Статистические данные последнего пятилетия свидетельствуют о неблагоприятных тенденциях в развитии лесного сектора Украины:
- увеличивается объем и доля экспорта древесной продукции с малой добавленной стоимостью;
- уменьшается, либо не меняется производство основных видов древесной продукции внутри страны;
- падает уровень видимого потребления основных видов продукции лесной промышленности
- объем и структура лесозаготовок следуют за сиюминутной, рыночной конъюнктурой, игнорируя долгосрочные цели лесного хозяйства и стратегические интересы государства.
Основой причиной создавшегося положения является отсутствие государственной торговой политики по отношению к древесине и изделиями из неё, которую подменяет торговая стратегия Гослесагентства.
Её основные признаки:
- примат ведомственных интересов над интересами государства и покупателей древесины;
- «ручное управление» экспортом продукции; не эффективность и постоянное нарушение установленных правил торговли древесиной на внутреннем рынке;
- отсутствие эффективного контроля ситуации на рынке древесины; высокая коррумпированность в сфере отношений, связанных с лесной торговлей
Недовольство ситуацией вызвало многочисленные конфликты, вылившиеся в законопроекты, направленные на запрет экспорта древесины в круглом виде и пиломатериалов, которые неоднозначно восприняты представителями разных сегментов лесного сектора.
Анализ международного опыта, позволяет прогнозировать основные последствия предлагаемого решения:
- запрет экспорта приведет к уменьшению потенциальных покупателей, следствием чего станет уменьшение цены древесины;
- с уменьшением цены, снизятся доходы собственника леса (государства), а также общая стоимость лесов, как имущества;
- значительные объемы низкокачественной древесины, станут экономически недоступными, в связи с отрицательной рентабельностью из заготовки и транспортировки;
- финансирование работ по защите и повышению качества лесов, а также инвестиций в техническое и технологическое перевооружение лесного хозяйства будут минимизированы, что приведет к деградации лесов;
- низкая стоимость сырья вызовет прилив инвестиций в первичную деревообработку, в том числе базирующуюся на дешевом и малоэффективном оборудовании;
- спрос на древесину увеличится, что в конечном итоге вызовет её дефицит и повышение цен;
- деревообрабатывающие производства, сформированные в расчете на дешевое сырье, окажутся не конкурентоспособными, будут пытаться удовлетворить свои потребности за счет коррупционных технологий, а затем станут банкротами.
Таким образом, от запрета экспорта в краткосрочной перспективе выиграют деревообрабатывающая промышленность, прежде всего её сегменты, ориентированные на экспорт конечной продукции, а проиграет лесное хозяйство, транспорт и общество в целом. В долгосрочной перспективе не выиграет никто.
Активное лоббирование запрета экспорта круглого леса и пиломатериалов, маскирует истинные проблемы лесного рынка Украины. Среди них:
- коррумпированность, проявляющуюся в лоббировании интересов части импортеров и посредников, представителями государства;
- отсутствие адекватного правового регулирования и организации торговли, гарантирующих обеспечения сырьем деревообрабатывающих предприятий резидентов -Украины и инвесторов;
- низкая конкурентоспособность значительной части мелких и средних деревообрабатывающих производств.
На основании европейского опыта в докладе рассматриваются возможные пути их решения, среди которых:
- повышение правовой ответственности за транспортировку и переработку нелегальной древесины;
- совершенствование правил и организации торговли древесиной (гарантии предприятиям, производящим продукцию с высокой добавленной стоимостью и инвесторам, меры по легализации мелкого лесопиления, защита справедливой конкуренции, расширение форм организации торговли);
- меры регулирование внешней торговли (лицензирование, тарифы, количественные ограничения, выборочный запрет, непрямые налоги);
- совершенствование регулирования заготовки древесины (снятие необоснованных ограничений на главное пользование и рубки ухода, повышение рентабельности заготовки низкотоварной древесины);
- обеспечение мер мониторинга рынка древесины /профилактика коррупции/ ;
- улучшение инвестиционного климата (льготное налогообложение, кредиты).