Танкер для перевозки нефтепродуктов Yang Mei Hu пришвартовался к терминалу сырой нефти в Находке, Россия, в этом месяце. Фото… Татьяна Меел / Reuters
Всплеск спроса со стороны Азии на дешевую российскую нефть компенсирует резкое снижение количества баррелей, продаваемых в Европу, притупляя последствия усилий Запада наказать Москву за ее вторжение в Украину и сохраняя приток доходов в Кремль.
Большая часть дополнительной нефти досталась двум странам: Китаю и Индии. Импорт российской нефти в Китай вырос в мае на 28 процентов по сравнению с предыдущим месяцем, достигнув рекордного уровня и помог России обогнать Саудовскую Аравию как крупнейшего поставщика Китая. И большая часть прироста пришлась на Индию, которая, согласно данным о доставке, проанализированным фирмой по исследованию рынка Kpler, перешла от почти полного отсутствия российской нефти к доставке более 760 000 баррелей в день.
Хотя Южная Корея и Япония сократили поставки российской нефти, эти объемы составляют лишь малую часть того, что покупают Китай и Индия.
«Азия спасла добычу нефти в России», — сказал Виктор Катона, аналитик Kpler. «Россия, вместо того, чтобы падать дальше, почти близка к своему допандемическому уровню».
Российская нефть продается с большой скидкой из-за рисков, связанных с санкциями, введенными в наказание России за ее вторжение в Украину. Тем не менее, по данным Международного энергетического агентства, рост цен на энергоносители привел к увеличению доходов от нефти в России, которые в прошлом месяце получили на 1,7 миллиарда долларов больше, чем в апреле.
Хотя еще неизвестно, сколько Азия будет продолжать покупать нефть, поскольку Европа отказывается от российских энергоносителей, этот сдвиг позволил Москве сохранить уровень добычи и опровергнуть ожидания аналитиков о том, что ее добыча упадет. И это стало еще одним свидетельством поддержки России со стороны Китая, чей главный лидер Си Цзиньпин предложил Москве углубить сотрудничество, несмотря на ее вторжение в Украину.
Продажи российской нефти в Европу с марта по май упали на 554 000 баррелей в день, в то время как азиатские нефтеперерабатывающие заводы увеличили свои поставки на 503 000 баррелей в день — почти замена один к одному. Из них 165 000 баррелей идут в Китай из восточных портов России, а не из портов Балтийского и Черного морей, которые традиционно снабжают Европу. Российские продажи в Индию в мае достигли рекордных 841 000 баррелей в день, что в восемь раз превышает среднегодовой показатель прошлого года.
Эксперты J.P. Morgan по сырьевым товарам считают, что Китай может покупать дополнительно миллион баррелей российской нефти в день, поскольку Китай оправляется от Covid и пытается по дешевке увеличить свои стратегические запасы нефти. Российская нефть марки Urals продается с дисконтом в 30 долларов по отношению к Brent.
По мнению аналитиков, сочетание уцененной российской нефти и более высоких цен на заправке также означает, что индийские нефтепереработчики получают двойную прибыль. По данным финской организации Center for Research on Energy and Clean Air, часть нефтепродуктов, реэкспортируемых Индией, направлялась в США, Великобританию, Францию и Италию.
Была надежда, что грозящие санкции в отношении тех, кто страхует российские грузы, сохранятся. Но в то время как финансирование морских судов увеличило расходы, скидки настолько велики, что Китай, Индия и другие азиатские потребители покупают.
Как только они перерабатывают нефть в дизельное топливо, никто не может отличить продукты, которые отправляются в Европу и другие страны, из российской нефти. По оценкам JP Morgan, Россия может найти судоходные мощности для транспортировки около трех миллионов баррелей нефти в день в Азию, а страхованием займутся государственные индийские и китайские страховые компании.
«Эти молекулы, многие из них российские», — сказал Джефф Браун, президент FGE, консалтинговой фирмы по вопросам энергетики, о переработанной нефти, которая реэкспортируется на Запад. «В этом основная проблема — они хотят наказать Россию, но не хотят, чтобы цены на нефть росли».
