Обращение в суд станет теперь более дорогим удовольствием, а в некоторых ситуациях просто бессмысленным — если речь идет об имущественных спорах с небольшой ценой иска.
Недавно вступил в силу закон «О судебном сборе», который достаточно хорошо продуман, но, к сожалению, не учитывает интересы простых граждан и субъектов хозяйствования.
Речь в нем идет о размерах и порядке оплаты этого самого судебного сбора. К слову, ранее понятие судебного сбора было закреплено в нормах процессуального права, но специального закона по поводу судебного сбора не существовало, последний заменяли госпошлина и плата за информационно-техническое обеспечение судебного процесса.
И потому еще один позитивный момент, кроме продуманности и конкретности данного закона, — то, что теперь надо будет платить только судебный сбор, плата за информационно-техническое обеспечение упразднена.
Итак, рассмотрим, что же собой представляет закон № 3674-VI «О судебном сборе», вступивший в силу 01.11.2011 г.
Ранее, как известно, госпошлина оплачивалась в порядке и в размерах, установленных декретом КМ «О государственной пошлине», а также при обращении в суд оплачивалось информационно-техническое обеспечение судебного процесса.
С 01.11.2011 г. вместо госпошлины установлен судебный сбор.
Новый закон определяет его следующим образом: «Судебный сбор — сбор, который производится на всей территории Украины за представление заявлений, жалоб в суд, а также за выдачу судами документов и включается в состав судебных расходов».
Его плательщиками являются граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица (в том числе иностранные) и физические лица — предприниматели, которые обращаются в суд.
Судебный сбор взимается:
за подачу в суд искового заявления и другого заявления, предусмотренного процессуальным законодательством;
за подачу в суд апелляционной и кассационной жалоб на судебные решения, заявления о пересмотре судебного решения в связи с нововыявлеными обстоятельствами, заявления об отмене решения третейского суда, заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда и заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины;
за выдачу судами документов.
Судебный сбор не взимается за подачу:
1) заявления о пересмотре Верховным Судом Украины судебного решения в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом;
2) заявления об отмене судебного приказа;
3) заявления об изменении или установлении способа, порядка и срока выполнения судебного решения;
4) заявления о повороте выполнения судебного решения;
5) заявления о вынесении дополнительного судебного решения;
6) заявления о расторжении брака с лицом, признанным в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или недееспособным, или с лицом, осужденным к лишению свободы на срок не менее чем три года;
7) заявления об установлении факта увечья, если это необходимо для назначения пенсии или получения помощи по общеобязательному государственному социальному страхованию;
8) заявления об установлении факта смерти лица, пропавшего без вести, при обстоятельствах, которые угрожали ему смертью или дают основания считать его погибшим от определенного несчастного случая в результате чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
9) заявления об ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании физлица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физлица;
10) заявления о предоставлении несовершеннолетнему лицу полной гражданской дееспособности;
11) заявления о предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке;
12) заявления об обязательной госпитализации в противотуберкулезное учреждение;
13) искового заявления о возмещении вреда, причиненного лицу незаконными решениями, действиями или бездействием органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления, их должностным или служебным лицом, а также незаконными решениями, действиями или бездействием органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры или суда;
14) заявления о защите прав малолетних или несовершеннолетних лиц в случае, если представительство их интересов в суде в соответствии с законом или международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, осуществляют Министерство юстиции Украины и/или органы опеки и попечительства или службы по делам детей.
Судебный сбор взимается в соответствующем размере от минимальной заработной платы в месячном размере, установленной законом на 1 января календарного года, в котором соответствующее заявление или жалоба подается в суд, — в процентном соотношении к цене иска и в фиксированном размере.
