МАШИНЫ ВЫСТАВЛЯЮТ СЧЕТ

В век информационных технологий даже тракторы работают под управлением программного обеспечения. Причем его наличие, оказывается, может оборачиваться дополнительными проблемами для конечного пользователя. 

Форвардер John Deere 810Е Слонимского лесхоза в непростых условиях производит трелевку. фото

Так, ряд интернет-ресурсов сообщает о том, что американские фермеры вынуждены взламывать свои тракторы, чтобы устранить даже банальные неисправности. Обходя законодательство, которое запрещает им ремонтировать собственные тракторы, фермерам приходится устанавливать на свою технику прошивку, полученную от хакеров из Восточной Европы. 

На такие радикальные меры фермеров сподвигло лицензионное соглашение с John Deere. Это соглашение обязывает их подписать запрет практически на весь ремонт и модификацию сельхозоборудования. Также оно запрещает фермерам подавать в суд из-за потери урожая, упущенной прибыли и отсутствия возможности пользоваться оборудованием, если на тракторе стоит встроенное программное обеспечение. Это означает, что только официальные дилеры и уполномоченные ремонтные мастерские могут чинить такие тракторы. 

Например, фермер не может самостоятельно выполнить простой ремонт трактора или поручить это работникам ближайшей мастерской. Для этого непременно нужно вызывать сотрудника авторизованного сервисного центра. Иначе после самостоятельного ремонта трактор просто перестанет работать, сработают программные блокировки. По словам фермеров, в период интенсивных сельскохозяйственных работ у них нет времени ждать появления мастера от фирмы-производителя. К тому же во многих случаях ремонт нового оборудования сводится к загрузке обновленной прошивки. Кроме того, по своему усмотрению John Deere может удаленно деактивировать трактор, и фермер ничего не сможет с этим сделать. 

John Deere — американский вариант трактора «Беларус». На фото модель 1977 года, которую можно отремонтировать своими руками. По этой причине сейчас выросли цены на старые тракторы. фото

Если же фермеру нужно будет провести ремонт трактора, например заменить трансмиссию, и он обратится в ближайшую мастерскую, то выехать из мастерской трактор уже не сможет. За возобновление работоспособности трактора John Deere потребует сумму 230 долл. и дополнительную оплату услуг своего техника в сумме 130 долл. в час. А всё, что ему нужно будет сделать, так это подключить специальное оборудование к USB-порту трактора, чтобы авторизовать оборудование. 

Фермеры не готовы мириться с такими драконовскими ограничениями и в судебном порядке добиваются отмены действующего лицензионного соглашения. А пока вопрос находится в подвешенном состоянии, они прибегают к услугам сторонних мастеров, которые обходят ограничения производителей техники при помощи ПО John Deere, которое было взломано и модифицировано хакерами из Украины и Польши. Местные механики покупают такое ПО на закрытых форумах, куда попасть можно только по приглашениям. 

В обсуждениях этой проблемы на форумах люди чаще сходятся во мнении, что американские фермеры сейчас выступают лишь первыми пострадавшими. Это своеобразный авангард сопротивления. В будущем жертвами подобной политики могут стать не только фермеры, но и все остальные, если корпорации введут аналогичные ограничения на ремонт автомобилей, ноутбуков, смартфонов, телевизоров. Весь мир постепенно становится «умным», так что список будет расширяться. К такому мнению сводится большинство сообщений на форумах под обсуждением данной новости. 

Узнали, что думают по этому поводу специалисты отрасли, ведь в автопарках лесхозов полно умной техники. 

