Древние транспортные средства из древесины до сих пор используются в Швейцарии

Создатель саней Ганс Бургенер по опыту знает, что такое хорошие роговые сани: еще в детстве он возил на них дрова для отопления дома. Роговые сани, построенные в старых традициях Грин-де-Вальда, пользуются спросом и сегодня.

Когда плотник и фермер Ганс Бургенер был моложе, за зиму он ремонтировал и обновлял всё необходимое для своего бизнеса. В мастерской, которая была создана в старом Шюрли, и сегодня находятся сани, инструменты для работы с деревом, древесина и приспособления, необходимые для изготовления саней.

Два изящно изогнутых куска ясеня приподняты рядом с верстаком. «Я покупаю пустые паровые форсунки на заводе, — говорит Ганс Бургенер. Строитель саней изготавливает ножки, коромысло и тяги для роговых саней сам. Древесина для этого обычно поступает поблизости. «Многие знают, что мне нужен хороший ясень или другая твердая древесина, и говорят мне, когда будут рубить подходящее дерево».

Строитель саней сам изготавливает ножки, ярмо и стержни для роговых саней: здесь Ханс Бургенер забивает ножки молотком в отверстия для штифтов в полозьях. Сибилла Ханзикер

По-прежнему популярны

В прошлом в горные районы почти все приходилось завозить. Роговые салазки очень облегчали этот процесс. Ганс Бургенер помнит, как десятилетним мальчиком помогал отцу возить на санках дрова. «Мои сани были немного меньше, поэтому я мог самостоятельно с ними справляться». Зимой на санях привозили сено, хранимое в стогах на альпийских лугах. Весной и летом рогатые санки без железной арматуры, использовали что расчищать навоз и свозить траву с крутых склонов.

В прошлом году, кроме сотни маленьких санок Ганс Бургенер построил шесть настоящих роговых саней: большие и легкие они пользуются спросом и сегодня. Некоторые из них применяются в хозяйстве людьми, которые до сих пор управляют участком леса или пастбища традиционным способом, или у кого есть дом для отдыха без дорожного сообщения. Другие используются в гонках на роговых санях. В течение ряда лет производитель саней по просьбе организаторов был судьей гонок на санях, традиционно проводимых в Гриндельвальд-Хорн. По правилам соревнований в таких гонках можно участвовать только на санях традиционной конструкции.

Большие и легкие сани по-прежнему пользуются спросом. Сибилла Ханзикер

Гриндельвальдская традиция

Когда Ханс Бургенерон сам строит сани, то придерживается традиций Грин-де-Вальда, не делая никаких уступок интересам спорта. Для него роговые нарты — часть альпийского, горного хозяйства. Он фермер на пенсии и передал бизнес в Итрамене своему сыну. Летом они с женой отправляются в горы, перегоняя туда своих коров. Их шестнадцать и процесс перегонки осуществляется в четыре этапа. «Это не работа, это наша жизнь горных кочевников», – говорит Ганс.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.