За три десятилетия моей карьеры в британской секретной разведывательной службе Китай никогда не рассматривался как серьезная угроза.
Если мы и теряли сон по ночам, то это происходило из-за более неотложных проблем, таких как советский экспансионизм и транснациональный терроризм. Замедление выхода Китая из хаотической эпохи Мао Цзэдуна и его международная изоляция после того, как китайские солдаты подавили демонстрацию сторонников демократии на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, сделали его похожим на островную заводь.
Сегодня другая картина. Китай приобрел глобальное экономическое и дипломатическое влияние, что позволяет проводить тайные операции, выходящие далеко за рамки традиционного сбора разведывательной информации, расширяющиеся в масштабах и угрожающие сокрушить западные службы безопасности.
Руководители разведки США и Великобритании — ФБР, директор Кристофер Рэй и генеральный директор МИ5 Кен МакКаллум выразили растущую озабоченность по этому поводу на беспрецедентной совместной пресс-конференции в июле, чтобы предупредить, как выразился г-н Рэй, о «захватывающих дух» усилиях Китая по краже технологий и экономической разведки и влиять на внешнюю политику в пользу Пекина. По их словам, темпы ускоряются, поскольку с 2018 года количество расследований МИ5 в отношении предполагаемой деятельности Китая увеличилось в семь раз.
Культура Коммунистической партии Китая всегда носила подпольный характер. Но поскольку партия стала еще более доминирующей силой в Китае с тех пор, как президент Си Цзиньпин пришел к власти десять лет назад, это дало метастазы в государственных институтах. Лучше всего Китай можно охарактеризовать как интеллектуальное государство. Партия рассматривает дело по сбору и защите секретов как общенациональное дело, вплоть до того, что гражданам предлагается вознаграждение за выявление возможных шпионов, и даже школьников учат распознавать угрозы.
Запад не может бороться с огнём. Мобилизация правительства, общества, экономических и академических систем вокруг конкуренции с иностранными врагами, как это делает Китай, означала бы предательство западных ценностей. Но лидеры демократий должны усвоить кардинальные перемены, произошедшие в Китае, и убедиться, что взаимодействие с Пекином сдерживается трезвомыслящим чувством реальности.
Последняя угроза государственной разведке сопоставимого масштаба исходила от Советов. Но Советский Союз был изолирован и обеднел. С другой стороны, успешная экономика Китая является ключевым двигателем глобального роста, значительно увеличивая влияние Пекина.
Разведывательные службы Китая, едва заметные на мировой арене 30 лет назад, сейчас сильны и хорошо обеспечены ресурсами. Они умеют использовать уязвимости открытых обществ и растущую зависимость от экономики Китая для сбора огромных объемов информации и данных. Многое из этого происходит в киберпространстве, например, взлом Управления кадров США в 2015 году, когда были украдены конфиденциальные данные о миллионах федеральных служащих. Оперативники китайской разведки также присутствуют на государственных предприятиях, в государственных СМИ, в посольствах и консульствах. Консульство Китая в Хьюстоне было закрыто администрацией Трампа в 2020 году после того, как оно служило национальным центром сбора высокотехнологичной информации.
Но китайские тайные операции на этом не заканчиваются.
Закон о разведке Китая, принятый в 2017 году, требует от граждан оказания помощи спецслужбам. Но этот закон просто формализовал ситуацию, которая уже была нормой. Более широкий вызов для Китая исходит от организаций и субъектов, занимающихся деятельностью, которая может не соответствовать обычным представлениям о шпионаже.
Большая часть этого организована Рабочим отделом Объединенного фронта, партийной организацией, которая стремится кооптировать высокопоставленных членов китайской диаспоры, и чей охват был расширен при г-не Си. Китай также пытается соблазнить других западных граждан. Раскрытое в этом году хрестоматийное дело касалось британского политика, офис которого получил значительное финансирование от адвоката из числа этнических китайцев, который таким образом получил доступ к британскому политическому истеблишменту. Один из китайских подходов заключается в том, чтобы терпеливо развивать отношения с политиками на уровне города или общины, которые демонстрируют потенциал для достижения еще более высоких постов. Другой известен как захват элиты, когда влиятельным западным корпоративным или правительственным деятелям предлагаются прибыльные синекуры или деловые возможности в обмен на поддержку политики, согласующейся с интересами Китая.
Для Китая это работа о выживании. Технологии и бизнес-аналитика должны быть приобретены, чтобы экономика Китая росла достаточно быстро, чтобы предотвратить социальную нестабильность. Г-н Си подчеркнул необходимость принятия «асимметричных» средств, чтобы догнать Запад в технологическом отношении.
Китай может быть впереди игры сейчас, но есть инструменты, которые западные спецслужбы и службы безопасности могут использовать, в том числе предоставление сотрудникам необходимых языковых навыков и осведомленности о Китае и работе Коммунистической партии Китая. Но им нужна помощь.
Либеральные демократии не могут просто играть в оборону; политические лидеры должны выступать за увеличение инвестиций в наступательные возможности сбора разведывательных данных и информационные программы, которые информируют предприятия, политические организации и другие потенциальные цели об их уязвимости. Также необходимы системы для оценки последствий для национальной безопасности того, что в противном случае могло бы показаться обычной коммерческой деятельностью китайских компаний или некитайских организаций, действующих в качестве прикрытия для Пекина.
Новое и более эффективное законодательство, адаптированное к изменяющейся динамике, имеет жизненно важное значение. Великобритания делает шаг в правильном направлении. Похоже, что она собирается принять закон о национальной безопасности, который расширит определение шпионажа и примет меры для создания, как выразилось Министерство внутренних дел, «более сложных условий работы» для тех, кто действует в качестве агентов иностранных интересов. Австралия приняла аналогичный закон в 2018 году, чтобы ограничить иностранное тайное политическое влияние после того, как возникли опасения по поводу активности Китая.
Противодействие Пекину представляет собой трудный баланс, особенно в странах с большим населением китайской диаспоры. В качестве примера можно привести программу ФБР по предотвращению кражи экономической и научной информации из университетов США, начатую администрацией Трампа в рамках Китайской инициативы. Программа оказала сдерживающее воздействие на ученых и инженеров из числа этнических китайцев, которые считали, что их несправедливо преследуют. В этом году он был прекращен.
Западные страны не должны бояться делать смелые шаги. Такие действия, как массовое изгнание Великобританией офицеров советской разведки в 1971 году после всплеска шпионской деятельности, редко, если вообще когда-либо, затрагивают более широкие отношения. Не следует также преувеличивать влияние шпионажа и подрывной деятельности. Советский Союз проиграл холодную войну не из-за своих разведывательных операций, которые были хороши, а из-за краха его идеалов правления.
То же самое может оказаться и с Китаем. Западные политики и разведывательные службы должны внедрять инновации и адаптироваться. Но они также должны обеспечить, чтобы стратегии, которые они используют, соответствовали идеалам свободы, открытости и законности, которые представляют наибольшую угрозу для китайской партии-государства.
Найджел Инкстер (@NigelInkster) — бывший директор по операциям и разведке Секретной разведывательной службы Великобритании, из которой он ушел в отставку в 2006 году. Он является старшим советником по кибербезопасности и Китаю в Международном институте стратегических исследований.