Рис. Журнал Крокодил, 1988, №1
Несмотря на беспрецедентный рост цен на основные виды лесной продукции на протяжении последнего года как в России, так и в мире, лесное хозяйство остается убыточной для федерального бюджета России отраслью экономики. По оперативной информации Федерального казначейства, расходы федерального бюджета на лесное хозяйство за январь-октябрь 2021 года составили 39,2 млрд руб., а плата в федеральный бюджет за использование лесов – 36,3 млрд руб. Примерно такая же ситуация была в прошлом году: согласно годовому отчету Федерального казначейства, фактические расходы федерального бюджета на лесное хозяйство за 2020 год составили 43,7 млрд руб., а плата в федеральный бюджет за использование лесов – 40,2 млрд руб (ссылка).
Связано это в первую очередь с тем, что собственно лесного хозяйства – отрасли экономики, связанной с выращиванием лесов – в России практически нет. За редкими исключениями, не играющими существенной роли в масштабах страны, древесина не выращивается специально для удовлетворения человеческих потребностей, а просто добывается в диких или спонтанно выросших на местах прошлых рубок, гарей или расчисток лесах естественного происхождения. Поэтому она и государством, почти единственным собственником леса, воспринимается не как ценность, а как дармовый природный ресурс, который совершенно не жалко раздавать по символическим ценам, например, под обещания строительства каких-нибудь перерабатывающих предприятий. К тому же, официальная информация о лесах (основанная на данных лесоустройства, возраст которых в среднем по стране составляет около четверти века) говорит о том, что лесов в России много и на наш век точно хватит – поэтому и к лесу в целом, как к территории и части природной среды, государство относится как к чему-то малоценному, не очень важному.
Плата за использование лесов в России – самая низкая среди крупных лесных стран мира; в среднем за один заготовленный на землях лесного фонда кубометр древесины федеральный бюджет получает меньше ста пятидесяти рублей (двух долларов). Объясняется это многими причинами, в том числе:
крайне низким качеством информации о лесах (фактически лесные аукционы и конкурсы имеют характер лотереи – участники и победители лишь приблизительно знают, какие ресурсы они получат за свои деньги);
устаревшей системой ставок платы за лесные ресурсы (по сути она является продолжением указа Павла I 1799 года и советского прейскуранта № 07-01, и к современной реальности имеет очень условное отношение);
преобладанием административных механизмов распределения лесных ресурсов (через приоритетные лесные инвестпроектоы, договора на лесохозяйственные работы, обеспечение государственных, муниципальных нужд и собственных нужд граждан);
иллюзией ведения лесного хозяйства лесопользователями (предполагается, что все работы по охране, защите и воспроизводству лесов исполняет арендатор, поэтому они не учитываются при установлении минимальной аукционной цены, но и арендатору никак не компенсируется стоимость реально выполненных работ);
отсутствием учета средообразующих, климаторегулирующих, природоохранных функций, выполняемых дикими лесами – поэтому утвержденные правительством ставки платы за заготовку древесины в самых далеких лесах ничтожно малы и не сопоставимы с утрачиваемыми природными ценностями;
несправедливой и неразумной системой индексации платы за использование лесов, при которой наиболее добросовестные и дольше других работающие арендаторы лесных участков оказываются в наихудшем положении.
Низкие доходы федерального бюджета в части платы за использование лесов – одна из важнейших причин того, что у государства хронически не хватает денег на поддержку полноценного лесного хозяйства, эффективную охрану лесов от пожаров, вредителей, болезней и лесонарушений, содержание лесов вокруг поселений и в густонаселенных районах страны в благоприятном состоянии, развитие лесной науки и образования, и на многие другие важнейшие нужды.