Это открытое письмо отражает личное мнение директора Европейского института леса Марка Палахи о необходимости стратегического подхода к выбору последующих действий в отношении европейских лесов. Его точка зрения основана на большом количестве научно политических отчетов, подготовленных за последние лет, сотнями ученых разного профиля со всего мира. Во многих В подготовке многих из них Марк Палахи участвовал лично.
В достижении устойчивого будущего, наши леса играют ключевую роль. Они могут помочь преобразовать существующую линейную экономику ископаемого топлива в новую модель – биоэкономику замкнутого цикла, которая работает в гармонии с природой. Это крайне важно для достижения целей Зеленого курса ЕС, обеспечивающего социально справедливый переход к экологически чистой и климатически нейтральной экономике. Но для реализации этого нам нужны действия: Новый курс для европейских лесов, основанный на трех взаимоусиливающих планах действий: Адаптация-Восстановление (Преобразование 1 ), Инновации и Занятость.
Лесная стратегия ЕС на период после 2020 г. должна дать новое и убедительное видение, позволяющее понять, почему и как Европейские леса, лесное хозяйство и лесные решения могут стать главной опорой развития пост-ископаемой экономики. Однако нового видения недостаточно: мы также должны претворить его в жизнь. Последняя Лесная стратегия ЕС была прекрасной стратегией, но ее последствия сомнительны, поскольку она не стала стратегическим ориентиром, при проведении перемен в лесах и лесной деятельности, в связи с климатом, устойчивым финансированием или разработкой политики в области биоразнообразия на европейском уровне. Как сказал Уинстон Черчилль: « Какой бы красивой ни была стратегия, вам следует время от времени смотреть на результаты ». Новая Стратегия на период после 2020 года должна предоставить новые возможности для того, чтобы рассматривать наши леса не как «компенсацию» за существующую сломанную экономическую систему, а как трансформирующую силу для создания лучшей парадигмы:биоэкономика замкнутого цикла.
Срочно необходима дальновидная и действенная лесная стратегия ЕС на период после 2020 года, потому что в следующем десятилетии мы столкнемся с беспрецедентной ситуацией из-за растущих рисков, влияющих на наши леса, и возникающих возможностей для лесного сектора. С одной стороны, изменение климата и природные нарушения могут привести многие наши леса к критической точке, в которой они больше не смогут предоставлять экосистемные услуги, которые мы требуем от них. С другой стороны, лесное хозяйство и лесной сектор столкнутся с уникальными возможностями, связанными с огромным потенциалом декарбонизации нашей экономики, реализация которого предпологает принятие целого спектра решений, базирующихся на возобновляемых ресурсах и позволяющих создавать новые рабочие места для обеспечения социально и территориально справедливого перехода к экономике нового типа. «Рыночная тяга», создаваемая открывающимися возможностями, необходима для финансирования комплексных адаптационно-восстановительных мер, направленных на обеспечение здоровья и устойчивости европейских лесов. В то же время улучшение биоразнообразия лесов – это наиболее важные инвестиции, которые лесной сектор может сделать для обеспечения своей долгосрочной экономической устойчивости. Это необходимо признать в рамках политики, инвестиций и управления лесным хозяйством путем разработки и внедрения синергетических стимулов и комплексных подходов, которые объединяют усилия по смягчению последствий и адаптации, а также цели в области биоэкономики и биоразнообразия.
Интегрированные подходы являются ключевыми, потому что истинная задача на будущее состоит в одновременном повышении экологической, экономической и социальной ценности лесов ЕС. Это требует Нового курса для европейских лесов, стратегии, сформулированной вокруг трех взаимоусиливающих планов по адаптации-восстановлению, инновациям и занятости.
