За несколько лет наличие взвешенной экологической и климатической программы у стран-соседей будет таким же требованием со стороны Евросоюза, как сегодня антикоррупционная политика или эффективная система правосудия
История ведет тех, кто идет, и тянет тех, кто сопротивляется. О Европейском зеленом курсе, European Green Deal, чиновники Евросоюза впервые заговорили в конце 2019 года, когда Европейскую комиссию возглавила Урсула фон дер Ляйен. Так в ЕС удовлетворили общественный запрос, особенно молодежи, на противодействие глобальному изменению климата.
Цель Зеленого курса суперамбициозна: обеспечить экономический рост стран — членов ЕС и до 2050 года отказаться от потребления нефти, газа и угля. Так называемая климатическая нейтральность потребует как инновационных технологических решений, так и увеличения площади лесов и парков, чтобы поглощать выбросы СО2 в атмосферу.
Название European Green Deal созвучно с Новым курсом (New Deal) Рузвельта и тоже означает изменение устоявшихся шаблонов. Кстати, в США есть похожая инициатива New Green Deal, которая может стать реальностью в случае смены действующей администрации.
Итак, Европейский зеленый курс — это политическая концепция, которая постепенно оформляется в стратегии, планы и законодательные инициативы, которые будут все больше влиять на внутреннюю и внешнюю политику ЕС. За несколько лет наличие взвешенной экологической и климатической программы у стран-соседей будет таким же требованием со стороны Евросоюза, как сегодня антикоррупционная политика или эффективная система правосудия.
Явные аутсайдеры — угольная отрасль и тепловая энергетика
Задача, которая стоит перед украинским правительством уже сейчас, — определиться с местом для Украины в этой новой парадигме. Поэтому наше участие в Европейском зеленом курсе тоже стало одной из тем 22 саммита Украина-ЕС, состоявшегося в Брюсселе 6 октября.
Кое-что об ошибочных представлениях
Мы часто воспринимаем защиту окружающей среды как нечто отдельное от «привычной жизни». Мол, в стране война, коронавирус, тарифы, зарплаты-пенсии, ВВП и где-то после этого — экологическая проблематика. Во многом это — результат длительного искажения «зеленой» темы в украинской политике. Если в Евросоюзе экологическая составляющая предвыборных программ давно стала конкретным перечнем действий, которые обещают сделать (и делают) политики, то в Украине это обычно общие обещания типа «заботиться об окружающей среде и построить мусороперерабатывающий завод».
Граждане до сих пор сигнализируют политикам, что защитой окружающей среды можно заняться потом, потому что украинцам пока «не горит». На самом деле — «горит». Пыльные бури, лесные пожары, засуха — все это события 2020 года в Украине и явные признаки, что климатические изменения добрались и к нам.
Поэтому Европейский зеленый курс — долгосрочная цель, на основе которой будут возникать новые межгосударственные союзы и альянсы, выстраиваться лидерство и сотрудничество в разных проявлениях — политическом, дипломатическом, технологическом, экономическом. Новая европейская повестка — это не просто об уменьшении выбросов парниковых газов или отказе от пластика. Это, в первую очередь, — о большой экономической трансформации, которая будет сопровождать такой переход. И сделает возможным комфортную жизнь в мире без ископаемого топлива и двигателей внутреннего сгорания.
Те, кто останутся в стороне, — проигрывают. Выигрывают те, кто будет играть в длинную и будет в авангарде изменений, затем — формировать эту новую большую политику. «Ты за столом, или в меню», — как говорит один мой знакомый. Важно, чтобы среди стран за столом с «зеленым меню» была и Украина.
Вызовы и возможности
Международные финансовые институты отказываются финансировать проекты, направленные на развитие грязных добывающих отраслей. Явные аутсайдеры — угольная отрасль и тепловая энергетика — проигрывают стратегическую конкуренцию зеленым источникам энергии. В ЕС, несмотря на наличие мощного национального «угольного лобби» и зависимости от угольных электростанций, страны закрывают все свои шахты (у кого они есть). Бельгия, Франция, Великобритания и другие уже прекратили или почти свернули добычу угля, даже Польша пообещала закрыть последнюю шахту в 2049 году.
