Как обычно, отличный материал от Алексея Ярошенко. Почитайте… Посмотрите… Это очень полезно и перспективно, в том числе и для Украины. М.П.
Сельское лесоводство – неофициальный пока термин, означающий любые формы разведения и выращивания лесов на землях сельскохозяйственного назначения, от агролесоводства и классического лесного хозяйства до плантационного лесовыращивания. Леса и защитные лесные насаждения, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения или спорных, можно разделить на три основные группы.
1. Защитные лесные насаждения, созданные для защиты сельскохозяйственных угодий от ветровой и водной эрозии, суховеев, пыльных бурь и тому подобных неблагоприятных воздействий. Небольшая часть этих насаждений относится к землям лесного фонда (например, государственным защитным лесным полосам), и их статус регулируется лесным законодательством; основная часть относится к мелиоративным защитным лесным насаждениям, их статус регулируется федеральным законом “О мелиорации земель” и рядом подзаконных актов к нему, принятых в 2020 году. Действующее законодательство более нацелено на учет и сохранение ранее созданных защитных лесных насаждений, чем на создание новых. В большинстве регионов новые защитные лесные насаждения или не создаются, или создаются в символическом количестве. Точных данных об общей площади защитных лесных насаждений нет, примерно она оценивается в 5-6 миллионов гектаров.
2. Бывшие “сельские” (колхозные и совхозные) леса, впервые выделенные Лесным кодексом РСФСР 1923 года как леса местного значения, затем переданные во владение и пользование сельскохозяйственным организациям или специализированным межхозяйственным (“сельским”) лесхозам. До 2004 года включительно в России существовала самостоятельная система государственного управления этими лесами со своей лесной охраной. Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ эти леса были отданы во владение, пользование и распоряжение органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а Лесной кодекс РФ 2006 года окончательно лишил их какого-либо специального статуса и отдельной системы управления. Фактически правовой статус большей части таких лесов оказался двойным или спорным: по государственному лесному реестру они относятся к землям лесного фонда (чаще всего без четко установленных границ), а по единому государственному реестру недвижимости – к землям сельхозназначения или к неизвестной категории земель. Это открыло возможности для создания различных мошеннических схем, связанных с варварской рубкой бывших сельских лесов или их расчисткой под иные виды землепользования. Общая площадь бывших сельских лесов – около 40,5 млн га.
3. Заброшенные сельскохозяйственные земли, заросшие или зарастающие лесом. Как правило, это наименее плодородные земли, часто непригодные или малопригодные для работы высокопроизводительной сельскохозяйственной техники (неудобья), в основном в районах рискованного земледелия. Основная часть этих земель уже никогда не вернется в сельскохозяйственный оборот – во-первых, потому, что они в основном не подходят для современного высокопроизводительного сельского хозяйства, и во-вторых, потому, что их уже некому обрабатывать. Именно с этими лесами и землями связаны основные перспективы сельского лесоводства: даже с учетом необходимого резерва на развитие сельского хозяйства и на восстановление ценных нелесных экосистем и ландшафтов, они позволяют выращивать в среднесрочной перспективе до 300 млн м³ древесины ежегодно, и поддерживать до ста тысяч постоянных рабочих мест в одном только секторе лесоводства (без учета дальнейшей переработки лесных ресурсов). Лесоводство на этих землях способно стать второй по значимости для сельского развития отраслью экономики, после сельского хозяйства, а во многих районах Нечерноземья – первой. Общая площадь заброшенных сельхозземель, пригодных для роста леса, составляет сейчас около 76 млн га, в том числе около 30 млн га уже покрыты сомкнутым лесом, и еще около 20 млн га находятся на разных стадиях зарастания. При сохранении существующих тенденций площадь заброшенных сельхозземель, пригодных для лесоводства, к тридцатым годам превысит 100 млн га.
Несмотря на огромный потенциал сельского лесоводства, пока оно в нашей стране фактически находится под запретом – как из-за сохраняющихся противоречий между лесным и земельным законодательством, так и из-за запретительно-репрессивного настроя законодателей и федеральных органов исполнительной власти. Итоги 2021 года для сельского лесоводства оказались противоречивыми и в целом неутешительными:
с одной стороны, 9 декабря 2021 года состоялось заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека в формате видеоконференции с Президентом, на котором он однозначно поддержал право собственников сельхозземель содержать и не уничтожать растущие на этих землях леса (ссылка);
с другой стороны, 24 декабря 2021 года прошло заседание рабочей группы по реализации механизма “регуляторной гильотины” в сфере лесного хозяйства, на котором был одобрен предложенный Минприроды России проект, предусматривающий практически полный запрет на выращивание лесов на сельхозземлях, и необходимость их практически полного уничтожения (ссылка).
Пока ни то, ни другое не привело к конкретным изменениям в законодательстве, статусе лесов на сельхозземлях и возможности использования этих земель для лесоводства. Поручения по итогам заседания Совета по правам человека пока не опубликованы, и до конца не понятно, какими они будут. Одобренные “гильотинной группой” поправки в постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения” тоже пока не внесены, и тоже пока до конца непонятно, будут ли внесены, и если да, то в каком виде. Но в любом случае, очевиден настрой уполномоченных федеральных органов исполнительной власти на то, чтобы сельское лесоводство максимально запретить, а владельцев лесов наказать, заставить от земли с лесом отказаться или лес уничтожить.