План адаптации-восстановления
Комплексный план адаптации-восстановления необходим для обеспечения долгосрочного здоровья и устойчивости европейских лесов к изменению климата и естественным нарушениям, чтобы они могли эффективно предоставлять ценные экосистемные услуги. Социально-экологические характеристики европейских лесов означают, что они требуютдинамические подходы к сохранению и комплексному управлению для сохранения биоразнообразия в различных (но скоординированных) пространственных масштабах. Необходимо: увеличение видов деревьев и их генетического разнообразия; обеспечение устойчивости и адаптируемости лесов к новім условиям роста; восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения типов лесных экосистем; поддержание и восстановление местообитаний редких видов флорі и фауны, путем поощрения формирования структурно разнообразных лесов с достаточным количеством валежника и и иных местообитаний. Для достижения положительных результатов нужна координация управления ландшафтами и планирование, включая сельские и городские районы, на региональном и даже транснациональном уровне с целью создания коридоров биоразнообразия и обеспечения связи важных местообитаний. Такой амбициозный план, выходящий за рамки строго охраняемых территорий, должен расширить возможности частных и государственных лесовладельцев и предоставить стимулы лесному, аграрному и городскому «секторам» для инвестирования в биоразнообразие:
План инноваций
Срочно необходим инновационный план для европейского лесного сектора, чтобы раскрыть его потенциал для создания замкнутой и климатически нейтральной экономики. Инновации имеют решающее значение, потому что нам нужно делать больше с меньшими затратами: использовать лесные ресурсы эффективно, разумно и устойчиво. План должен включать масштабные инвестиции в стартапы и расширение их масштабов, доступ к финансам и способность принимать риски для стимулирования новых бизнес-моделей и производственно-сбытовых цепочек для декарбонизации ключевых промышленных секторов, таких как текстильная, строительная, химическая или транспортная, с использованием решений, базирующихся на устойчивом воспромзводстве лесных ресурсов. Для этого требуются обеспечить государственно-частное партнерство, венчурное финансирование и другие специализированные фонды, работающие на разных этапах и в разных масштабах. Инновации также должны учитывать потребность в новых бизнес-моделях для маркетинга экосистемных услуг, например, связаных с обеспечением водой и биоразнообразием или непосредственно со здоровьем и благополучием человека. Наконец, с точки зрения спроса на инновации, политика закупок, сертификация и маркировка продукции для управления потреблением и инвестициями также являются приоритетом.
План занятости
План занятости, ориентированный на леса и лесной сектор, является ключом к социально справедливому и экологическому переходу на новый тип экономике в Европе. Лесной сектор в ЕС уже создает больше рабочих мест, чем три энергоемких отрасли, таких как производства цемента, стали и химикатов, вместе взятые. План занятости необходим для создания человеческого потенциала, необходимого для развития лесной биоэкономики при восстановлении и адаптации европейских лесов. Этот план должен быть сосредоточен как на наращивании потенциала, так и на повышении квалификации существующих работников лесного хозяйства, а также на обучении новых работников, в том числе тех, кто, как ожидается, потеряет работу в результате перехода к «зеленой» экономике. План занятости должен быть основан на инновациях и ориентирован на будущее (разработан в связи с планом инноваций), опираясь на сильные стороны европейских исследователей, предпринимателей, менеджеров, спецалистов лесных компаний и рабочих. Лесной сектор в ЕС уже включает более 400 000 малых и средних предприятий, в то время как текущая занятость в лесном хозяйстве и расширенных цепочках добавленной стоимости на основе древесины составляет 4,5 миллиона человек. Лесной сектор обеспечивает наилучшую основу для «зеленых» рабочих мест в Европе, но «Зеленая сделка» ЕС не смогла этого понять.
Лесная стратегия ЕС на период после 2020 года имеет решающее значение для достижения целей Зеленого курса ЕС, обеспечивая социально справедливый переход к экологически чистой и климатически нейтральной экономике. Важно, чтобы новая Стратегия была научно обоснованной и привлекала научное сообщество не только во время ее разработки, но и при ее реализации. ЕС срочно нуждается в институционализированных механизмах для обеспечения эффективного, сбалансированного и прозрачного диалога между наукой, политикой и практикой для ускорения усвоения знаний политиками и лицами, принимающими решения. Также существует потребность в коллективных европейских усилиях по генерированию надежных и согласованных данных и информации для целостного понимания и прогнозирования последствий изменения климата, природных нарушений, управления лесным хозяйством и глобальных рынков для европейских лесов.
Лучший способ предсказать, какие леса у нас будут, – это решить, какое будущее мы хотим.