В Литве не утихают страсти по лесным аукционам: правила их проведения не устраивают бизнес

Месяц назад международная биржа биотоплива «Балтпул» организовала аукцион древесины, произведенной в компании Государственные леса Литвы” за второе полугодие, который прошел по новым правилам торгов. Из-за санкционированного запрета на ввоз древесины из России и Белоруссии в регионе создавался значительный дефицит древесного сырья, и была большая вероятность того, что аукцион привлечет внимание компаний из других стран, в результате чего древесина просто покинет Литву.

После аукциона в пресс-релизе министр окружающей среды Симонас Гентвилас выразил свою радость по поводу того, что крупнейшие литовские компании, занимающиеся торговлей древесиной, достигли на аукционе своих торговых лимитов, таким образом, стремление государства контролировать ситуацию на рынке древесины, не допуская возможного вывоза древесины в больших количествах в другие страны, себя оправдало.

Однако бизнесмены, руководители и юрист ассоциации, опрошенные miskinks.eu, возражают против аукциона и утверждают, что лишь несколько компаний купили на нем большую часть необходимой древесины, причем около половины из них не являются деревообработчиками. Кроме того, новый порядок аукционных торгов, якобы защищающий внутренний рынок, не запрещает им вывозить древесину за границу или перепродавать ее по более высокой цене.

Кроме всего прочего, государство может столкнуться с большими неприятностями, чем возмущенные бизнесмены, поскольку в конце июля Литовская ассоциация производителей деревянной тары инициировала жалобу в Еврокомиссию, в которой говорится, что новый порядок проведения аукционов является дискриминационным и ограничивает конкуренцию.

Что не так с правилами?

Согласно действовавшему до того времени правовому регулированию, все покупатели могли участвовать в государственных аукционах по лесоматериалам без каких-либо ограничений. Однако по предложению Минприроды 17 мая с.г. действующие правила изменены. Введены лимиты, которые ограничивают количество древесины, которое та или иная компания может приобрести на аукционе. Каждой компании разрешено приобрести 1000 куб. м. древесина. Этот лимит может быть увеличен исходя из того, сколько древесины компания уже закупила за последние 2 года на основе полугодовых контрактов. Это означает, что если компания ранее не покупала древесину на полугодовых аукционах или покупала ее иными способами, например, на основании долгосрочных договоров с лесхозами или просто импортировала, ее лимит останется равным той же тысяче. кубические метры.

Юрист юридической фирмы “Sorainen” доктор Дайвис Швиринас считает, что критерий, по которому количество продаваемой древесины определяется на основе предыдущих приобретений, не только неблагоприятен для новых участников рынка, но и не защищает от перепродавцов и нарушает честную конкуренцию.

«Представители Министерства окружающей среды говорят, что цель ограничений — обеспечить закупку государственной древесины действующими в Литве деревообработчиками, а не компаниями, которые будут только перепродавать эту древесину по более выгодной цене. Однако процедура совершенно этого не обеспечивает, так как не обязывает компании никоим образом не перепродавать древесину. Более того, из пятнадцати компаний, купивших больше всего древесины на последнем аукционе, около половины не являются деревообрабатывающими предприятиями. Вполне вероятно, что эта древесина будет просто вывезена за границу или перепродана по более высокой цене, а государство останется заведомо лишенным тех доходов, которые оно могло бы получить», — говорит доктор. Д. Швиринас.

Новый порядок подвергается критике со стороны ряда действующих в Литве лесопереработчиков и бизнес-ассоциаций. Президент Литовской ассоциации энергетики биомассы «Литбиома» говорит, что их ассоциация ранее вносила предложения не вводить двухлетний критерий, но их предложения не были приняты во внимание.

«Какой-то хаос, неразбериха. На каком основании был введен двухлетний срок? Например, компания, успешно работающая двадцать лет, но в последние два года завозившая древесину и не испытывавшая необходимости обновлять старое, но надежное оборудование, по новым правилам практически исключается с торгов или может закупать только минимальные количества, несмотря на то, что ей нужно много древесины. На каком основании? Что она сделала не так? Насколько лучше те, кто смог купить древесину согласно заявленному лимиту? Очень много вопросов и к прозрачности этих правил?», — сетует М. Валукинас.

Юрист Др. Д. Швиринас добавляет, что министерство приняло новый порядок без учета не только предупреждений бизнеса, но и предупреждений учреждений. «Возникает много вопросов, почему министерство приняло процедуру, которая подверглась критике не только со стороны потенциально дискриминируемых компаний, но и со стороны других органов власти. Например, Минюст указал, что ограничения нарушают законодательство ЕС. В свою очередь, Служба специальных расследований подчеркнула, что правовые акты, создающие исключительные условия для отдельных компаний (или их групп), несут в себе коррупционные риски. К сожалению, Минприроды не принимает во внимание эту критику. Если правила не будут скорректированы, государству и бизнесу по-прежнему будет наноситься огромный ущерб, и вполне вероятно, что несколько компаний будут «защищены» по непонятным причинам», — говорит юрист.