«Варить стрелу манипулятора приходилось даже на лесосеке» 

Дмитрий РУБЕЦ, главный механик Слонимского лесхоза:

— Возможно, в будущем наступит время, когда каждому из нас придется делать выбор: или подчиниться условиям корпораций на использование их устройств, или стать хакером. Сейчас в автопарке лесхоза много сложной техники производителей Valmet, Komatsu, есть в том числе и форвардер John Deere. С такой техникой мы работаем давно и уже научились ее ремонтировать. В гарантийный период однозначно обращаемся в сервис. Когда гарантия на технику не действует, часто удается справиться собственными силами. Форвардер John Deere 810Е в лесхозе уже давно, намотал 876 тыс. км. Неисправностей, требующих от нас самостоятельного взлома его ПО, у нас никогда не возникало. Хотя были проблемы с поворотной кабиной. Такой тип, конечно, удобен для оператора, однако возникали вопросы по датчикам, которые часто выходили из строя. Возможно, из-за таких заводских недоработок следующая серия этого форвардера уже шла без поворотной кабины, производитель вернулся к поворотному сиденью. Его в случае чего можно быстро заменить, а вот если возникают проблемы с поворотной кабиной, то нужно работать с ПО.

Эксплуатация лесной техники часто проходит в совсем непростых условиях. Вот и форвардер, о котором выше рассказывал Дмитрий Юрьевич, в 2016-м прошел испытание ветровалом в Червене. Тогда тяжелых условий работы не выдержала стрела манипулятора. Варить ее и вставлять стержень пришлось прямо на лесосеке. Команда лесхоза тогда справилась своими силами.

— Конечно, чем проще машина в плане ремонта, тем удобнее для нашей службы механиков, — говорит Дмитрий Рубец. — Однако диагностический минимум мы можем выполнить и сами. К примеру, у нас есть диагностический модуль Сканматик — для электронных систем управления современных автомобилей. Он мультимарочный, применим к МАЗам, ВАЗам, ГАЗам. Работает со сторонним диагностическим программным обеспечением, сделанным под определенные стандарты. 

Недавно приобретенный Слонимским лесхозом харвестер Komatsu уже можно диагностировать удаленно. Дмитрий Рубец рассказывает, что на нем стоит специальное программное обеспечение: 

— Такое ПО позволяет отслеживать системные ошибки даже у себя на рабочем компьютере, при этом сам харвестер в этот момент может быть за десятки километров гдето на лесосеке. Также мы зарегистрированы в системе, где можно передать право доступа к ошибкам механикам сервисной службы Komatsu. Так, удаленно специалисты смогут тут же помочь разобраться в неисправности. Это первая машина с возможностью удаленного обслуживания. Пока могу сказать, что такой подход упрощает работу.

«Серьезные узлы, требующие ремонта, умудрялись разбирать на пне подручными средствами» 

Такие истории часто рассказывают механики лесхозов о водителях, нередко спасающих технику в полевых условиях, чтобы рабочий процесс не останавливался. 

Из их числа Владимир Данилов, водитель Хомичского лесничества Быховского лесхоза. Если в дороге случаются непредвиденные поломки, то он способен самостоятельно, в полевых условиях, их устранить. В этом ему помогает многолетний шоферский опыт и образование механика. Когда Владимир Данилов выходит в рейс, в лесничестве знают, что люди и грузы точно будут доставлены к месту проведения работ. 

Владимир ДАНИЛОВ, водитель Хомичского лесничества Быховского лесхоза: 

— В феврале в сильнейшую метель машина сломалась по дороге в лесхоз. Оказалось, из-за того, что ЗИЛ подбросило на яме и с аккумулятора свалился провод. Завести рабочую лошадку в итоге помог тракторист. Бывало, в пути обрезало редуктор, тоже путем нехитрых манипуляций удавалось справиться своими силами. В лесничестве я работаю на четырех машинах. Для ЗИЛ-131, выпущенного более 40 лет назад, и для старенькой пожарной машины, год выпуска которой даже не установлен, использование диагностического модуля неактуально. Машины хоть и старые, но легко поддаются ремонту собственными силами и все необходимые задачи выполняют. В 15-летнем уазике, к примеру, часто ломается электроника, бывают вопросы и с новой «Нивой». Но в своей практике чаще всего сталкиваюсь с механическими неисправностями. Мосты, раздаточная коробка, кардан — всё это обычно ремонтирую самостоятельно.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.