Ископаемое топливо, которое было двигателем Первой и Второй промышленных революций, не подходит для мира Четвертой. Потребности человечества в энергии растут и будут расти, но у планеты просто нет столько ископаемого топлива. Она и не выдержит тех выбросов, которые производит технический прогресс. Что будет с мировой индустрией, видно на примере автомобильных двигателей: все жесткие правительственные экологические требования к выбросам с постепенным запретом на въезд неэкологических автомобилей в европейские города и городки. В качестве примера, именно с помощью зеленого курса Германия хочет если не выиграть, то хотя бы выровнять ситуацию на рынках для своих автопроизводителей, которые пока проигрывают конкуренцию азиатским и американским производителям электрокаров и электробусов.
Что уж говорить об украинской промышленности, которая часто устаревшая, энерго- и ресурсоемкая, застряла в технологическом укладе несколькодесятилетней давности. Без модернизации ей просто не найдется места в 21 веке. Здесь нужна стратегия «инновационной реиндустриализации», которая соединит промышленную, экономическую и экологическую политику для энергоэффективной и высокотехнологичной модернизации. Те, кто уже инвестировал в обновление технологий, несмотря на сложный доступ к международному финансированию и отсутствие государственной поддержки, обязательно получит конкурентные преимущества, и не только на рынке ЕС.
Поощрение и наказание для Украины
Экосфера — не «домик», в который можно замкнуться по государственным границам. Следовательно, Европейский зеленый курс будет содержать систему «кнутов и пряников».
О первых «кнутах» уже известно. Это так называемый механизм корректировки углерода на границе (сarbon border adjustment mechanism — CBAM), реализованный, например, в виде дополнительной импортной пошлины для товаров, производство которых оставляет ощутимый углеродный след. По предварительным расчетам отраслевых экспертов, дополнительные платежи украинских компаний при экспорте в ЕС могут вырасти на почти 600 млн евро в год. Под «кнут» попадают электроэнергия, металлургия, производство цемента, химическая промышленность. Это — расплата для тех, кто окажется неспособен видеть за текущими собственными интересами более широкую перспективу. Освобожденными от этой пошлины могут быть страны, которые докажут совместимость своего климатического законодательства с европейскими стандартами, или предприятия, уже модернизированные по таким стандартам.
Скажем откровенно, что механизм корректировки углерода на границе — продуманный протекционистский ход, чтобы развивать собственную науку и инновации и поддержать европейскую промышленность, переложив часть расходов на страны, которые сами не поощряют национальный бизнес к модернизации. Его проектировали, чтобы снизить зависимость от энергоресурсов из РФ, предотвратить перенос производств из ЕС в другие страны с менее строгими экостандартами (утечки углерода), и обеспечить равную конкуренцию со щедро поддержанными государственными субсидиями азиатскими производителями. Однако сейчас рассматривают для повсеместного внедрения, для всех, даже для стран, являющихся официальными кандидатами на вступление в ЕС. Таким образом, можно выработать мегаватты электричества и выплавить тысячи тонн стали, но они окажутся слишком дорогими на внутреннем рынке ЕС из-за этой дополнительной пошлины. Не забываем о репутационном риске, что европейские потребители будут вынуждены отдавать предпочтение странам и поставщикам с более низким углеродным следом.
Именно для того, чтобы иметь возможность влиять на процессы, разрабатывать совместные проекты и минимизировать потенциальные угрозы, Украина выбрала стратегию «раннего приобщения» к Европейскому зеленому курсу. Об этом шла речь на встрече премьер-министра Дениса Шмыгаля с Франсом Тиммермансом, профильным вице-президентом Еврокомисии. Обсуждали вопросы энергоэффективности, справедливой трансформации угольной отрасли. А еще — участие Украины в водородных инициативах, по поводу которых ЕС уже переживает настоящую «лихорадку», рассматривая «зеленый» водород в качестве заменителя ископаемого топлива для энергетики, авто- и железнодорожного транспорта, авиации и металлургии. Важно, что Украина имеет возможности для выработки водорода и его транспортировки в ЕС через нашу газотранспортную систему.
