Утрата биоразнообразия – огромная проблема во всем мире и в Европе в том числе. Несмотря на то, что в странах ЕС были достигнуты некоторые важные успехи, такие как создание сети Natura 2000, общая цель по прекращению утраты биоразнообразия к 2010 году не была достигнута. Извлекая уроки из этой неудачи, Европейская комиссия выдвинула амбициозный, но более реалистичный набор задач по предотвращению утраты биоразнообразия и экосистемных услуг в ЕС к 2020 году, который был принят резолюцией Европейского парламента в апреле 2012 года.
С 2011 года Европейская комиссия предприняла шаги для улучшения европейского управления и эффективной реализации текущей стратегии путем создания новых рабочих групп и инициатив, а также привлечения различных заинтересованных сторон. Появляются также новые экологические, социальные и экономические инструменты для борьбы с утратой биоразнообразия.
Ценность биоразнообразия включает в себя множество представлений, практик, знаний и культурных ценностей, которые требуют терпимости и взаимного уважения, которые необходимы при любой совместной работе.
В реализации этого плана активное участие приняли охотники стран ЕС. За прошедшие годы ими реализованы сотни проектов по охране биоразнообразия, многие из которых безусловно интересны, как пример для Украины. Эти проекты, исключительно разнообразны. Пытаясь найти систему для их классификации я наткнулся на небольшую брошюра под скромным названием “Манифест биоразнообразия” изданную FACE.
Мне кажется, что это очень емкий и конкретный документ, который сегодня, когда и ЕС и Украина пересматривают свои стратегии , может служить в качестве примера и связывающего звена для охотников, лесников и экологов Украины. Сейчас я просто перескажу его содержание, а к обсуждению вернемся позднее.
Документ предваряет обращение Михла Эбнера, руководившего FАСЕ более 15 лет (1994-2009). Его ключевые слова: ” Охотники разделяют страсть к природе. Их главная забота гораздо шире, чем поддержание численности дичи. Она сводится к обеспечению возможности следующим поколениям видеть и ценить Природу во всей её красоте и разнообразии. Вот почему охотники по всей Европе каждый день занимаются охраной природы и биоразнообразия”
В документе восемь разделов, каждый из которых определяет отдельное поле деятельности сперечнем конкретных мероприятий, направленных в рамках .
1. ОБИТАНИЯ
Защита мест обитания является основным средством сохранения дикой флоры и фауны, поддержания биоразнообразие и обеспечения предоставления экосистемных услуг. В конечном итоге прогресс на этом направлении может быть достигнут за счет индивидуальных действий на низовом уровне.
Благодаря Директиве о местообитаниях Европейский Союз (ЕС) добился многого, выделив более 200 (231) наиболее важных типов среды обитания в Европе, подлежащих охране в рамках сети объектов Natura 2000. Что бы эта работа не была напрасной, необходимо осуществлять больше действий, для охраны наших самых хрупких и ценных мест обитания, не исключая при этом и наиболее распространенные.
В сельском хозяйстве, на долю которого приходится около 50% европейской суши, наблюдается тревожное сокращение биоразнообразия. Хотя благодаря реформе Общей сельскохозяйственной политики (ОСП), потенциал его охраны и восстановления существует, для его реализации нужны конкретные действия на местах. В принятии мер по сохранения местообитаний в пределах сельскохозяйственных угодий охотники продолжают играть ключевую роль
FACE и его члены призывают политиков использовать сочетание инноваций, достижений науки и, что возможно наиболее важно, местных знаний для сохранения наиболее важных мест обитания в Европе. Необходимо донести до общественности важность сохранения сельской местности в целом и восстановления общих мест обитания, которые в основном находятся рядом с землями, задействованными в аграрном производстве. Для этого всем заинтересованным сторонам необходимо признать многофункциональность сельских районов Европы и найти способы совместной работы по сохранению местообитаний.
По всей Европе охотники делают это, сотрудничая с другими заинтересованными лицами, особенно с фермерами, лесниками и землевладельцами. Охотники будут продолжать упорно трудиться, вкладывать время и деньги в свои усилия по сохранению местных охотничьих угодий и, в конечном итоге, среды обитания в Европе.