Лесники также имеют свое мнение по поводу изменений в правилах. Их представитель, президент Литовского союза лесоводов Айдас Пиворюнас, говорит, что опыт показывает, что любое вмешательство, направленное на регулирование или «саморегулирование» торговли древесиной, произведенной в государственных лесах, в конце концов вырождается и начинает противоречить не только логике, но и праву Европейского союза. «Раньше предприниматели пытались скрыть, что те или иные изменения в правилах проведения аукционов были в их интересах, а когда речь заходит об этих изменениях, некоторые бизнесмены уже открыто говорили, что это в наших интересах, и мы это инициировали. Многие ассоциации не согласились с изменениями из-за двухлетнего критерия, подали комментарии в Правительство, но, как всегда, нашим политикам виднее. Ну, а теперь мы слышим заявления некоторых представителей лесопромышленного комплекса о том, что обновленный аукционный порядок урезает их производственные обязательства, препятствует возможным инвестициям… Я думаю, что если нет возможности представить такой проект, который удовлетворил бы всех, то лучше даже не пытаться изменить то, что устоялось и всем известно», — говорит президент союза лесников.

Некоторые компании показали на аукционе значительно лучшие результаты, чем другие.

Проинтервьюированный порталом адвокат, хорошо разбирающийся в ситуации, Dr. Д. Швиринас привел некоторые цифры, из которых можно увидеть определенные тенденции. «Результаты первого аукциона показывают, что новая процедура выгодна лишь нескольким компаниям. Скажем, ЗАО “Juodeliai” приобрело даже около 27 процентов всей древесины, предлагаемой на аукционе, поскольку для неё был установлен особо высокий лимит. В целом, шесть крупнейших покупателей приобрели 50 процентов. предлагаемое сырье. Для сравнения, всего в аукционе приняли участие почти 300 компаний. Таким образом, большую часть древесины закупили всего несколько компаний, для которых критерий установления лимита крайне благоприятен», — отмечает адвокат.

То, что ЗАО “Juodeliams” посчастливилось купить на аукционе древесины больше других, отмечают не только юристы, но и представители бизнеса. Один из них, представитель одной из литовских деревообрабатывающих компаний, не пожелавший раскрыть свою личность, говорит, что у него и у его коллег есть вопросы, почему «Юоделяй» закупила такую ​​древесину, которую никогда раньше не покупала и не перерабатывала. «Раньше они никогда не покупали ни техсырье, ни балансы, потому что не нуждались в такой древесине для производства. Сейчас они закупили большие объемы такой древесины и законодательство не запрещает ее кому-то перепродавать», — говорит представитель лесного бизнеса, пожелавший остаться неназванным.

М. Валукинас также опасается, что компании покупали древесину с целью перепродать ее по более высокой цене. «Обновленные правила внесли еще больший хаос в кризисный период, когда рыночная ситуация нестабильна, а цены на энергоносители высоки. Казалось бы, преследовались благие цели, чтобы выращенная в Литве древесина не вывозилась за границу, но так получилось, что большая часть древесины оказалась в руках посредников, которые, возможно, продадут ее за границу в другом виде, например, в виде биомассы. Хотя крайне важно, чтобы биомасса не экспортировалась, особенно когда этим топливом отапливается большая часть Литвы», — говорит президент Litbioma.

А. Пиворюнас согласен с тем, что аукцион по новым правилам может стать максимально полезным для перекупщиков. «Несмотря на то, что было много разговоров о запрете экспорта круглого леса и изделий из дерева, компании, купившие древесину на аукционе, станут экспортерами или перепродадут её на внутреннем рынке. «Я никогда раньше не слышал, чтобы компания покупала такую ​​древесину, которая ей не нужна по роду деятельности», — говорит представитель лесников.

Он также добавляет, что какие бы ни были лесные аукционы и кто бы их ни организовывал,
они всегда бесполезны для частных компаний. «Мы сталкиваемся с реальностью, о которой мало кто задумывается, поставка древесины предприятиям деревообрабатывающей промышленности Литвы по сути не управляется. Это, на мой взгляд, основная причина, по которой предприятия хотят регулировать торговлю государственными лесами по своему усмотрению. В этом году больше всего выиграла одна группа, несколько лет назад победили другие группы. Образно говоря, хозяйствующие субъекты тянут на себя одно и то же одеяло, как два супруга, вместо того, чтобы укрыться вместе и согреть всех», – говорит А. Пиворюнас.