Журнал Крокодил, 1989, №34
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 14 мая 2021 года № 731 была утверждена “Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации” (известная также как госпрограмма “новой целины” – ссылка), предусматривающая возвращение в сельскохозяйственный оборот примерно 13,2 млн га заброшенных сельхозземель. Приказом Минсельхоза России от 6 августа 2021 года № 553 определена допустимая стоимость работ по расчистке таких земель от леса (для лесов старше 15 лет – от 132,8 тыс. руб./га в Приволжском федеральном округе до 186,1 тыс. руб./га в Дальневосточном – ссылка). 13,2 млн га, которые предполагается вернуть в сельскохозяйственный оборот – это немного, и почти не влияет на перспективы сельского лесоводства. Но госпрограмма отражает общий настрой Минсельхоза на переход от условно-интенсивного пути развития сельского хозяйства, нацеленного на экономическую эффективность и производство сельскохозяйственной продукции, к классическому экстенсивному, нацеленному на освоение максимальной площади земель и соответствующего бюджетного финансирования. Очевидно, что этот настрой плохо сочетается с идеей сельского лесоводства.
Журнал Крокодил, 1957, №16
Параллельно со всем этим происходит процесс постепенной передачи занятых лесом земель сельхозназначения в земли лесного фонда. Но он, во-первых, затрагивает главным образом бывшие колхозные и совхозные леса, а не заброшенные и заросшие лесом сельхозугодья, и во-вторых, идет настолько медленно, что для перевода всех бесхозных заросших лесом сельхозземель, даже если считать такой перевод правильным, потребуется несколько столетий.
В итоге, по состоянию на начало 2022 года, ситуация с сельским лесоводством в России в общих чертах выглядит так:
Лесной кодекс РФ (статья 123) допускает существование лесов на землях сельскохозяйственного назначения, а также их использование, охрану, защиту и воспроизводство в соответствии с особенностями, устанавливаемыми Правительством РФ – а Земельный кодекс РФ не допускает ни существование на таких землях лесов (ст.77), ни использование этих земель для лесоводства (ст.78).
Установленные постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения” предусматривают уведомительный порядок использования земель сельскохозяйственного назначения для лесоводства – а подготовленные Минприроды России поправки к этому постановлению меняют тот порядок на разрешительный, причем новые требования сформулированы так, что в абсолютном большинстве случаев получить разрешение на лесоводство будет невозможно.
Статья 123 лесного кодекса и постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 в действующей редакции подразумевают возможность и ненаказуемость существования лесов на землях сельхозназначения – но при этом постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1482 (о признаках нецелевого или неправильного использования земель сельхозназначения) позволяет накладывать крупные штрафы и отнимать землю если не за сам лес, то за некоторые виды лесных растений, отнесенные к “сорным”.
В целом положение дел можно охарактеризовать поговоркой “жалует царь, да не жалует псарь”: есть мнение Президента, что заброшенные сельхозземли можно использовать для лесоводства, а самовольно выросшие леса не обязательно непременно уничтожать – но есть позиция отраслевых чиновников (Минприроды и Минсельхоза), что нельзя, и что леса такие подлежат уничтожению. А требования разных законов и правил по этому поводу прямо противоречат друг другу, и трактуются чиновниками по своему усмотрению. В результате получается, что потенциальная возможность для развития сельского лесоводства в России есть – но в реальности оно не развивается из-за ожесточенного противоречия чиновников и опасения хозяйственников, что всех, кто сейчас пытается сельским лесоводством заниматься, в конце концов жестоко накажут, а все выращенное отберут или заставят уничтожить.
Журнал Крокодил, 1991, №25
Запрет на сельское лесоводство (если его не получится преодолеть в ближайшее время) приведет к следующим основным последствиям:
росту катастрофических лесных и в целом ландшафтных пожаров (штрафы и угроза отъема земли вынуждают собственников уничтожать молодые самовольно выросшие леса, а самым простым и дешевым способом уничтожения является их сжигание вместе с сухой прошлогодней травой);
неиспользованию важнейшего ресурса для сельского развития, повышения занятости и доходов населения, и вследствие этого – к росту нищеты и социального неблагополучия в большинстве сельских районов, более быстрому вымиранию деревень и поселков, особенно в Нечерноземье;
невозможности увеличения поглощающей способности российских лесов за счет лесоразведения и сокращения масштабов ландшафтных пожаров, а при усилении наказаний за лес (в случае принятия предлагаемых Минприроды поправок) – к сокращению поглощающей способности за счет роста ландшафтных пожаров;
более жесткой нехватке продовольствия, в худшем случае – к нарастанию голода, в результате возврата к экстенсивной (нацеленной не на эффективность выращивания сельскохозяйственной продукции, а на освоение земель и бюджетных денег) модели развития сельского хозяйства;
широкомасштабному дровяному кризису, нехватке древесины для удовлетворения собственных нужд сельского населения, особенно в удаленных сравнительно малолесных районах, где нет или мало жизнеспособных предприятий, использующих леса на землях лесного фонда.
С учетом значимости заброшенных сельхозземель как ресурса для развития российского лесного комплекса и в целом сельских территорий, а также многочисленных катастрофических последствий запрета на сельское лесоводство, можно не сомневаться в том, что рано или поздно запрет этот будет полностью снят. Из-за оторванности наших законодателей, правительственных и министерских чиновников от реальной жизни, на это может уйти, при худшем развитии ситуации, еще несколько лет. В результате могут быть потеряны (сожжены или иным образом уничтожены) еще миллионы гектаров молодых лесов, разорятся еще сотни или даже тысячи землевладельцев, многие потенциальные инвесторы потеряют интерес к развитию сельского лесоводства. Но рано или поздно здравый смысл все равно победит, и сельское лесоводство в России будет развиваться.
Леса на сельхозземлях (Новосибирская область)
Некоторые дополнительные ссылки по этой теме:
Леса и лесовыращивание на землях сельхозназначения (специальный раздел форума)
Минприроды возобновило борьбу с сельским лесоводством и лесами на заброшенных сельхозземлях (обзор последней редакции запретительных поправок к постановлению 1509)