Экипажи авиаторов МЧС вернулись в Беларусь из Турции, где они на протяжении пяти месяцев помогали тушить лесные пожары. О том, каково это — укрощать огонь с воздуха, пилотировать в узких горных ущельях и сбросить за сезон больше 3 тысяч тонн воды, мы узнали от участников этих событий — начальника ГААСУ «АВИАЦИЯ» Тадеуша Курсевича и его первого заместителя Ивана Лабзина.
Измир, Мармарис, Фетхие… У многих белорусов названия этих турецких городов навевают приятные воспоминания о солнечном отпуске в режиме «всё включено». И как же сильно на фоне морских курортов отличаются командировки наших белорусских авиационных спасателей в эту страну: лесные пожары в Турции — настоящее бедствие, на борьбу с которым каждый год прилетают вертолеты из России, Украины, Казахстана, Молдовы, Словении и Беларуси.
Вообще, по наблюдениям белорусских авиаторов, лес во всем мире горит всё чаще, а площади пожаров становятся всё больше. Поэтому и количество летных часов из года в год растет. И если в 2018 году во время такой же турецкой командировки летчики провели в воздухе 178 часов, то в этом году экипажи двух вертолетов совершили 235 боевых вылетов с общим налетом уже более 350 часов, выполнив 1,3 тыс. сбросов воды на очаги пожаров.
— Для помощи в тушении лесных пожаров белорусские экипажи вылетают в Турцию каждый год уже на протяжении более 10 лет, — рассказывает Тадеуш Курсевич. — Почему именно наши ребята? Авиаторы ГААСУ «АВИАЦИЯ» — слаженная, опытная команда, которой не раз доводилось работать в экстремальных условиях высоких температур, турбулентности и высокогорья. Нам доверяют, нашу помощь ждут, ведь потушить такие пожары с земли просто невозможно, к тому же очень опасно.
— Но и с воздуха наверняка ничуть не легче?
— Вот представьте: высота слива воды должна быть 5—8 метров над очагом огня, а когда пожар случается глубоко в ущелье, вертолет должен туда спуститься, слить воду и вернуться обратно. Это крайне сложно, но в то же время очень полезно в плане получения опыта. Там мы поднимаем профессионализм наших пилотов и инженерно-технического состава.
Еще одна сложность именно международных командировок — отрыв от своей базы, где находится всё оборудование и детали для ремонта техники. Принимающая сторона во время поломок нам помочь ничем не сможет — у них нет такого оборудования, поэтому экипаж должен быть максимально готов сделать всё самостоятельно и быстро. Поскольку от восхода до заката мы должны летать, все работы по обслуживанию техники проводятся в ночное время. Это колоссальный опыт для команды.
Первый заместитель начальника ГААСУ «АВИАЦИЯ» Иван Лабзин:
— Работать вдали от основной базы всегда очень ответственно. Ведь зачастую мы сталкиваемся с самыми необычными ситуациями, как в воздухе, так и на земле, и только слаженная совместная работа нашей команды позволяет выполнять практически любую задачу.
В то же время я склоняю голову перед наземными турецкими пожарными. Да, нам было тяжело тушить огонь с воздуха, но им — еще тяжелее. Они задыхаются от дыма, страдают от жары: температура достигает 40 градусов в тени.
Когда в лесах Турции случался крупный пожар, белорусские авиаторы в течение всего 12 минут после тревожного сигнала из лесничества были готовы вылететь с турецкой базы на его тушение. Вся территория этой страны разбита на 32 участка, на каждый из которых распределен один вертолет. Однако для тушения особо крупных пожаров привлекают сразу нескольких воздушных судов.
— К примеру, на лесной пожар, который произошел неподалеку от Измира, нашим ребятам пришлось лететь с другого конца страны: тогда огонь тушили 23 вертолета в течение двух дней, — вспоминает Иван Лабзин. — С огнем в лесу около Мармариса боролись сразу 10 вертолетов. Это были экипажи разных стран: России и Украины, Беларуси, Казахстана, Турции! В воздухе это была одна большая авиационная семья, которая выполняла общую боевую задачу. Если бы мы с ней не справились, кто-то мог бы пострадать.
За эти годы практически весь летный состав и инженерно-технический состава ГААСУ «АВИАЦИЯ» побывал в Турции на тушении пожаров.
Наши специалисты отправляются туда в мае и несут дежурство до конца октября. Через два месяца дежурства состав меняют, чтобы ребята смогли отдохнуть и увидеться с семьями. К тому же лес горит не только в Турции, но и на родине: к примеру, в этом году силы ГААСУ «АВИАЦИЯ» начали тушить пожары в экосистемах Беларуси уже в апреле.