ДЕЙСТВИЯ FACE:
1.1 – Разработка стратегий и политик по обеспечению среды обитания в рамках Общей сельскохозяйственной политики (через Компонент 1 и Компонент 2).
1.2 – Продолжить сотрудничество с фермерами и природоохранными организациями для сохранения и восстановления биоразнообразия сельскохозяйственных угодий посредством местных действий.
1.3 – Работа с землевладельцами, лесохозяйственными и природоохранными организациями для разработки политики и стратегий, направленных на достижение баланса в управлении лесными экосистемами, позволяющего обеспечить сохранение и восстановление биоразнообразия.
1.4 – Продолжать усилия на местном уровне по поддержанию и восстановлению водно-болотных угодий.
1.5 – Сопоставление и распространение примеров передовой практики сохранения среды обитания охотниками в лесных, сельскохозяйственных и болотных ландшафтах.
2.ВИДЫ

Хотя поддержание мест обитания в хорошем состоянии имеет решающее значение для выполнения общих экологических требований видов, существуют обстоятельства, при которых определенные виды нуждаются в особом внимании. Вымирающие виды нуждаются в особых режимах защиты и поддержки, а инвазивные чужеродные виды (ИЧВ) в мерах регулирования или контроля. Необходимо тщательное обоснование принятия решения Все это, конечно, требует тщательного принятия решений, для определения приоритетности видов, требующих особого внимания.
Красный список МСОП дает оценку риска исчезновения видов на глобальном уровне и предоставляет полезную вспомогательную информацию для определения приоритетов. На уровне ЕС были предприняты инициативы по оценке видов, находящихся в зоне риска, для определенных классов и отрядов животных (например, млекопитающие, рептилии, бабочки) . Следует учитывать тот факт, что природа взаимосвязана и динамична, в связи с чем все виды могут процветать одновременно. Необходимо тщательно управлять сообществами, чтобы гарантировать сохранение разнообразия природы в целом.
FACE и его члены призывают политиков и природоохранные организации, занимающиеся сохранением видов, принимать решения, основанные на лучших научных знаниях и мудрых суждениях, в интересах редких и исчезающих , а также интродуцированных видов. Как охотники мы продолжим работать с положительными стимулами для сохранения не только охотничьих видов, но и всех остальных.
ДЕЙСТВИЯ FACE:
2.1 – Поощрять охотников к продолжению участия в программах по мониторингу и оценке состояния охотничьих и других видов диких животных и принимать соответствующие меры по их сохранению.
2.2 – Продвигать передовой опыт охотников в отношении программ идентификации видов, схем регулирования добычи (таких как ограничения на добычу), восстановления и сохранения.
2.3 – Сообщать охотникам о необходимости выявления, контроля и предотвращения интродукции чужеродных видов животных и растений.
2.4 – Содействовать разработке политики по таким вопросам, как контроль над инвазивными чужеродными видами (ИЧВ) и сохранение крупных хищников.
2.5 – Содействовать разработке и осуществлению планов управления и действий, особенно в отношении видов, которые считаются подверженными риску.
2.6 – Содействовать разработке руководящих документов по таким вопросам, как охота в периоды суровых условий окружающей среды (например, экстремально холодная или засушливая погода, лесные пожары, разливы нефти и эпизоотии).
2.7 – Продолжать вносить вклад в сохранение исчезающих видов (например, белолобых казарок, пустельг, иберийских рысей).
2.8 – Сотрудничать в целях сохранения и устойчивого использования перелетных птиц и сохранения местообитаний вдоль путей их миграций (особенно в рамках Соглашения об афро-евразийских водно-болотных птицах, AEWA).
2.9 – Содействовать устойчивому использованию и экологически сбалансированному контролю широко распространенных условно-патогенных видов и универсальных хищников (например, лисиц, врановых, куньих)
3. ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Невозможно переоценить важность охраняемых территорий для природы и биоразнообразия; в частности, сеть Natura 2000 обеспечивает отличную основу для сохранения природы в ЕС. Между тем, Директивы по птицам и Убежищам оставляют пространство для гибкости, позволяя вести социально-экономическую деятельность на территориях Natura 2000, если только они не оказывают негативного воздействия на сохранение видов или местообитаний, для которых эти участки были определены. Однако эта последняя концепция часто плохо интерпретируется, понимается или принимается на местном уровне.
