По окончании курсов в звании лесного техника стал работать в земельных органах уезда. Пришлось совмещать учебу в институте с работой в лесных учреждениях.
Труд в лесу все больше захватывал меня, и я чувствовал, что он вступает в противоречие с моей будущей профессией металлурга. Меня манили леса, резко контрастирующие с окружающей их без-водной степью, пение птиц, лесные шорохи и запахи. После долгих раздумий решил перевестись на биологический факультет Института народного образования. К окончательному решению подтолкнуло встретившееся мне высказывание Тимирязева: «Счастлив тот человек, кто у станка жизни встал на то место, куда влекло его призвание».
– Можно сделать вывод, что важную роль сыграла в вашей будущей судьбе такая черта, как целеустремленность.
– Это очень важно для выбора профессии. Тут нужна безграничная любовь к определенному виду деятельности, полная отданность ему. Тогда не страшны никакие тяготы. Мне приходилось работать и учиться, отдавая любимому делу по 12 часов в сутки, а то и все сутки. Весной, перед длительной поездкой в лес, я досрочно сдавал экзамены.
А с 1 сентября бросал все силы, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях. Что называется, «сушил мозги». Был рекомендован в аспирантуру. Думаю, если бы тогда не работал по полгода в лесу, не получил бы в полном объеме знаний, не раскрыл бы для себя зеленой книги. Так всю жизнь я «играл в четыре руки». Дорожил каждым получасом, стремясь использовать его максимально.
Чтобы стать хорошим специалистом, нужно иметь еще хорошего наставника. В этом мне очень повезло – моим учителем был Георгий Николаевич Высоцкий, в ту пору профессор Харьковского лесного института. Каким он был ученым, знал весь мир, а каким человеком – хорошо ведомо мне. Он взял меня под свое крыло, когда еще я был студентом. А, познакомившись с моей первой монографией и дав ей высокую оценку, посоветовал обратиться за консультацией к академику Сукачеву.
В рекомендательном письме, с которым я отправился в Ленинград, мой наставник сделал приписку: «Владимир Николаевич, пожалуйста, приласкайте Александра Люциановича». Знал, как трудно мне жилось, и потому просил внимания, заботы. Сам Высоцкий был очень щедрым на тепло и доброту. Бывало, по нескольку дней я жил у него дома, кормился, ночевал.
– Чему вы учили своих учеников? Каким правилам, по которым сами живете?
– Учил работать так, чтобы при жизни человек мог убедиться, что его труд приносит людям пользу. Учил необходимости все время совершенствоваться, продвигаться вперед. Тут многое зависит от рвения, умения не щадить себя, от способностей работать с полной самоотдачей. Если уж выбрал жизненную дорогу – иди по ней, не сворачивая.
Будущим ученым советовал непременно создать свою школу, воспитать последователей, которые способствовали бы развитию заложенных научных взглядов.


– А чему научили вас ваши ученики?
– У меня очень много талантливых наследников. Иван Андреевич Добровольский, его мы прозвали «ботаническим Маресьевым». Вернулся с фронта без ноги. А как умел и умеет работать! Однажды мы шли вместе с ним по лесному участку. Увлекшись, я обогнал Ивана Андреевича и, когда оглянулся, понял ошибку, До-бровольский настигал меня скачками – протезом растер до крови ногу. Но жаловаться было не в его правилах. Добровольскому советовали сменить профессию геоботаника, но он этого не сделал. Всей своей жизнью мой ученик показывал, как надо работать. Когда мне хочется отложить дело, расслабиться вспоминаю своего ученика, профессора Криворожского пединститута Добровольского. И задаю себе вопрос: а как бы он сейчас поступил?
Есть чему поучиться и у других. Многие достигли высот в обла-сти науки благодаря твердости характера, большой трудоспособности, страстности в научных исканиях – качеству, которое так высоко ценил великий Павлов.
Это можно сказать и о Николае Андреевиче Сидельнике, в прошлом доценте ДГУ, и о Григории Ивановиче Галазие – члене-корреспонденте Академии наук СССР, и о Петре Алексеевиче Тимофееве, который заведует кафедрой в Якутском университете, и об Анатолии Павловиче Травлееве, заведующем кафедрой геоботаники и почвоведения Днепропетровского госуниверситета, и о Николае Евгеньевиче Воробьеве, бывшем профессоре Симферопольского сельхозинститута, и о многих других моих воспитанниках.