— Поступил приказ лететь в другую страну, значит, надо лететь?
Тадеуш Курсевич:
— Примерно так и происходит. Конечно, с каждым членом команды мы проводим собеседование. Но поскольку настоящий летчик всегда хочет совершенствоваться, у нас ни разу не было такого случая, чтобы кто-то отказался. Вылететь на помощь другому государству наша команда готова в течение суток.
— Наверняка вы помните свои впечатления от первого полета для оказания международной помощи.
— Это тоже была Турция, 2009 год. Конечно, было страшно, но и сейчас, даже имея такой опыт, каждый полет интересен и ответствен. Вертолет летит к огню, кругом — ущелье, густой дым, не видно неба. Нужно быстро слить воду, когда всё гудит и ревет, развернуться и выбраться обратно. Это всегда опасно и страшно.
— А как отыскать эту тонкую грань между опасными условиями полета и неоправданным риском для жизни?
— Когда я инструктирую свой летный состав, всегда говорю, что главная задача летчика — обеспечение безопасности. Важно правильно рассчитать свои возможности, знать условия полета. Поэтому мы и не отправляем молодежь в одиночку на такие задания.
Иван Лабзин:
— Пилот — это человек, который всегда отвечает за свои действия. Проявление героизма в моем понятии — это устранение тех недостатков, которые кто-то совершил по причине неосторожности или просто беспечности. А тушение пожаров я не считаю каким-либо героизмом, это просто наша работа. При ее исполнении в первую очередь важно сохранить экипаж вертолета, саму технику и сделать всё так, чтобы никто не пострадал на земле. Чтобы вырастить настоящего пилота-профессионала, надо не один десяток лет.
— Расскажите, кто сегодня идет в авиацию МЧС?
Тадеуш Курсевич:
— В мое время многие мальчики мечтали стать летчиками. Это была и моя мечта, и многих моих коллег, которые сегодня выполняют полеты. Изначально мы все были пилотами Министерства обороны, а в 2002 году, когда была создана АВИАЦИЯ МЧС, часть летного состава перешла туда. Теперь кадры для ГААСУ «АВИАЦИЯ» готовит авиационный факультет Военной академии Республики Беларусь.
— В отличие от ваших вертолетов организм летчика всё же не из металла: после таких напряженных задач ему необходимо восстановление. Как отдыхают авиаторы?
Иван Лабзин:
— Летчики не умеют отдыхать. (Смеется.) Мы проводим полеты еженедельно и по возвращении на родину: это не только тушение лесных пожаров, но и доставка грузов, выполнение полетов в интересах системы здравоохранения, когда счет идет на минуты, поиск и спасение людей, а также много других задач. Кроме того, мы постоянно следим за состоянием вертолетов: технику надо беречь, ее не так много в стране. К примеру, мы единственные в республике имеем в арсенале вертолет Ми-26. У многих пилотов есть своя традиция — перед вылетом подойти к вертолету, поговорить с ним, как с живым.
Я часто море видел сверху, а вот прикоснуться к нему удалось всего несколько раз.
В Беларуси все 9,5 га млн га лесов покрыты сетью авиационных маршрутов. Как только в стране устанавливается третий класс пожарной опасности, летчики ГААСУ «АВИАЦИЯ» проводят ежедневные полеты с трех аэродромов — в Минске, Поставах и Витебске — для мониторинга ситуации.
При установлении 4-го или 5-го класса воздушное патрулирование происходит дважды в сутки.
Этой весной, несмотря на то что зима была достаточно снежная и казалось, что воды будет достаточно, уже в апреле АВИАЦИЯ МЧС помогала тушить пожары на болотах юга страны.
»Первую международную помощь в тушении лесных пожаров экипажи ГААСУ «АВИАЦИЯ» оказали в 2007 году Греции, и с тех пор каждый год летчики МЧС Беларуси справляются с природной стихией не только на родине, но и за рубежом. К примеру, в 2014 году наши авиаторы участвовали в международной миссии по оказанию помощи Сербии, где произошло наводнение. Белорусские вертолеты Ми-8 доставляли гуманитарные грузы в затопленные районы этой страны, несли дежурства по поисково-спасательному обеспечению. Также наши летчики вместе с российскими, украинскими, турецкими экипажами тушили пожар в Боржомском ущелье Грузии в 2017 году, а в 2018 году — в Латвии.«