Поскольку европейский ландшафт преимущественно антропогенный, охраняемые территории не могут быть автономными убежищами, а должны интегрироваться в многофункциональный ландшафт. Некоторые из наиболее важных мест дикой природы в Европе пережили давление развития и разрушения из-за интереса к использованию дикой природы, например, к охоте. К сожалению, охоту часто легко ограничить или запретить местным властям на охраняемых территориях.
Сохранению лучше всего послужит обеспечение более прагматичных подходов к охраняемым территориям на национальном уровне. Мы подчеркиваем, что защита – это только часть сохранения, а не сама по себе.
ДЕЙСТВИЯ FACE:
3.1 – Участвовать в содействии диалогу и разрешению конфликтов между заинтересованными сторонами в охраняемых территориях.
3.2 – Продолжать поощрять участие охотников в управлении охраняемыми территориями в сотрудничестве с соответствующими компетентными органами и другими заинтересованными сторонами (особенно в отношении Natura 2000).
3.3 – Распространять и внедрять примеры передовой практики взаимодействия охотничьего сообщества и общественности.
3.4. Продолжать продвигать применение руководящих принципов МСОП для охраняемых территорий.
4.УСТОЙЧИВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Признавая, что люди являются частью природы, как Конвенция о биологическом разнообразии (КБР), так и ЕС считают, что биологические ресурсы должны использоваться устойчивым образом.
В частности, ЕС, Совет Европы и КБР, а также другие крупные международные природоохранные соглашения (Конвенция о мигрирующих видах, CMS; Соглашение об афро-евразийских водно-болотных птицах, AEWA15 и т. д.) признают законность охоты как природопользования. .
В этом отношении Совет Европы вместе с широким кругом заинтересованных сторон разработал Европейскую хартию охоты и биоразнообразия, в которой изложен всеобъемлющий набор принципов и руководящих указаний по устойчивой охоте.
Наконец, ЕС также продвигает диалог по устойчивой охоте на птиц через Инициативу устойчивой охоты. Сохранение будет продвинуто, если ЕС разработает и примет стратегии, основанные на опыте Инициативы устойчивой охоты. Эти стратегии должны поддерживать признание и дальнейшее вовлечение пользователей дикой природы в политику и действия по сохранению.
FACE и его члены призывают другие природоохранные НПО и группы гражданского общества присоединиться к охотникам и другим пользователям дикой природы и их организациям в конструктивном диалоге, чтобы сосредоточиться на увеличении их вклада в сохранение природы за счет устойчивого использования. Мы продолжим поддерживать и улучшать устойчивое использование, используя охоту как инструмент сохранения.
ДЕЙСТВИЯ FACE:
4.1 – Обеспечить лучшее понимание принципов устойчивого использования и их реализации, продвигаемых Аддис-Абебскими принципами КБР и Европейской хартией об охоте и биоразнообразии Совета Европы.
4.2 – Возглавить усилия по новой инициативе по устойчивому использованию дикой природы, дополняющей Инициативу по устойчивой охоте, которая пользуется доверием и пользуется поддержкой пользователей дикой природы.
4.3 – Содействие сбору статистики охоты и мониторингу численности популяций, а также проведению исследований для оценки устойчивости методов охоты.
4.4 – Искать способы вовлечения и организации местных охотников, их знаний и опыта в продвижении надлежащего управления и передовой практики для реализации Политики ЕС в области природы и биоразнообразия.
4.5 – Повышать осведомленность общественности о разумном использовании охотничьих видов, уделяя особое внимание предотвращению потерь и пользе мяса диких животных для здоровья.
- ЗЕЛЕНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Европа – самый раздробленный континент земного шара18. В то время как охраняемые территории, такие как участки Natura 2000, являются важной основой для сохранения, более широкий ландшафт также имеет решающее значение для обеспечения достаточной устойчивости природы к изменениям и нестабильности окружающей среды. По мере того, как развитие продолжается и запасы природы истощаются, гибкость природы снижается. Сохранение более широкого ландшафта имеет решающее значение для поддержки экосистем, обеспечения связи, гибкости и устойчивости.
