Рождество – один из главных религиозных праздников. Как появился этот праздник, почему представители разных конфессий его празднуют в разные даты и какие его главные символы?
Евангельская история праздника
Как гласит предание, когда-то очень давно римский император Август решил устроить перепись населения. Эта перепись не такая, как в наше время – отметиться электронно было недоступно. Поэтому он повелел всем людям вернуться в те города, где жили их предки. Супругам Иосифу и Марии пришлось вернуться из города Назарет в Вифлеем, куда направились и многие другие. Когда они дошли, к сожалению, все гостиницы уже были заняты, и им пришлось ночевать на окраине города в пещере, где обычно укрывали скот от непогоды. Там Мария родила Иисуса – божьего посланника, после чего всю пещеру озарил яркий свет, а на небе зажглась звезда.
О рождении Иисуса первыми от ангела узнали пастухи. А волхвам на место рождения Иисуса указала звезда. Они пришли к нему с дарами не как для младенца, а как для царя – с золотом, смирной, ладаном.
Узнав о рождении Мессии, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев до двух лет, но тогда Иисус чудом выжил, благодаря тому, что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьёй. Там они жили до смерти Ирода, а потом Иисус стал служить обществу, Спасителем человечества, но в итоге они же его и погубили.
День рождения Спасителя не сразу стали отмечать. В древние времена в целом, дни рождения не отмечали каждый год так, как это делаем сейчас мы. Для ранних христиан более важным было ежегодное воспоминание страданий и смерти Спасителя. Хотя согласно архиепископу Сергию (Спасскому), Римская церковь праздновала этот день издревле, а с IV века Рождество Христово стали отмечать и на Востоке.

Как отмечают Рождество?
Сегодня Римско-католическая церковь и большинство протестантских отмечают Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, а православная церковь, как правило, отмечает в ночь с 6 на 7 января. Это связано с особенностями времяисчисления. Когда-то все жили по юлианскому календарю, но в 1582 году Папа Римский Григорий ввел новый календарь, григорианский, где была учтена разница между астрономическим годом и календарным. Россия перешла на этот календарь лишь в 1918 году, но русская православная церковь эти нововведения так и не приняла, поэтому Рождество у нас немного “отстаёт”. Хотя есть некоторые поместные и автокефальные православные церкви, которые отмечают Рождество по григорианскому календарю: православная церковь в Америке, Болгарская, Албанская, Румынская и некоторые другие.
Но отличия в традициях празднования не только в датах. В православной церкви Рождеству предшествует 40-дневный Рождественский пост. Ещё Иоанн Златоуст говорил: “Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты, яйца, в определенные дни диета более строгая и во все дни человек стремится стать лучше как физически, так и духовно, помогать ближним, быть более добрым, избавляется от “страстей”. За пять дней начинается предпразднование, богослужебные тексты предпразднества призывают молящихся очистить грехи и вспомнить Спасителя. Рождественская служба начинается поздно вечером 6 января и заканчивается уже на следующий день, тоже вечером. Традиционное блюдо в рождественскую ночь – “сочиво” – вареная пшеница или рис с медом.
В Римско-католической церкви тоже есть свой подготовительный период. Он начинается за 4 воскресенья до Рождества, у каждого из которого своя тематика. Первое воскресенье посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье – переходу от Ветхого к Новому Завету, четвёртое – евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.
Ранее период Адвента считался периодом поста, но сейчас ограничения в еде не обязательны. Адвент – предрождественский период усиленного покаяния, подготовки к празднованию, “время радостного ожидания”. С Адвентом связаны и некоторые символы года, о которых еще расскажем подробнее, в том числе про рождественский венок и адвент-календарь. 24 декабря в Рождественский сочельник начинается вигилия, всенощная служба.

Вместе с католиками в ночь на 25 декабря Рождество отмечают и протестанты – лютеране, англикане, баптисты, пятидесятники и другие. В протестантских церквях проходит рождественская служба с торжественными гимнами и праздничной проповедью пастора. В протестантизме богослужение максимально упрощено до проповеди, молитвы и пения псалмов и гимнов на родном языке, а священник не может отпускать грехи, он максимально приближен к мирянину. У католиков и протестантов принято играть сцену Рождения Иисуса.