– Что вы больше всего цените в людях?
– Честность, твердость в своих убеждениях, стремление к познанию, желание щедро поделиться достигнутым, не пряча в суму свой багаж. Я всегда учил своих воспитанников: хочешь делать добро – не раздумывай долго. Не веди себя, как лавочник. Дескать, хорошо, я тебе это сделаю. Ну, а чем ты мне отплатишь?
Я встречался в своей жизни со многими интересными людьми. И долго мог бы об этом рассказывать. Но сейчас вдруг вспомнил одного хорошего человека – лесовода Ивана Яковлевича Шемякина. Однажды собрались мы, несколько человек, на поляне, которую окружали дубы воронежского леса. Иван Яковлевич стал говорить о природе, о том, какой импульс к творчеству она дает художникам и поэтам. Он так вдохновенно повествовал о лесе, так очаровал нас, что мы не заметили, как начался дождь. Помнится, вымокли до нитки, продрогли, но продолжали слушать. Вот что такое увлеченный человек.
– Какое самое сильное впечатление было в вашей жизни?
– Самая яркая картина, которую вижу сейчас, – весенний день 1917 года. Первая демонстрация в Екатеринославе, посвященная свержению царского режима. Море красных знамен, красные ленточки, украшавшие грудь каждого участника шествия, радостные улыбки и поздравления. Звучат новые мелодии. Народ с большим чувством исполняет «Марсельезу», «Варшавянку»…
– Есть ли в вашей жизни дело, которым гордитесь больше всего?
– Могу без ложной скромности сказать, что жил не напрасно. 90 процентов труда, энергии, интеллекта отдано мною людям. Что останется после меня? Школа, созданная мной. Как эстафету, я пе-редаю свой труд ученикам.
И еще о деле. В 1928 году был создан Присамарский экологический стационар госуниверситета с помощью Высоцкого. И я принимал в его организации большое участие. Теперь стационар входит в сеть учебно-научных стационаров Академии наук СССР, находится на территории республиканского заказника. Здесь проходят «огранку», выучку студенты.
– Чем вас радует сегодняшний день?
– Тем, что я еще могу приносить пользу людям. Консультирую на кафедре геоботаники и почвоведения. А в личной жизни -книги – видите, сколько их у меня. Радуюсь, когда получаю письма. И, конечно же, бываю просто счастлив, когда общаюсь со своими правнучками, Саней и Леной. Они такие забавные девицы, одной три года, другой – год.
– Завтра – День советской науки, будущее которой во многом определяется настоящим и прошлым. В этом плане весом багаж, накопленный вами за несколько десятилетий труда и переданный своим последователям. Он ценен еще и потому, что выходит за рамки чистой науки, служит воспитанию нравственности, духовности, дает возможность молодым энтузиастам приложить свои силы в деле охраны природы. Вы сказали, Александр Люцианович, что ваша трудовая деятельность сегодня продолжается. Пусть же она, как прежде, будет плодотворной. А еще от всей души желаем вам в канун професси¬онального праздника доброго здоровья и щедрого долголетия.
Беседу записала Л. СТОЛЯРОВА
Газета «Днепр вечерний» 18.05.1987 г.
ПОЕТ ЛІСУ
Кажуть, обличчя людини – її душа. У нього приваблива, чарівна посмішка. Це скромна, інтелігентна, чемна, добра людина. З учнями і студентами розмовляє лагідно, з повагою, просто і доступно.
Доктор біологічних наук Бельгард сорок років очолював кафедру геоботаніки, був деканом факультету. Нині – професор-консультант.
Його лекції, – розповідає професор А. Травлєєв, поетичні, з гуморком, неповторні формою, глибоким змістом і новизною, яскраво розкривають сучасні досягнення науки. Вчений захоплюється Леоновим, Пришвіним, Чайковським, Рахманіновим, до них звертається в лекціях, і студенти ревно стежать, щоб не пропустити жодної.
Недарма Олександра Люціановича визнано в університеті переможцем конкурсу педагогічної майстерності. Любов до зеленого руга у нього ще з юнацтва.