Концепция зеленой инфраструктуры19 призвана помочь воссоединить существующие природные территории и улучшить общее экологическое качество сельской местности в целом. Зеленая инфраструктура также поможет поддерживать здоровые экосистемы, чтобы они могли продолжать предоставлять обществу ценные услуги. Следовательно, это инструмент, который использует природу для предоставления экологических, экономических и социальных услуг и выгод.
Хотя конкретные меры, такие как зеленые мосты, важны, для успешного сохранения требуется управление более широкой сельской местностью. Здесь охотники играют жизненно важную роль, поскольку они управляют значительной частью сельской местности в сотрудничестве с землевладельцами, фермерами, лесниками, местными сообществами и другими заинтересованными сторонами. Хотя им управляют в первую очередь для охотничьих видов, это оказывает положительное влияние на широкий спектр других видов и мест обитания.
Поэтому необходимо сделать больше для выявления и продвижения роли охотников в совместном управлении зеленой инфраструктурой. Это должно подкрепляться мерами стимулирования для охотников и их местных организаций, чтобы обеспечить управление этими территориями в рамках более широких целей управления ландшафтом.
ДЕЙСТВИЯ FACE:
5.1 – Продолжать продвигать устойчивое управление охотничьими угодьями, когда это возможно, в рамках схем добровольного сотрудничества и координации со структурами и подразделениями, которые поддерживают фундаментальную зеленую инфраструктуру для сохранения природы на уровне ландшафта, тем самым обеспечивая экосистемы, увеличивая связность ландшафта и его способность реагировать на изменения окружающей среды.
5.2 – Активно демонстрировать и объяснять «проверенные временем» меры управления, используемые в охотничьих угодьях, которые лежат в основе зеленой инфраструктуры
5.3. Активно способствовать участию полиции в развитии зеленой инфраструктуры в ЕС.
- ЭКОСИСТЕМНЫЕ УСЛУГИ
Каждый день все мы используем природные ресурсы как прямо, так и косвенно, потребительски и не потребительски. Наша жизнь зависит от природы не только из-за предоставляемых ею животворных услуг (таких как очистка воды и воздуха), но и из-за услуг связанныхс нашим отдыхом, развитием и общим благополучием.
Такие разработки в области экономики окружающей среды, как Stern Review20 и исследование «Экономика экосистем и биоразнообразия» (TEEB), начали показывать огромную ценность экосистемных услуг для общества. В основе этих выводов лежит потребность в функционирующих экосистемах.
В Европе большинство экосистем имеют сильные антропогенные факторы и требуют активного управления, как для сохранения, так и для улучшения их функционирования. Мы признаем важную роль охраняемых территорий, особенно сети Natura 2000, в обеспечении основы охраны экосистем, но привлекаем внимание к более широкому европейскому ландшафту. Часто охотники как пользователи экосистемных услуг, так и отчасти управляющие экосистемами активно сохраняют этот более широкий ландшафт, способствуя устойчивости и восстановлению экосистем.
На уровне ЕС мы приветствуем и поощряем разработку инструментов для оценки экосистемных услуг и включения этой точки зрения в охрану природы, а также оценки природы в бухгалтерском учете ЕС. Однако последнее следует проводить осторожно, чтобы процесс не сводился к нанесению ценников на природу.
С одной стороны, зависящие от природы политики, такие как политика, относящаяся к сельскому хозяйству (Общая сельскохозяйственная политика, CAP), лесному хозяйству (широкий спектр политик Сообщества) и рыболовству (Общая политика в области рыболовства, CFP), систематически пересматриваются для удовлетворения природоохранных потребностей, но с другой стороны , они также должны поддерживать способность людей в этих секторах получать средства к существованию, точно также, как и в любом другом секторе экономики.
ДЕЙСТВИЯ FACE:
6.1 – Стремиться улучшить информацию об экосистемах и услугах, которые они предоставляют, продолжать участвовать в совместных исследованиях и мониторинге, что способствует приданию истинной ценности активов биоразнообразия.