На Рождество представители разных конфессий готовят традиционные рождественские блюда, поздравляют друзей и родных.
Символы Рождества

Источник фото: pbs.twimg.com
Пожалуй, основной символ Рождества для большинства стран – рождественская ель. Однако, в Новом завете на неё каких-то указаний нет. Ель, которую украшают по рождественским и новогодним мотивам, как символ Рождества появилась в Центральной Европе в XVI веке, а затем стала постепенно появляться и по всему миру. В Россию эту традицию “завез” Петр I. В 1917 году советская власть запретила ели как “символ религиозной пропаганды”, но с возрождением церковной жизни возродился и символ Рождества в России. В некоторых местах из-за погодных условий украшают не ели, а пальмы. Часто именно на деревья и устанавливают другой символ Рождества – Вифлеемскую звезду, которая и указала волхвам, что родился “царь Иудейский”, а зажженные свечи, огоньки символизируют то, как всё озарилось светом, когда родился Иисус Христос.
Во многих странах традиционным является и Вертеп – пещера, где проходило главное событие. Рождественский вертеп воспроизводит сцену рождения Иисуса Христа. Персонажи, как правило, сама Дева Мария, младенец Иисус в окружении волхвов, часто изображают и Святого Иосифа, иногда изображают вола и осла, которые, по преданию, согревали младенца своим дыханием, хотя в Евангелиях этот элемент сюжета отсутствует. В зависимости от религии изображают ангелов, одного или нескольких.
В католической и протестантской традиции – считать дни до Рождества через адвент-календарь – картонный домик с открывающимися окошками. Внутрь кладут разные сладости. Календарь может быть как универсальным, с начала декабря, 24 дня, либо с начала первого из четырех воскресений перед Рождеством (период Адвента). Считают, что первый рождественский календарь для детей напечатали в Германии, сейчас их можно найти в некоторых российских магазинах.

Источник фото: penza.garden-zoo.ru
Один из других рождественских символов сейчас тоже чаще можно встретить в разных религиях: рождественские венки. Они тоже связаны с католическим Адвентом. В первое воскресенье на венке зажигают первую свечу, во второе зажигали уже и вторую и так до четырёх к Рождеству. Венки можно встретить и без свечей, украшенными декоративными лентами и гирляндами. И, конечно, в Рождество принято дарить подарки, как когда-то волхвы дарили священные дары – золото, ладан и смирну, сегодня принято обмениваться подарками и поздравлениями в этот радостный день.
Источники:
Рождество Христово: даты, история, традиции. Правмир
Почему елка? Версии. Правмир
Рождество Христово: традиции праздника у протестантов. Справка.
Централизованная религиозная организация. Российский объединенный Союз
христиан веры евангельской
Чем отличается католическое Рождество от православного? Аргументы и Факты
Рождество Христово. Википедия
Рождественский вертеп. Википедия
Адвент. Википедия
Рождественский венок. Википедия
РОЖДЕСТВО ПРИШЛО! О ТРАДИЦИЯХ ПРАЗДНОВАНИЯ РАССКАЗЫВАЕТ ЭТНОЛОГ АЛЕКСАНДРА ФРОЛОВА
06.01.2022
В ночь с 6 на 7 января в России отмечают светлый праздник Рождество. О святочных гаданиях, рождественской елке и традициях празднования в городе и в деревне рассказывает Александра Викторовна Фролова ─ кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела русского народа Института этнологии и антропологии Российской академии наук.
─ Традиции празднования Рождества в городе и в деревне отличались?
─ Да, конечно. Дело в том, что сама сельская среда всегда была настроена на консервативность, поэтому включение новых элементов в празднование ─ это обычно приоритет города. Традиционный способ празднования Рождества с обходами домов христославцами, славлениями, песнями и наряжонками (прим., участники в костюмах, изготовленных своими руками), традиционной выпечкой ─ козулями, мы видим, как правило, именно в деревнях.
