Россия обвинила Литву, члена НАТО, в перекрытии потока товаров в Калининград, свой анклав на Балтийском море, в рамках санкций из-за войны в Украине. Литва говорит, что Россия лжет.
Станция в Кибартае, Литва, откуда железнодорожные пути идут на запад в Калининград, доставляя товары в российский эксклав. Фото… Андрей Василенко для The New York Times
КИБАРТАЙ, Литва. В то время как в Украине бушует война, разжигающая постоянно растущую напряженность между НАТО и Россией, сонная балтийская железнодорожная станция без пассажиров и с небольшим количеством поездов на этой неделе оказалась в центре новой опасной конфронтации между Востоком и Западом.
Станция стоит на границе между Литвой, членом НАТО и активным сторонником Украины, и Калининградом, российским эксклавом на Балтийском море, напичканным ракетами, способными нести ядерное оружие, но физически отрезанным от остальной части России.
От литовского города Кибартай, украшенного украинскими флагами, железнодорожные пути идут на запад в Калининград, доставляя товары в регион, но также очерчивая потенциально нестабильную стратегическую линию разлома на окраинах Европы.
На этой неделе вспыхнула давняя дремлющая напряженность из-за Калининграда, что еще больше ухудшило отношения России с Западом, после необоснованных заявлений Москвы о том, что Европа перекрывает маршруты поездов и грузовиков, доставляющих жизненно важные грузы в Калининград, и в результате столкнется с возмездием.«Россия обязательно ответит на такие враждебные действия», — предупредил во вторник во время визита в Калининград Николай Патрушев, глава Совета безопасности Кремля и один из ближайших советников президента Владимира Путина. Он заявил, что Россия «в ближайшее время» примет меры, которые «окажут серьезное негативное влияние на население Литвы».

Эта угроза спровоцировала лихорадочную борьбу Вашингтона и европейских столиц, чтобы предотвратить то, чего они стремились избежать с тех пор, как г-н Путин вторгся в Украину четыре месяца назад: прямую конфронтацию между Россией и НАТО.
В среду литовские министры и законодатели собрались в защищенном подпольном конференц-зале, чтобы обдумать возможные ответы России и обсудить, как сухие мелочи европейских санкций вызвали ряд непреднамеренных и, возможно, опасных последствий.
«Никто этого не хотел и не ожидал», — сказал Лауринас Кащюнас, председатель комитета обороны и безопасности Литвы, который руководил встречей. «Мы все знаем, насколько чувствителен Калининград для россиян».
Мариус Эмузис, эксперт по истории советской эпохи в Вильнюсском университете, сказал, что Калининград всегда был «сложным и нестабильным местом», частью региона, известного до 1945 года как Восточная Пруссия, центр немецкого милитаризма.

Завоеванный Красной Армией в конце Второй мировой войны, этот регион был освобожден от немцев и подвергся тому, что г-н Эмузис назвал «военной анархией»: грабежи, изнасилования и беспорядочное насилие со стороны советских солдат. Первый лидер компартии в регионе, посланный Сталиным из Москвы для наведения порядка, отчаялся и застрелился в 1947 году.
Позже хаос отступил, но Калининград, зажатый между Польшей и Литвой, которые теперь являются членами НАТО, никогда не терял своего смысла как небезопасное место вдали от остальной России и окруженное потенциальными врагами.
Бывший советник президента Трампа по национальной безопасности Роберт О’Брайен назвал Калининград, где базируется Балтийский флот российского флота и изобилует современными ракетами «Искандер», «кинжалом в сердце Европы».
Это было до войны в Украине, которая, возможно, усилила желание России нанести удар по Западу, но серьезно ограничила ее возможности сделать это, не прибегая к ядерному оружию.

Петер Нильсен, датский полковник, командующий подразделением НАТО в Вильнюсе, столице Литвы, сказал, что в последние дни он не видел никаких признаков того, что Россия готовит какие-либо новые военные действия против Литвы. «Я плохо спал в течение месяца до вторжения в Украину; теперь я очень хорошо сплю», — сказал он в интервью. “Постучать по дереву.”
Он добавил, что то, что в конечном итоге может сделать Россия, будет зависеть от мнения г-на Путина, и «мы не можем в это вникать». Но способность российского президента действовать, если не считать развязывания ядерной войны, сильно ограничена, сказал он. «Мы отслеживаем то, что они делают, а не то, что они говорят», — сказал он.
Например, около половины российских войск и техники, которые ранее базировались в Калининграде, теперь переброшены в Украину. Соединенные Штаты, напротив, увеличили численность сил НАТО в Литве: около 700 американских солдат сейчас находятся на ротации в стране в дополнение к регулярному контингенту из 1150 немецких, 250 голландских и 200 норвежских военнослужащих.
Это, по словам полковника Нильсена, делает маловероятным военный удар России по Литве — «даже если они сойдут с ума».