6.2 – Стремиться улучшить понимание важности здоровых и устойчивых экосистем и услуг, которые они предоставляют, путем сотрудничества в программах повышения осведомленности, а также в образовательных мероприятиях как для охотников, так и для общественности.
6.3- Пропаганда того, что природоохранные работы, проводимые местными охотниками, способствуют поддержанию и улучшению функционирования экосистем, улучшению качества предоставляемых ими услуг
6.4 – Активно поддерживать и продвигать работу Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам (МПБЭУ).
7. ИНВЕСТИЦИИ В ПРИРОДУ
Общество недостаточно инвестирует в природу. Однако это не просто вопрос предоставления средств природе, это также вопрос возможности направить их туда, где они больше всего нужны. ЕС и его государства-члены предоставляют финансовые ресурсы для защиты окружающей среды, которые, как правило, используются хорошо, хотя и ограничены.
Охотники давно инвестируют в природу как материально, так и натурой. Охотники и другие пользователи дикой природы тратят много времени и усилий на круглогодичные природоохранные работы. Это не только положительно влияет на окружающую среду, но и улучшает наши знания о природе. Было подсчитано, что только в ЕС охотники ежегодно тратят около 16 миллиардов евро, значительная часть которых приходится на охрану и улучшение природы. В ходе осуществления мероприятий по управлению дикой природой во многих странах охотники компенсируют затраты, которые в противном случае должны были бы покрываться налогоплательщиками, путем компенсации ущерба и управления дикими популяциями.
Кроме того, охотники и другие пользователи дикой природы гарантируют, что природа имеет ценность благодаря предоставляемым ею услугам и благополучию не только в Европе, но и во всем мире. Поскольку признание реальной ценности природы будет стимулировать инвестиции, эти ценности часто определяют разницу между постоянным сохранением дикой природы и ее уничтожением. FACE и его члены будут продолжать вкладывать свои ресурсы в природу и извлекать максимальную выгоду посредством следующих действий;
ДЕЙСТВИЯ FACE:
7.1 – Улучшить понимание того, как охотники тратят свои ресурсы в контексте экосистем, чтобы инвестиции в природу могли быть более целенаправленными и оцененными.
7.2 – Изучать и продвигать экономические инструменты (например, банкинг биоразнообразия, фискальные стимулы, субсидии, механизмы финансирования) для поддержки природоохранных мер, связанных с устойчивым использованием, таким как охота, для обеспечения устойчивых решений по сохранению биоразнообразия.
7.3 – Поощрять действия, связанные с охотой, посредством программ развития сельских районов, создающих рабочие места, новые предприятия и поощряющих другую экономическую деятельность, которая поддерживает природу.
8.ОХОТНИКИ ДЛЯ ПРИРОДЫ
Биоразнообразие – это природа. Природе нужны люди, которые понимают ее сложность и готовы с ней работать. По всей Европе миллионы охотников работают на охрану природы, в основном предпринимая действия на местном и региональном уровнях.
Общими усилиями мы гарантируем, что можем продолжать охоту и, что более важно, показать, что нам не все равно. Охотники вносят свой вклад в биоразнообразие самыми разными способами. Во все более урбанизированном мире они сохраняют связь с природой независимо от того, где они живут. Охотники несут с собой традиционные знания и практики, которые по-прежнему актуальны для сохранения природы. «Чтение» окружающей среды в наши дни – редкий навык, которым все чаще пользуются охотники, другие полевые натуралисты и землеустроители.
В то же время охотники адаптировались и вносят свой вклад в наши современные знания о природе и биоразнообразии посредством мониторинга и исследований. Охотники выделяют время и деньги на природоохранные мероприятия в течение всего года, и часто это происходит в местах общего пользования, где охрана действительно необходима, но это часто упускается из вида.
Этот Манифест – это наше обязательство сделать охоту устойчивой и тем самым внести позитивный вклад в сохранение биоразнообразия и нашего общего наследия – Природы!
ДЕЙСТВИЯ FACE:
8.1 – Мы создадим систему регулярной отчетности и пересмотрим наш Манифест, чтобы гарантировать, что вклад охотников в сохранение биоразнообразия соответствует решениям, принятым Европейским и Глобальным сообществом, и остается сосредоточенным на согласованных приоритетах и общественных потребностях.