На протяжении десятилетий лесная биомасса в рамках политики развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) неизменно обеспечивала около 2/3 годового производства возобновляемой энергии в Европе.
В ноябре 2016 года Европейская комиссия опубликовала свою инициативу «Чистая энергия для всех европейцев». В рамках этого пакета комиссия приняла законодательное предложение по изменению Директивы по возобновляемым источникам энергии 2009/28/EC (сокращенно RED). В декабре 2018 года вступила в силу пересмотренная Директива по ВИЭ 2018/2001/EU (сокращенно RED II).

В RED II общий целевой показатель ЕС по потреблению ВИЭ к 2030 году был повышен до 32 %. Если Директива RED первоначально была сосредоточена на экологической устойчивости жидкого биотоплива, то RED II ввела критерии устойчивости для лесной биомассы и пороговые значения экономии парниковых газов для твердого и газообразного топлива из биомассы.
В первую очередь RED II рассматривалась как политический инструмент для продвижения использования возобновляемых источников энергии в секторе электричества, отопления и охлаждения, а также в транспортном секторе.
Однако до сих пор продолжаются дискуссии между участниками о гарантии устойчивого использования лесной биомассы. В основе аргументов лежат разногласия относительно концепций углеродной нейтральности и «углеродного долга».
В июне 2021 года Европейский парламент подтвердил инициативу, призывающую ЕС пересмотреть правила использования и производства энергии биомассы. Эти правила должны быть согласованы с климатическим законодательством и Стратегией ЕС по сохранению биоразнообразия на 2030 год. Было выдвинуто предложение разработать закон ЕС о биоразнообразии, аналогичный закону ЕС о климате, для обеспечения восстановления, устойчивости и защиты экосистем к 2050 году. Европейская комиссия должна была проанализировать возможность создания правовой базы, в первую очередь в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) для запрета торговли определенным сырьем, продуктами и услугами, которые угрожают биоразнообразию. Предполагается, что правовая база ЕС будет гарантировать, что «продукты или товары, размещаемые на рынке ЕС, не приведут к обезлесению, деградации лесов, преобразованию экосистем или нарушению прав человека».
Сама Европейская комиссия уже сигнализировала о необходимости более жестких правил использования биомассы.
14 июля 2021 года Европейская комиссия представила обширный пакет законодательных предложений, способствующих сокращению выбросов углекислого газа на 55 % к 2030 году по сравнению с уровнем 1990-го. Он получил название Fit 55 («Готовность 55»).
Комиссия увеличила общую целевую долю возобновляемых источников энергии в валовом конечном потреблении энергии ЕС с 32 до 40 % к 2030 году. Чтобы обеспечить более высокие стандарты устойчивости для биоэнергетики, проект комиссии теперь призывает государства-члены избегать схем поддержки биоэнергетики, которые продвигают использование высококачественной стволовой древесины для получения энергии.
Однако пока проект предложения очень расплывчат, так как нет четкого определения, что такое высококачественная стволовая древесина, не определены критерии для сырья биомассы и его использования, какие методы заготовки при этом могут быть использованы и т. д. Если всё же этот проект получит одобрение, многие производители биомассы могут пострадать.
В данный момент ситуация в Европе по использованию биомассы достаточно противоречивая. Например, в Германии до сих пор идет дискуссия, стоит ли субсидировать переход угольных электростанций на более экологически чистые виды топлива. Этот вопрос в основном поднимался депутатами правоцентристской группы ХДС/ХСС канцлера Ангелы Меркель, чьи округа пострадали от увеличения количества поврежденной древесины. Однако дискуссия была отложена в связи с высокими мировыми ценами на древесину. Кроме того, в настоящее время основная финансовая поддержка сконцентрирована на разработке технологий для решения проблемы выбросов парниковых газов.
В сентябре в Германии пройдут парламентские выборы, и в зависимости от того, какие партии войдут в правительство, а именно войдет ли Партия зеленых, будет понятен расклад политических сил. Партия зеленых поддерживает поэтапный отказ от угля к 2030 году. При выделении субсидий предполагается, что производство электроэнергии на биомассе можно будет также сочетать с улавливанием и хранением углерода. В качестве альтернативы предлагается повысить цены на углерод во всех секторах, чтобы поднять экологическую или климатически нейтральную конкурентоспособность водорода. В таком случае производство электроэнергии на биомассе может стать экономически жизнеспособным без государственной поддержки. Необходимо отметить, что в марте этого года Европейский союз проголосовал за введение налога на выбросы углекислого газа. К 2023 году Евросоюз планирует охватить трансграничным углеродным регулированием те сектора, которые потребляют много энергии (энергетика, промышленность (цемент, алюминий, сталь), нефтепереработка и т. д.).