Могут быть проблемы с нехваткой биомассы

До войны России с Украиной большая часть биотоплива, используемого для отопления в Литве, была белорусской и российской. Раньше из этих стран ввозилось около 1,6 млн кбм в год. товаров я из рубленой древесины, большая часть которых использовалась для производства тепла. Импорт биотоплива в Литве составляет около 20-30 процентов от общего количество этого сырья, необходимого для производства тепла. По словам А. Пиворюнаса, сейчас, когда импортное биотопливо в стране становится дефицитом, как из-за лазеек в новых правилах аукционов, так и из-за собственной позиции правительства, ничего не делается для того, чтобы национальный поток лесорубочного сырья разумно использовался для отопления и производства электроэнергии.

«Мы теряем исторический шанс отказаться от белорусских импортных потоков биотоплива и заменить их местными. Политики даже не думали, что-то сделать для продвижения местного сырья и сразу стали предлагать использование для отопления мазута. А это в любом случае против зеленого курса Литвы. На мой взгляд, никому, кроме бизнеса, который импортирует мазут и газ, это не выгодно, . Вместо того, чтобы стать более энергетически независимыми, мы будем еще больше зависеть от импорта газа и мазута», – оценивает А. Пиворюнас уклонение правительства от дополнительного стимулирования использования литовской биомассы для отопления.

По его словам, несмотря на то, что производители тепла в последние двадцать лет много инвестировали в модернизацию биотопливных котлов, все еще говорят, что биотопливо загрязняет окружающую среду, а отапливать газом или мазутом дешевле. По словам А. Пиворюнаса, такой публичный дискурс полезен только импортерам газа. «Биотопливо — сложная топливная цепочка, требующая большого внимания, и технически для тепловых компаний гораздо удобнее использовать газ. Кроме того, возможности получения прибыли в цепочке поставок биотоплива значительно ниже, а в сфере газоснабжения больше всего выгоды получают поставщики или перепродавцы, а не обогреватели и плательщики счетов», — говорит президент профсоюза лесников.

В качестве одного из примеров того, что мелким производителям тепла в Литве несколько сложнее закупать биотопливо, можно привести ситуацию с коммунальным хозяйством Юрбаркас. Компания обслуживает 12 котельных района, снабжает теплом школы и детские сады, лечебно-профилактические учреждения. По закону он должен покупать древесину через биржу Baltpool, но из-за небольшого количества не может этого сделать.

«Мы лицензированные поставщики тепла, но производим только небольшие объемы. Несколько котельных отапливаются пеллетами и дровами, и мы столкнулись с проблемами, когда цены на древесину взлетели. Затем большинство покупателей стали продолжать контракты, и у лесничества просто не осталось такого количества древесины, чтобы выставить ее на торги. В результате мы вынуждены обращаться в Государственное управление по регулированию энергетики с просьбой о разрешении на закупку биотоплива через госзакупки. Как известно, работа с госзакупками – это стресс, беспокойство, неопределенность и дополнительная трата времени сотрудников. В то же время нам все равно приходится ориентироваться на расстояние, потому что купить биотопливо в Биржае и перевезти его в Юрбаркас нереально. В этом году мы купили топливо только во второй раз, а нам нужно 1300 тыс. тонн”, – говорит Эдмундас Мачежа, директор ЗАО “Jurbarko komunalininkas”. По его мнению, покупка древесины через Baltpool может привести к другому регулированию объемов. Тем более, что такие компании, как его представитель, отапливают не дома, а школы и детские сады.

Государство также понесло убытки

Предприниматели, ничего не выигравшие на аукционе, до сих пор подсчитывают свои упущенные доходы.
Однако новый порядок означает и то, что государство не могло получить лучшую цену за проданную древесину. «Например, ЗАО «Ликмере» заявило в СМИ, что хочет приобрести больше древесины на аукционе, результаты которого были объявлены в июле этого года. Этому помешал установленный лимит. В среднем эта компания предлагала более самую высокую цену березу но , благодаря установленному лимиту, её приобрели другие покупатели, хотя предложенная ими цена была на 20% ниже”, — говорит доктор. Д. Швиринас.

По его словам, всего на аукционе было продано древесины на сумму более 62 миллионов евро. «Исходя из предположения, что без дискриминационных ограничений государство получило бы на 20 процентов более выгодные цены, потери государства только с одного аукциона могут составить более 12 миллионов. евро”, – оценивает адвокат экономические последствия введения новых правил.

Минприроды публично заявило, что новый порядок носит временный характер, главным условием его отмены будет снятие санкций и возвращение рынка в нормальное русло. Однако для того, чтобы иметь более устойчивую систему в долгосрочной перспективе, планируется дальнейшее совершенствование процедуры торговли древесиной путем легализации открытых аукционов (конкурс на закупку древесины в режиме реального времени), установки принципов применения долгосрочных и полугодовых контрактов, позволяющих повысить эффективность конкуренции при закупке древесины.

Опрошенные порталом собеседники надеются, что правительство учтет замечания и нынешний временный порядок не станет постоянным.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.