В 2010 году объемы потребления пеллет в мире составляли 16 млн тонн, через пять лет рынок увеличился вдвое — до 35 млн тонн, а в 2019 году объемы мирового потребления топливных гранул уже превысили 52 млн тонн. Самые перспективные для Беларуси рынки, национальные стандарты качества, способы доставки и многое другое представила в рамках международного семинара по сертификации пеллетной продукции в РЦПК-Лес шведская компания Ekman.
Одним из крупнейших игроков на рынке пеллет в Европе остается Великобритания. Основным источником спроса на топливные древесные гранулы промышленного назначения в этой стране является компания «Дракс», которая использует биомассу для производства биоэнергии: к примеру, в 2017 году ее потребности в топливных древесных гранулах составили 6,8 млн тонн. В 2020 году, в связи с запланированным вводом в эксплуатацию новой ТЭЦ мощностью 299 МВт, которая, как ожидается, будет использовать до 1,5 млн тонн в год, спрос на пеллеты в Великобритании снова вырастет.
Поставлять пеллеты в эту страну удобнее всего россыпью на небольших морских суднах. Наличие сертификата ENрlus будет хорошим подспорьем для выхода на британский рынок, однако в стране разработан собственный стандарт качества для пеллет — BSL. Получение этого сертификата довольно забюрократизированный, сложный процесс.
За год в Италии потребляют более 3 млн тонн топливных гранул. Причем объемы собственного производства с каждым годом уменьшаются. Абсолютное большинство пеллет импортируется, и 20 % от этого количества поступает сюда нелегально, не имея международных сертификатов качества.
Изначально основной поток импорта шел в Италию из Германии и Австрии, потом крупные сделки на поставку пеллет заключили США и Канада. Однако импорт из Штатов не достиг больших объемов: уж слишком высока была цена на американские гранулы. Вместо США, нишу на рынке заняли поставщики из Восточной Европы.
Пеллеты поставляют в Италию в основном морским путем из Латвии. И здесь очень важно учитывать условия транспортировки пеллет в контейнерах.
— Некоторые производители даже проводят краш-тесты для пеллетной упаковки, — рассказывает вице-президент дивизиона биоэнергетики из головного офиса компании Ekman Йохан Грэнэт. — Погрузчик поднимает поддон с пеллетами, кружится и быстро ставит его на землю, проделывая это 10 раз. Если упаковка выдержала испытание и не порвалась, пеллеты можно смело отправлять для перевозки.
Еще один крупнейший потребитель топливных гранул — Германия. В год на нужды местной биоэнергетики сжигается 2 млн тонн пеллет. Основной объем немцы производят сами. Однако, принимая во внимание географическое положение, Германия может стать хорошим рынком для белорусских производителей.
Что касается упаковки, то в отличие от Италии, где в основном представлены пеллеты в фасовке по 50 кг, пеллеты в Германию поставляются россыпью. Поэтому прочность гранул должна быть даже выше, чем заложено в сертификате качества ENрlus.
Активно растет пеллетный рынок во Франции. Здесь спрос и производство топливных гранул находятся примерно на одинаковом уровне. Чтобы попасть на этот рынок, пеллеты должны соответствовать высоким стандартам ENрlus.
Поскольку в этой стране быстрыми темпами растет продажа отопительного оборудования на топливных гранулах, можно предположить, что в течение нескольких лет пеллетный рынок во Франции продолжит расти. Но эта страна по отношению к Беларуси находится дальше той же Германии, поэтому пеллеты лучше поставлять сюда в контейнерах морским путем.
По мнению представителя компании Ekman, Дания является самым интересным рынком для белорусских поставщиков. Пока большинство покупателей в этой стране не требуют сертификата ENрlus: главным условием для выхода на этот рынок является имидж бренда-поставщика топливных гранул. Сегодня эта страна закупает около миллиона тонн премиальных пеллет, и ее рынок имеет очень большой потенциал для роста.
Крупным потребителем пеллет остается также Австрия. Однако спрос на топливные гранулы здесь практически полностью покрывает собственное производство.
На рынке Швеции можно торговать пеллетами без сертификата ENрlus, однако требования к качеству продукции в стране — одни из самых высоких. К примеру, производители пеллет в Швеции предлагают товар с зольностью 0,3 %, в то время как уровень зольности по сертификату ENрlus самого высокого стандарта А1 составляет 0,7 %. В целом, по словам Йохана Грэнэта, спрос на премиальные пеллеты растет уже на протяжении 20 лет.
Хороший потенциал для роста имеет пеллетный рынок Нидерландов. Они стали одной из первых стран, где начали замещать уголь пеллетами. Правда, 5 лет назад курс правительства изменился, все субсидии по биомассе отменили, и потребление индустриальных пеллет сразу же упало практически до нуля. Однако сейчас в стране принята новая государственная программа поддержки биоэнергетики, и в 2019 году рынок пеллет в Нидерландах составил уже 500 тыс. тонн пеллет. Планируется, что их потребление вскоре достигнет 3,5 млн тонн.
Отвлечемся от Европы и обратим внимание на азиатский рынок биотоплива — по мнению экспертов, один из самых перспективных экспортных рынков. Так, к примеру, Япония к 2030 году планирует увеличить потребление пеллет в десять раз — до 20 млн тонн, а Южная Корея вдвое — до 7 млн тонн. Еще один перспективный азиатский рынок — Китай, который планирует за 2017—2022 годы снизить потребление угля на 150 млн тонн и увеличить объем использования биотоплива с 8 млн тонн в 2016 году до 30 млн тонн в 2020 году.
Всё же для производителей пеллет не следует ориентироваться на какой-либо один рынок биотоплива, советует представитель компании Ekman. Важно выпускать пеллеты высокого качества — стандарта ENрlus, тогда в случае падения спроса в одном регионе станет проще перейти на другой рынок и отвечать новым запросам по качеству пеллетной продукции.
В целом спрос на пеллеты в Европе в ближайшие 6 лет будет только расти. К примеру, Германия решила закрыть все свои атомные электростанции и отказаться от угля, отдав предпочтение биотопливу. Однако, если в 2026 году контракт между европейским правительством и британской электростанцией «Дракс» не будет продлен, спрос на него начнет падать.