Другая проблема состоит в том, что в Германии не существует крупномасштабных электростанций, работающих на биомассе, поэтому сложно спрогнозировать экономическую жизнеспособность крупных установок. Если переводить все угольные электростанции на биомассу, могут возникнуть вопросы с доставкой древесного сырья. Для крупномасштабного преобразования потребуется импорт древесных гранул. Пока неизвестно, как запрет производства пеллет из стволовой древесины может повлиять на предложение.
Кроме того, это может поставить под угрозу или отложить развитие альтернативных вариантов, таких как небольшие электростанции, хранилища, использование водорода.
По словам специалистов, если новое правительство решит поддержать план перевода угля на биотопливо, необходимо будет тщательно проанализировать соотношение производства и потребления гранул.
Производство древесных пеллет в Германии в 2020 году составило 3,1 млн тонн, увеличившись на 9,9 % (2,82 млн тонн в 2019 году). К концу 2021-го оно может достичь 3,3 млн тонн, а производственные мощности могут вырасти на 450 000 т/год.
Подавляющая часть производства пеллет в Германии (97,4 %) сертифицирована по стандарту EN Plus и соответствует уровню качества A1. Основным сырьем для производства является древесная щепа (84,9 %) и низкокачественная, зараженная короедом древесина.
Также в Германии наблюдался спрос на пеллеты для отопления домов. Многие немцы закупали котлы, работающие на биомассе. Продажи такого оборудования выросли на 78,5 %, в годовом исчислении до 61 850 в 2020 году.
В целом в Германии установлено 546 000 систем сжигания пеллет. В связи со значительным ростом производства пеллетных котлов и печных установок предполагается дальнейшее увеличение производства пеллет в будущем.
Потребление древесных пеллет в Германии составило 2,33 млн тонн в 2020 году, что на 1,3 % больше, чем в 2019-м, когда было зафиксировано 2,3 млн тонн. Но внутреннее потребление древесных пеллет может вырасти до 400 000 тонн в этом году. С учетом поставленных ЕС новых целей по сокращению выбросов парниковых газов на 55 % к 2030 году предполагается увеличение потребления пеллет.
Пандемия COVID-19 в сочетании с мягкой зимой 2019/2020 года и ростом производственных мощностей способствовали тому, что склады европейского рынка еще недавно были перегружены.
Италия, крупный потребитель древесных пеллет для бытового использования, была основным партнером Германии. В 2020 году туда было импортировано 183 000 тонн пеллет за первые 11 месяцев прошлого года (+10,9 %, чем годом ранее). Однако цена на пеллеты оставалась в течение всего 2020-го низкой (до 237 евро за тонну в 2020 году).
Вопрос использования биомассы актуален не только для Германии. Также Польша и Чехия на 90 % зависят от угля. К 2030 году на четыре страны (Германия, Польша, Италия и Чехия) будет приходиться около 70 % всех выбросов CO2 от производства электроэнергии в ЕС.
По данным аналитического агентства EMBER, и в других европейских странах наблюдается ограниченный прогресс или его отсутствие в электроэнергетическом секторе. В совокупности на Бельгию, Болгарию, Чехию, Румынию и Польшу будет приходиться 40 % выбросов парниковых газов в энергетическом секторе к 2030 году.
Германия и Италия с учетом их размера экономики и спроса на электроэнергию также вызывают озабоченность у европейцев в связи с медленным прогрессом в электроэнергетическом секторе в течение последующего десятилетия. На эти две страны будет приходиться 40 % выбросов СО2 в энергетическом секторе к 2030 году.
В связи с принятым климатическим законом для всех европейских стран достаточно актуальным является развитие ВИЭ. И в ближайшее время европейские страны должны определиться, будут они поддерживать биомассу в качестве основного источника ВИЭ или всё же выберут альтернативные источники энергии для достижения углеродной нейтральности.