По словам официальных лиц в Вильнюсе, более вероятным является вмешательство России в судоходные пути вблизи главного литовского балтийского порта, Клайпеды, проведением военных учений или нарушением работы электросети, связывающей Россию, Беларусь, Литву, Латвию и Эстонию.
Но последнее, по словам министра энергетики Литвы Дайнюса Крейвиса, означало бы отключение электричества во всех странах Балтии, чего Москва, вероятно, не хочет. Кроме того, добавил он, Литва наладила соединения с Польшей, Финляндией и Швецией, что позволяет ей легко подключаться к европейской сети и избегать перебоев в подаче электроэнергии.
В то время как правительственные чиновники преуменьшают российские угрозы, нервы на пределе. Чтобы помочь успокоить эти волнения, Соединенные Штаты в среду пообещали «железную» поддержку в случае военных или других ответных действий со стороны России.
Впервые о проблеме стало известно 17 июня, когда губернатор Калининградской области Антон Алиханов разместил в своем Telegram-канале видеообращение, в котором сообщил, что получил «неприятные новости» о том, что Литва запрещает грузовые перевозки между материковой Россией и его территорией региона из-за европейских санкций.

Он сказал, что запрет, которого, по утверждению Литвы, не существует, распространяется примерно на половину товаров, импортируемых Калининградской областью, и представляет собой «грубое нарушение» обязательства Европейского союза по обеспечению беспрепятственного потока товаров между двумя разрозненными частями России.
Литва заявляет, что доля товаров, направляемых в Калининград, на которые пока действуют европейские ограничения, составляет лишь один процент от общего объема перевозок, поскольку многие страны ЕС санкции против этого трафика еще не вступили в силу.
«Русские хотят создать истерию, — сказал г-н Кащюнас, председатель комитета по обороне и безопасности. Он предположил, что это было частью попытки вбить клин между странами ЕС, которые были необычным образом объединены санкциями, и вынуждают блок вводить исключения, которые рискуют развалить политику наказания России за ее вторжение.
Внутренний отчет Литовской государственной железной дороги показывает, что железнодорожные грузоперевозки между материковой частью России и Калининградом резко сократились еще до вступления в силу санкций: с 616 000 тонн в марте до 298 000 тонн в мае. Пятьдесят четыре процента этого груза представляли собой товары, подпадающие под европейские санкции, но еще не запрещенные в рамках поэтапной программы реализации. Санкции, уже объявленные в отношении водки, например, не вступят в силу до 10 июля.
В видеообращении в среду премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните отвергла заявления России о блокаде как «ложь», отметив, что пассажиры по-прежнему могут свободно путешествовать поездом, а грузовые перевозки были лишь незначительно нарушены.

Г-жа Шимоните настаивала на том, что Литва просто «соблюдает санкции, введенные Европейским союзом в отношении России за ее агрессию и войну против Украины».
Не уверены, были ли российские товары, находящиеся под санкциями, запрещены только к продаже в Европе или также к транзиту через территории ЕС, Литва в этом году обратилась к исполнительному органу блока, Европейской комиссии, за разъяснениями, и в апреле ей сказали, что «транзит между Калининградом и материковой Россией через государства-члены ЕС товаров, подпадающих под действие мер, также запрещен».
Было рекомендовано провести «пропорциональные» проверки, но что это означает, осталось неясным.
Надеясь на некоторую ясность, Литва теперь ждет, когда Европейская комиссия выпустит четкие указания о том, как и когда именно должны применяться санкции в отношении российских товаров при их транспортировке в Калининград. Чиновники заявили, что ожидают решения в ближайшие дни.

Обеспокоенная тем, что ее самая западная территория может быть отрезана от остальной части страны после распада Советского Союза и превращения Литвы в независимое государство, Москва в течение многих лет вела переговоры с постсоветскими лидерами в Вильнюсе, чтобы обеспечить гарантии безопасного и бесперебойного прохода для ее поездов.
Гедиминас Киркилас, бывший премьер-министр Литвы, принимавший участие в переговорах в 2002 и 2003 годах, сказал, что сделка касалась пассажирских, а не грузовых перевозок, отражая тот факт, что в то время никто не предполагал, что Россия попадет под санкции, ограничивающие перевозки ее товаров.
Две страны договорились о том, что российские поезда, опломбированные, чтобы пассажиры не могли спрыгнуть с поезда и въехать в Литву без виз, могли беспрепятственно проходить между разрозненными частями России.

На этой неделе на почти пустой станции Кибартай опломбированный поезд из Калининграда в Москву ненадолго открыл свои двери, чтобы позволить литовским таможенникам и пограничникам пересчитать пассажиров в поезде. Их было всего 191 — резкое снижение по сравнению с 700, которые совершали поездки в летний сезон перед войной в Украине.
Саулюс Байкстыс, директор станции, сказал, что он «конечно обеспокоен» ростом напряженности — не потому, что он опасается нападения России, а «потому что мы беспокоимся о потере работы», если поезда перестанут ходить в Калининград и из него.
Томас Дапкус из Вильнюса предоставил репортаж.
Эндрю Хиггинс — руководитель бюро по Восточной и Центральной Европе в Варшаве. Ранее он был корреспондентом и главой московского бюро The Times, он был в команде, удостоенной Пулитцеровской премии 2017 года в области международной журналистики, и возглавлял команду, получившую ту же премию в 1999 году, когда он был главой московского бюро The Wall Street Journal.