Важно сказать, что Рождество Христово ─ это своеобразное состояние астрономического года, так называемый зимний Солнцеворот. Этот день насыщен обрядами святочного периода, ведь Рождество, как мы знаем, открывает период святок: с 25 декабря по старому стилю, 7 января по-новому, и до Крещения, то есть до 19 января по новому стилю. В этот праздничный рождественский день каждый член сельской общины от мала до велика принимал участие в огромном количестве обрядов, в ряжении, в святочных обходах в домах, в посиделках с разнообразными играми, в гаданиях, в забавах. Считалось, что гадать в Рождество не только можно, но и нужно!

─ Гадали и в деревне, и в городе?
─ Да, совершенно верно. И, кстати, именно в гаданиях наиболее ярко проявляется отличие празднования Рождества в городе и в деревне.
Если говорить о дореволюционном городе, то есть до 1917 года, то часто люди гадали с помощью бумажек: девушки, например, писали на бумаге свои сокровенные желания или имена ухажеров. Не удивительно, ведь в городе грамотных людей, тех, кто умел писать, было гораздо больше, чем в деревне. Эти бумажки с желаниями укладывали под подушку или в другом укромном местечке, а утром забирали. В городе гадали в основном девушки, а в деревне нередкими гостями гаданий были юноши и даже взрослые мужчины. Людей в деревнях, если говорить о старшем поколении, больше всего заботили не любовные дела, а то, каким будет урожай. Это они и пытались выяснить с помощью гаданий. Часто спрашивали и о здоровье.
─ А сейчас традиция гадать сохраняется? Или теперь все гадания ушли в онлайн?
─ Вы правы, гадания действительно становятся проще. А многие из них вообще уже ушли в прошлое, например, гадание по бревнам, когда дрова собирали в большие дровни, и девушка должна была ночью подойти к этой стопке дров, сунуть туда руку и на ощупь выбрать бревно: какое бревно попадется ─ таким и будет ее суженый. Если гладкое ─ жених будет бедным, шероховатое ─ богатым, если с сучками ─ с большим количеством родственников. Гадание бумажками, о котором я говорила выше, по-прежнему популярно.
Кстати, молодежь стала сейчас более смелая, по сравнению со своими бабушками и дедушками. Они легко могут ходить и в баню, и гадать с помощью коридора зеркал. Более того, в городе, я слышала от информатора, что молодежь в святочные дни не боится даже вызывать духов. В Архангельске, например, чаще всего вызывают С.Г. Писахова – известного писателя и художника Севера, жившего в XIX-XX веках. В общем, весело!
─ Есть ли различия в праздничных блюдах в городе и в деревне?
─ Это очень интересный вопрос, потому что меню действительно разнится. Так, например, в деревнях было принято готовить огромное количество самой разнообразной праздничной выпечки. Для Архангельского севера это шаньги ─ удивительно вкусные хлебобулочные изделия. А в городе были больше популярны салаты. Однако в последнее время есть тенденция на сближение городского и деревенского праздничного меню.
Стоит упомянуть уникальный святочный бренд Архангельской области ─ это обрядовые печенья, так называемые рождественские козули. В деревне была распространена витая козуля, из жгутов ржаного теста, а в городе мастера со всевозможными железными формами, болванками изготовляли шедевры этого пряника: с узорчатой цветной росписью. В деревнях приготовить такое было очень сложно.
─ Традиции празднования Рождества на Севере как-то отличаются от остальной части России?
─ Да, там есть свои уникальные обряды. Я вообще считаю, что в наиболее аутентичном виде святочный зимний обряд сохранился именно на Русском Севере. Вспомнить, например, такое интересное обрядовое озорство, как ку́деся, или святочное озорство. Традиция до сих пор жива в регионах Русского Севера! Что это за кудеся такая? Если девушки гадали, то юноши, в свою очередь, кудесили (от древнерусского «кудесь» ─ чары, колдовство). Можно сказать, это такое обрядовое хулиганство, которое проводили только у тех домов, где жили незамужние девушки, будущие невесты. Парни могли, например, развалить поленницу дров, приморозить дверь, чтобы было сложно выйти из дома, или спустить перо на ниточке в дымоход, чтобы в доме начало дымить, когда хозяева разжигали печь. Могли еще привязать деревяшку на ниточке к стеклу, чтобы в окно от ветра стучало и хозяева выбегали посмотреть, кто же пришел. Односельчане с юмором воспринимали все эти маленькие шалости и обычно не обижались. Считалось, что кудеся ─ это проверка семьи на хозяйственную прочность.