Народився в мальовничому місці Литви, де співи птиць, таємничі лісові шерехи. І п'янкі запахи, вічний рух природи полонили на все життя. У нього рідкісне сполучення талановитого теоретика і знавця лісового господарства.
– З природою, – вчить наставник своїх виконавців – треба жити в мирі й дружбі, тоді вона щедро віддячить вам за це.
Недивно, що ніхто з його учнів не розчарувався, не залишив обраної професії. В колі друзів та серед студентів Олександр Люціанович захоплено розповідає про зустріч з ученими, скажімо, з академіком Шемякіним – автором знаменитої книги «Естетика лісу», з найстарішим академіком АН СРСР, Героєм Соціалістичної Праці В. Сукачовим, працями якого цікавився В.І. Ленін.
– Ось гляньте на цю телеграму, яку я бережу як святиню, – подає нам учений. Читаємо: «Пришлите срочно краткие сведения о вашей экспедиции. Сукачев».
– Його вже нема живого, але назавжди запам'яталася зустріч у Москві. Завітав до нього не сам, а з учнями – співробітниками експедиції. Володимир Миколайович Сукачов підвівся з крісла, потис усім руки і схвально відгукнувся про дерзання молодих біологів.
– Мені приємно, що Ви, Олександр Люціанович, познайомили мене зі своїми послідовниками. Ось так наукові школи створюються. Хотілося побажати Вам, щоб Ви більш наполегливо проводили дослідження степових лісів України. Це дуже потрібно для держави.
Заслуга Бельгарда в тому, що він у 1949 році створив Комплексну експедицію для вивчення лісів Степової зони України. Плоди експедиції важко переоцінити.
Зібрані матеріали було використано для розробки рекомендацій, котрі покладено в основу лісовпорядження на Україні. Опріч того, вчені розробили класичну типо-логію лісів Степової зони, яку тепер широко запроваджено в практиці лісорозведення. А ще створено теоретичні основи степового лісознавства. Це великий вклад в науку.
З'явилась фундаментальна монографія професора Бельгарда. Тепер лекції на цю тему читають у багатьох вузах країни. В руках лекторів – надійний підручник нашого вченого і його помічників. Автор присвятив свою працю вчителеві – академіку Г. Висоцькому. Цим він підкреслив, що в основу «Степового лісознавства» покладено ідеї, принципи, наукові концепції видатного знавця лісів, соратника славнозвісного В. Докучаєва.
Класична праця Бельгарда «Степове лісознавство», – зазначив у своєму відгуку академік АН СРСР А. Жуков, – стала настільною книгою всіх учених і спеціалістів у галузі степового лісорозведення.

Ця праця дістала загальне визнання як у нашій країні, так і за кор-доном».
А ось новина: АН СРСР видала прецікаву й конче потрібну книгу голови секції типології лісів при АН СРСР Л. Рисіна «Лісова типологія СРСР». Серед класиків лісової науки бачимо спеціальний розділ, присвячений працям Бельгарда. Там сказано, що «його типологія, раніше опублікована в двох книгах, без сумніву, посідає автономне становище серед інших типологій».
Важливо відмітити, що професор Бельгард, крім типології природних лісів, вперше в лісовій науці запропонував її для створення захисту штучних посадок, котрі виконують насамперед ґрунтозахисну і водорегулюючу роль у степах, де, як відомо, часто бувають неврожаї через брак вологи. Ця типологія цілком узгоджується з завданнями, які поставив травневий Пленум ЦК КПРС по реалізації Продовольчої програми. Захисні лісові насадження збільшують родючість, обводненність поля, що сприяє урожаю.
Природа, – каже професор, – затрачує 800-1000 років для утворення ґрунту завтовшки один сантиметр. Якщо знищити лісосмуги та байрачні ліси, то ерозія може знищити родючий шар ґрунту за кілька днів. Більше того, намул, змитий ерозійним процесом з полів, забруднює русла рік, руйнує джерела.
Звичайно, все це тривожить колектив біологів ДДУ, котрим уже піввіку керує знавець лісів, доктор біологічних наук.
Що ж треба робити, щоб запобігти такому лиху?