О различных аспектах влияния на Зеленый курс составлен позиционный документ, который мы в августе уже передали в ЕС и где Украина определила свое видение возможного участия и собственные красные линии. Среди других «пряников» раннего добавления — доступ на рынки, интеграция в цепочки добавленной стоимости, совместные инвестиционные проекты, доступные кредиты и гранты. Например, в рамках 22 Саммита Украина-ЕС вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина подписала два эко-направленных соглашения, которые могут рассматриваться как «точка входа» в новую зеленую политику ЕС. Это соглашение на 10 млн евро для мероприятий по программе «климатический пакет для стабильной экономики: (САSЕ) в Украине» для финансирования проектов развития ресурсоэффективной экономики Украины, стимулирования перехода к циркулярной экономике и сокращения выбросов парниковых газов. И соглашение с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) на 300 млн евро для термомодернизации общественных зданий в Украине.
Это — первые деньги, которые получит Украина в рамках новой экологической политики ЕС. Их можно рассматривать как пробную инвестицию нового состава Еврокомиссии, от эффективности использования которой будет зависеть финансирование дальнейших, гораздо более глобальных, проектов.
Чтобы в ЕС услышали Украину
Мы договорились с европейскими партнерами о начале диалога высокого уровня Украина-ЕС по вопросу Европейского зеленого курса и начинаем разрабатывать Дорожную карту, которая учитывает Цели устойчивого развития ООН до 2030 года и положения Парижского климатического соглашения, к которому Украина присоединилась в 2016 году. И это не просто «разговор» между должностными лицами Украины и Евросоюза. Это, по сути, политическая и юридическая площадка, на которой обсуждаются и формируются дальнейшие практические шаги. Исходим из того, что Украина разделяет амбициозную климатическую повестку дня ЕС и готова двигаться в этом направлении, пока — в темпе наших объективных возможностей. Тогда Европейский Союз, формируя политику Зеленого курса, должен учитывать обязательства, существующие в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, и модернизационные возможности украинской экономики. Похожая умеренно-амбициозная позиция и у восточноевропейских стран — членов ЕС, но они получают огромную поддержку от фондов ЕС для трансформации своей экономики, доступа к которым мы пока не имеем.
Наша дипломатия и украинское лобби в ЕС должны хорошо поработать, чтобы минимизировать влияние механизма корректировки углерода на границе и чтобы другие нетарифные инструменты регулирования торговли не создавали дополнительных препятствий для интеграции украинского бизнеса на рынок ЕС — как это и предусмотрено Соглашением об ассоциации и обязательствами в рамках ВТО. Евросоюз, который строится как континент без границ, не должен выстраивать «углеродные границы» с теми странами, которые претендуют на членство в нем, — должно стать нашей принципиальной переговорной позицией.
И для этого нам нужно доказать, что экологизация страны и снижение вредных выбросов является нашим собственным приоритетом. Для этого надо принимать соответствующее законодательство, а в бюджете Украины должны достойно финансироваться соответствующие экологические мероприятия, энергоэффективный блок, развитие зеленой энергетики. Бизнесу также нужно более внимательно подойти к вопросу влияния на климатическую смену, а государству подумать о программах поддержки экологизации.
Продолжение следует
Защита окружающей среды, борьба с изменением климата и зеленое восстановление от коронавируса точно станет одной из главных тем в ближайшие годы в рамках будущих саммитов Украина-ЕС, контактов народных депутатов, бизнеса и экспертной среды.
Ослабление или неприменение к украинским производителям механизма корректировки углерода на границе — промежуточная тактическая цель, которая покажет правильность нашего сложного движения к климатически нейтральной Украине в рамках европейской интеграции. А стратегической целью Украины должна стать разработка экономической стратегии украинского зеленого курса и достижение климатической нейтральности во второй половине века, на что мы и почти все другие страны мира обязались, подписав Парижское климатическое соглашение.