─ А как отмечали христианский праздник Рождество в советское время?
─ В советский период происходило формирование совсем другой культуры, и православные традиционные праздники, естественно, были под запретом. Поэтому все празднование ушло в семью ─ так Рождество стало семейным праздником. Да, люди ходили наряжонками, но Христа на улицах не славили, да и круг обрядовых обходов сократился ─ ходили только к близким друзьям, которые точно не выдадут, да и то поздним вечером. Все боялись доносов, вот такое было время.
Сохранялась традиция наряжонок, очень любили советские женщины наряжаться в цыганку, подражать ее говору, тому, как она ходит, а мужчины часто рядились в попа или в животных, например в медведя. Дома женщины готовили выпечку, тогда тоже были популярны козули, как и сейчас. Ставили елку всей семьей.

─ Кстати, елка ─ это все-таки символ Нового года или Рождества?
─ Елка ─ это, конечно же, символ Рождества. Она прошла достаточно длительный путь развития в нашей отчизне. Елка как непременный атрибут зимних праздников появилась в нашей стране с петровских времен и была изначально связана с благотворительностью. Это дерево привезли в Россию из Дании и Германии наши любимые принцессы, которые появились после Петра I (четыре Гессен-Дармштадтские принцессы стали частью российской истории). Достаточно долго елка приживалась в нашей среде. В столицах устраивали балы благотворительности, детские праздники, где обязательно присутствовала украшенная елка. Таким образом, изначально она считалась именно городским деревом. И лишь позднее мода на елку добралась и до российских глубинок.
До революции 1917 года в крестьянской среде елки практически не наряжали: считалось, что это плохая примета ─ вносить ель в дом. Но из-за того, что Рождество было очень популярно, елка в итоге прижилась и в деревнях. Кстати, революционеры, которые достаточно активно себя вели в конце XIX – начале XX века, противопоставляли Рождество Новому году. И поэтому они отмечали Новый год именно с елкой.
После революции советская власть пыталась трансформировать любимые праздники церковного календаря, это касалось Рождества и Пасхи. Появилось так называемое комсомольское Рождество, комсомольская Пасха. Но они не прижились. Тогда руководство страны пошло по жесткому сценарию и просто запретило празднование Рождества. Даже елка оказалась под запретом! И только начиная с 1936-го года, когда вдруг выяснилось, что детских праздников у нас практически не осталось, советские власти решили вернуться ко всеми любимой елке. В целом, все наши праздничные обряды и традиции окончательно сформировались в конце 1930-х годов.
─ Александра Викторовна, напоследок хотела вас спросить, а как вы сами отмечаете Рождество? У вас ведь и день рождения выпадает на январские праздники!
─ Да, мой день рождения выпадает как раз на 7 января, на Рождество. Кстати, Новый год ─ это мой самый любимый праздник, и я как человек, рожденный в советскую эпоху, праздную его по-советски: с елкой, салатами и шампанским. Именно в советский период сложился этот удивительный набор новогодних салатов, включая всеми любимый оливье. Тогда же в моду вошли и мандарины с шампанским. Я активно собираю новогодние рецепты, изучаю историю традиционной еды. Часто готовлю традиционные блюда, например, шаньги, столь популярные на Севере. Рождество всегда встречаю с радостью, иногда могу и погадать в качестве развлечения, следуя традициям наших бабушек и дедушек. В общем, стараюсь отметить праздник ярко и интересно. Чего и вам желаю!
Беседовала Янина Хужина Фотограф Николай Мохначёв