Вчені університету розширюють науково-дослідні праці в комплексній експедиції на Присамарському стаціонарі, саме тут розробляються наукові основи захисного лісорозведення, про що вказується в рішеннях з'їзду партії: «Посилити роботу по збере-женню сільськогосподарських угідь, боротьбу з ерозією, підвищити темпи робіт по рекультивації земель… Розширити захисне лісорозведення»
Комплексна експедиція, яку очолює професор Бельгард, має два філіали. Ними керують його учні. Один діє на території порушених (зруйнованих) земель Кривбасу, де очолює роботу по створенню захисних лісів доктор біологічних наук І. Добровольський. Другий філіал експедиції, який складається із спеціального загону, працює в Західному Донбасі. Ним керує доктор біологічних наук А. Травлєєв. Тут іде рекультивація шахтних відвалів, створюються на зруйнованих землях ґрунтозахисні, водоохоронні насадження. В основу цих праць покладено дослідження Бельгарда, в яких наголошується: необхідно не просто садити дерева, а створювати ба-гатокомпонентні саморегулюючі системи, стабільні, довговічні, які б позитивно впливали на врожай та поліпшували навколишнє середовище.
Класичні розробки Бельгарда відомі всьому світові. їх значимість відмічено на Ботанічному конгресі в Парижі. Крім того на бо-танічному з'їзді СРСР працювала спеціальна секція степового лісознавства, основи котрого було закладено головою цієї секції Бельгардом. На цьому з'їзді нашого земляка обрано почесним членом Всесоюзного товариства ботаніків.
Відрадно, що лісове господарство охоче впроваджує у виробництво його ідеї про створення лісів Степової зони. Досить сказати, що лише в нашій області типологію вченого впроваджено на площі 85 тисяч гектарів, а в інших районах країни – на площі понад 300 тисяч.

Типологія лісів успішно використовується лісівниками Угорщини і Болгарії. Міністерство лісового господарства УРСР рік тому писало: «Глибокошановний Олександре Люціановичу! Лісівники України високо цінують Ваш великий вклад у розвиток степового лісівництва. Розроблені Вами основні положення по степовому лісорозведенню широко впроваджуються на практиці і дали свої позитивні результати. Ваша книга «Степове лісознавство» стала для багатьох лісівників республіки настільною. Ви не раз подавали велику практичну допомогу виробництву. Ми просимо Вас, якщо дозволять умови, проконсультувати, а при можливості виїхати з провідними спеціалістами Міністерства в наші підприємства з питань оптимальних шляхів лісовідновлення в степових районах республіки. Міністр В.Д. Байтала».
Присамарський стаціонар воістину став науковою базою, яку високо цінує АН СРСР. Системний підхід до вивчен¬ня природи лісів Степової зони України взято на озброєння дніпропетровськими вченими-природознавцями.
У 1972 році, коли обгово¬рювалась державна проблема «Людина і біосфера», професо¬ру Бельгарду було запропоновано подати науково обґрунто¬вані висновки про стан степових лісів і заходи для їх збереження. Пропозиції вченого були використані в доповідній записці урядові СРСР.
Завершуючи свою розмову з професором, ми поцікавились, які події за останні роки схвилювали, порадували лісознавця?
– Ми, ботаніки, безмежно раді, що прийнято закон «Про заходи по дальшому поліпшенню охорони лісів і раціональному використанні лісових ресурсів». Цей документ має велике народногос-подарське і соціальне значення.
Професор підготував 32 кандидати та 10 докторів-біологів. З під його пера вийшло понад двісті праць. Працездатності і невгамовності вченого люди по-доброму заздрять. Він і зараз повен сил і творчої енергії. Написав книгу, присвячену становленню вузів у перші роки Радянської влади в Дніпропетровську. Це – біографічні замальовки про видатних людей науки, які працювали в університеті та технічних вузах міста. Два роки тому подарував читачам невеличку, але хорошу книгу «В.І. Ленін і жива природа», в якій тепло і популярно розповідається, як Ілліч ще з ранніх років полюбив природу, а далі багато приділяв уваги збереженню лісів, землі, річок, закликав нещадно боротися з браконьєрством.
Професор Бельгард завжди з людьми. Ось і недавно в Ботанічному саду ДДУ, де проходило свято квітів, він закликав дніпропетровців перетворити наше місто в квітучий край.
Іван ШАПОВАЛ
(газета «Зоря», 2.10.1982 р.)
Скачать полный текст книги можно по ссылке, приведенной ниже:
https://yadi.sk/d/Romggl8mefEUL