И лучше наше движение к климатической нейтральности будет происходить через энергоэффективное и технологическое обновление промышленности, а не деиндустриализацию и потерю рынков сбыта; через развитие органического землепользования, а не деградацию и опустошение земель из-за изменений климата; через собственное производство и сборку электроавтомобилей и зарядных станций, а не импорт подержанных неэкологичных авто; через справедливую трансформацию угольных регионов и развитие ВИЭ, а не постоянное увеличение субсидий и проблемы для зеленых инвесторов.
Украине нужно четко сформулировать свои потребности, предложения и обязательства в рамках Европейского зеленого курса. Которые, с одной стороны, покажут, что мы «в игре», а с другой — не станут чрезмерным бременем для национальной экономики. Это и является одной из важных задач для правительства в ближайшей перспективе.
Почему Украине нужен Зеленый курс
Движение украинских городов и общин к климатической нейтральности и экономическому процветанию тормозится государственной политикой, которая постоянно меняет приоритеты. Какой курс может стать выигрышным для украинского государства и что должны сделать украинцы для того, чтобы повлиять на правительственную политику – рассказываем.
“Потолок возможностей”: что может местная власть без государства
В 2018 году первый украинский город провозгласил курс на достижение 100% возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе. Это был Житомир. В том же году к нему присоединились Чертков, Львов и Каменец-Подольский, в следующем – еще Полтава, Тростянец и Барановская ОТГ. Кроме того, в 2019 году с международной климатической организацией 350.org меморандум о намерениях достичь климатической нейтральности городов подписала Ассоциация малых городов Украины, которая охватывает 160 населенных пунктов.
При этом не столь амбициозны, однако энергоэффективные цели провозгласили и участники Соглашения мэров, а это 181 украинский город.
Собственно, пока правительственная политика была ориентирована на поддержку возобновляемой энергетики, до дела у городов шли неплохо. Города достаточно легко находили партнеров и инвесторов, которые, слыша общегосударственную “зеленую” риторику, были готовы инвестировать, сотрудничать и развивать возобновляемую энергетику, энергоэффективность, устойчивое городской транспорт и тому подобное.
Конечно, государство могло и должно было бы делать еще больше для энергетического перехода и уменьшения выбросов, однако по крайней мере это была хорошая тенденция, которая отражалась в притоке инвестиций (в том числе внутренних) и развитием бизнес-проектов.
“По состоянию на конец 2019 почти 10 миллиардов долларов было инвестировано в ВИЭ (6,2 миллиарда долларов только в 2018-2019 годах), что делает отрасль одной из ТОП пяти секторов по объему инвестиций в экономику Украины”, – рассказал председатель Украинского ассоциации возобновляемой энергетики (УАВЕ) в статье для для Renewable World.
Однако после прихода к власти в 2019 году новой президентско-парламентской команды энергетическая и инвестиционная политика изменились, причем не в лучшую сторону. Вместо продолжать курс на развитие ВИЭ и улучшать условия для инвесторов, профильное министерство провозгласило возобновляемую энергетику виновником энергетического кризиса и “закрутило гайки”.
“Сейчас сложно сказать о влиянии такой политики на инвестиции, должно пройти немного времени. Однако некоторые предварительные государственные решения вызвали для нас потерю инвестора, и это очень огорчает. Инвестор планировал построить солнечную электростанцию мощностью 8 мегаватт, городские власти уже и участок выделили 12 гектаров под построение. Однако подключение к сетям обошлось бы компании в 8 миллионов гривен, плюс около 2 миллионов затрат на реконструкцию сетей. А тут еще и снижение “зеленого тарифа” и такие тенденции в государственной политике. Они посчитали, что окупят расходы не ранее, чем за 30 лет, и отказались инвестировать средства”, – говорит Владимир Шматько, мэр Черткова, что на Тернопольщине.
Зеленый курс: нужен или нет?
В том то и заключается проблема, курса государства как такового нет, есть только отдельные намерения и временные комплексы мероприятий от часто меняющихся правительств и команд, которые приходят к власти. А приглашенные конкретного курса и следование к его четко измеряемых показателей в каждой сфере – это единственно правильный путь для государства, что обезопасит его от финансовых и репутационных потерь при изменениях персоналий в правительстве, парламенте и в профильных властных кабинетах. Таким курсом может стать Новый Зеленый курс, который уже объявил Европейский Союз. Собственно, министр МИД Дмитрий Кулеба регулярно уверяет международных партнеров, украинский курс – именно “зеленый”.
“Европейское зеленое соглашение – это не лозунг, а стратегия экономического роста. Украина будет делать две вещи: становиться участницей усилий ЕС по реализации их соглашения и получать поддержку ЕС в реализации наших планов зеленого перехода”, – заявил Дмитрий Кулеба в январе 2020 года и с тех пор придерживался все той же риторики.
“Украина уже давно стала зоной экологического бедствия: наводнения на Прикарпатье, эрозия почв, повышение среднегодовой температуры, бесснежные зимы, горение торфяников, лесные пожары, песчаные бури. И при этом мы продолжаем воспринимать экологические вопросы как вторичные, как будто они нас не затрагивают и далеки от повседневной жизни. Убеждена, что нам надо изменить стиль мысли о взаимодействии человека с природой и начать нарабатывать, потому что мы отстаем, конечно, от наших европейских коллег. Мы должны продвигать зеленую повестку дня украинской политики. Именно поэтому я присоединилась к комитету энергетики, потому что понимаю, что вопросы энергетики и изменений в этой сфере являются основополагающими, чтобы гарантировать, что Украина серьезно будет работать над противодействием климатическому кризису. Буду максимально уделять внимание энергосбережению и энергоэффективности”, – говорит Инна Совсун, народный депутат от партии “Голос”.
Единичные заявления о поддержке Зеленого курса раздаются от разных властных институтов – то от вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольги Стефанишиной, то от Минрегиона, то от представителей Министерства окружающей среды и природных ресурсов. При этом заявления и прямые финансовые действия в поддержку добывающей отрасли или политики по ВИЭ Министерства энергетики и НКРЕКП, например, противоречат позициям “зеленой” экономики.
Фактически, пока одни украинские политики говорят о необходимости зеленого курса, а другие уже борются с “засильем возобновляемой энергетики” в Украине, Европейский Союз уверенно движется этим курсом.
Что же такое Зеленый курс? Это дорожная карта реформ для преодоления климатического кризиса и социальной несправедливости, адаптированная под каждую страну. Его суть перейти на хозяйствования с нулевыми выбросами СО2 (углекислого газа, который собственно и вызывает глобальное потепление). В Европе Зеленый курс уже имплементируется, причем европейцы пересматривают свои “зеленые цели”, ставят амбициозные показатели, увеличивают бюджеты на это и активно работают над новыми климатическими законами и политиками.
“Европейский зеленый курс важен для Украины в нескольких аспектах. Во-первых, с точки зрения синхронизации с последними европейскими тенденциями по “озеленению” таких важных секторов как экономика, энергетика, сельское хозяйство, транспорт, ведь украинской политике и стратегическому планированию критически не хватает зеленой составляющей . Во-вторых, учитывая возможность быть частью общеевропейского ценностного пространства, в контексте того, что центральная цель Европейского зеленого курса – переход к климатически нейтральной Европы к 2050 году – однозначно предусматривает вступление Украины как части Европы, к сокращению выбросов парниковых газов и декарбонизации различных секторов. В-третьих, использование ряда возможностей в рамках Европейского зеленого курса (например, новые рынки, финансовые инструменты) тесно связано с выполнением так называемого “домашнего задания” Украины, в частности соответствующих секторов Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, обязательств в рамках Энергетического Сообщества а и Парижского соглашения об изменении климата”, – говорит Наталья Андрусевич, председатель правления Ресурсно-аналитического центра “Общество и окружающая среда”.
Кроме того, если Украина не присоединится к Зеленому курсу, она “выпадет” из европейского рынка. Например, будут проблемы с поставками в европейскую энергосистему “грязной” электроэнергии. Это же ждет и на основные товары украинского экспорта – промышленную и агропродукцию, которые имеют высокий углеродный след. Стоит учесть и то, что ЕС планирует ввести механизм углеродного регулирования на границе и усиление фискальных методов и инструментов, которые поднимут стоимость выбросов парниковых газов, и способствовать их сокращению. Для Украины пока однозначно выгоднее присоединиться к общему созданию с ЕС Дорожной карты имплементации Зеленого курса, стать равноценным участником процесса и пользоваться финансовыми, техническими и организационными возможностями для энергетического зеленого перехода, которые предполагает ЕС.
Требовать Зеленый курс
Ситуация вырисовывается следующая. Отдельные чиновники знают, что Украине нужен Зеленый курс и говорят об этом. Гражданское общество знает, и эко организации регулярно транслируют эти месседжи. Однако в целом государственного курса нет, а отдельные его решения “зеленым принципам” явно и четко противоречат. Это тормозит развитие Украины и постоянно отбрасывает назад. Время приобщаться неравнодушным гражданам, поскольку в этом государстве жить каждому из нас, а последствия климатических изменений ощутимы уже: пыльные бури, наводнения в Карпатах, аномальные температуры, засухи, смерчи, нехватка питьевой воды.
Голос украинцев на самом деле сильный. По данным Всемирной сети по энергетической политике в области возобновляемой энергетики 21 века, все более широкий круг людей выступает в поддержку зеленой энергетики и сокращения выбросов углерода (СО2). К концу 2019 1480 юрисдикций из 28 стран мира и 820 000 000 граждан, опубликовали свои заявления о необходимости применения скорейших мер по борьбе с изменением климата (т.е. выбрать курс на климатическую нейтральность и 100% ВИЭ) в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в мире из-за климатических изменений.
Время высказаться и украинцам – подписать петицию о требовании Зеленого курса для Украины, которую международная климатическая организация 350.org официально передаст Президенту и Кабинету Министров. Если петиция получит значительную поддержку от неравнодушных граждан, это станет сигналом для власти о необходимости прислушиваться и принять.
“В мире сейчас происходят явления и процессы, которые несут огромные риски – изменения климата, стихийные катаклизмы, пандемия и кризис, экономическая рецессия. Однако мы до сих пор не преодолели ни зависимость от ископаемого топлива, ни его интенсивное использование, которые и являются причинами выбросов углерода, что ведет к глобальному потеплению и климатическому кризису. Наша петиция–- это инструмент, который поможет ускорить локальные зеленые изменения в Украине, восстановить справедливость, изменить законы климатические, комплексные и экономические. Мы планируем активно привлекать города и надеемся на разработку амбициозного Национального Плана по энергии и климату Украины. Хотелось бы убедить Президента Украины и правительство, что на такую петицию стоит ответить реальными действиями, так как имеем не так много времени на внедрение системных зеленых изменений и интеграцию в Зеленого курса ЕС”, – говорит Светлана Романко, управляющая директор международной климатической организации 350.org в регионе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии.
Подписать петицию стоит, если есть желание донести до власти, что вас волнует климатический и экономический кризис, вы требуете остановить политические качели и выбрать стабильное движение государства в “зеленом” направлении. Ведь именно голоса людей должны определять путь развития нашего государства.
Зеленый Курс в Украине поставит энергонезависимость, экологичность и местного производителя на первое место. Вместо ископаемого топлива – возобновляемая энергетика, вместо монополий – приоритет малому и среднему бизнесу, вместо уличных пробок – ориентация на комфортную дорогу, удобный общественный транспорт, велосипеды и электрокары.
В такой стране будет комфортно жить и работать, поэтому стоит уже сейчас внести свой вклад и подписать петицию.
За каждой успешной страной стоит общенациональная вдохновляющая цель и длительный и целенаправленный путь к ее достижению. Украине так не хватает объединяющей цели, так называемой “big dream”, как у американцев, японцев или даже эстонцев. Возможно, именно национальный Зеленый Курс объединит нас и вдохновит строить новое процветающее будущее для Украины.
Автор: Юлия Мельник (Пашковская)