Ставки судебного сбора устанавливаются следующие:Наименование документа и действия, за которое производится судебный сбор Ставка судебного сбора
1. За обращение в суд:
1) искового заявления имущественного характера 1% цены иска, но не менее 0,2 размера минимальной заработной платы и не больше 3 размеров минимальной заработной платы
2) искового заявления неимущественного характера 0,1 размера минимальной заработной платы
3) искового заявления:
о расторжении брака 0,1 размера минимальной заработной платы
о разделе имущества при расторжении брака 1 процент цены иска, но не менее 0,2 размера минимальной заработной платы и не больше 3 размеров минимальной заработной платы
4) заявления о выдаче судебного приказа 50% ставки, которая определяется из оспариваемой суммы в случае обращения в суд с иском в порядке искового производства
5) заявления по делам отдельного производства 0,1 размера минимальной заработной платы
6) искового заявления о защите чести и достоинства физического лица, деловой репутации физического или юридического лица, а именно:
искового заявления неимущественного характера 0,2 размера минимальной заработной платы
искового заявления о возмещении морального ущерба определяется с учетом цены иска, который устанавливается согласно подпункта 1 этого пункта
7) заявления о пересмотре заочного решения 0,1 размера минимальной заработной платы
8) апелляционной жалобы на решение суда, заявления о присоединении к апелляционной жалобе на решение суда 50% ставки, которая подлежит уплате при подаче искового заявления, иного заявления и жалобы, а в случае подачи искового заявления имущественного характера – 50% ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы
9) кассационной жалобы на решение суда, заявления о присоединении к кассационной жалобе на решение суда 70% ставки, которая подлежит уплате при подаче искового заявления, другого заявления и жалобы, а в случае подачи искового заявления имущественного характера – 70% ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы
10) заявления о пересмотре судебного решения в связи с нововыявлеными обстоятельствами 50% ставки, которая подлежит уплате при подаче искового заявления, другого заявления и жалобы, а в случае подачи искового заявления имущественного характера – 50% ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы
11) заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины 70% ставки, которая подлежит уплате при подаче искового заявления, другого заявления и жалобы, а в случае подачи искового заявления имущественного характера – 70% ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы
12) апелляционной жалобы на судебный приказ 50% ставки, которая подлежит уплате за представление заявления о выдаче судебного приказа в приказном производсве
13) заявления об обеспечении доказательств или иска 0,1 размера минимальной заработной платы
14) апелляционной и кассационной жалобы на постановление суда, заявления о присоединении к апелляционной или кассационной жалобе на постановление суда 0,1 размера минимальной заработной платы
15) заявления об отмене решения третейского суда 0,5 размера минимальной заработной платы
16) заявления о выдаче исполнительного письма на принудительное исполнение решения третейского суда 0,2 размера минимальной заработной платы
17) заявления о выдаче исполнительного документа на основании решения иностранного суда 0,1 размера минимальной заработной платы
2. За обращение в хозяйственный суд:
1) искового заявления имущественного характера 2% цены иска, но не менее 1,5 размера минимальной заработной платы и не больше 60 размеров минимальных заработных плат
2) искового заявления неимущественного характера в размере одной минимальной заработной платы
3) заявления о применении мер пресечения и обеспечении иска 1,5 размера минимальной заработной платы
4) апелляционной жалобы на решение суда 50% ставки, которая подлежит уплате при подаче искового заявления, а в случае подачи искового заявления имущественного характера – 50% ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы
5) кассационной жалобы на решение суда 70% ставки, которая подлежит уплате при подаче искового заявления, а в случае подачи искового заявления имущественного характера – 50% ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы
6) заявления о пересмотре судебного решения в связи с нововыявлеными обстоятельствами 50% ставки, которая подлежит уплате при подаче искового заявления, а в случае подачи искового заявления имущественного характера – 50% ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы
7) заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины 70% ставки, которая подлежит уплате при подаче искового заявления, а в случае подачи искового заявления имущественного характера – 50% ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы
8) апелляционной и кассационной жалобы на постановление суда 0,5 размера минимальной заработной платы
9) заявления об отмене решения третейского суда 2 размера минимальной заработной платы
10) заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда 1,5 размера минимальной заработной платы
11) заявления о выдаче исполнительного документа на основании решения иностранного суда 2 размера минимальной заработной платы
3. За обращение в административный суд:
1) административного иска:
имущественного характера 1% размера имущественных требований, но не менее 0,1 размера минимальной заработной платы и не больше 2 размеров минимальных заработных плат
неимущественного характера 0,03 размера минимальной заработной платы
2) апелляционной жалобы на решение суда, заявления о присоединении к апелляционной жалобе на решение суда 50% ставки, которая подлежит уплате при подаче искового заявления, а в случае подачи искового заявления имущественного характера – 50% ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы
3) кассационной жалобы на решение суда, заявления о присоединении к кассационной жалобе на решение суда 70% ставки, которая подлежит уплате при подаче искового заявления, а в случае подачи искового заявления имущественного характера – 70% ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы
4) заявления о пересмотре судебного решения в связи с нововыявлеными обстоятельствами 50% ставки, которая подлежит уплате при подаче искового заявления, а в случае подачи искового заявления имущественного характера – 50% ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы
5) заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины 70% ставки, которая подлежит уплате при подаче искового заявления, а в случае подачи искового заявления имущественного характера – 70% ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы
6) апелляционной и кассационной жалоб на постановление суда, заявления о присоединении к апелляционной или кассационной жалобе на постановление суда 0,05 размера минимальной заработной платы
7) заявления об обеспечении доказательств или иска 0,1 размера минимальной заработной платы
8) заявления о выдаче исполнительного документа на основании решения иностранного суда 0,1 размера минимальной заработной платы
4. За выдачу судами документов:
1) за повторную выдачу копии судебного решения 1 грн. за каждый лист копии
2) за выдачу дубликата судебного приказа и исполнительного письма 3 грн.
3) за распечатку технической записи судебного заседания 5 грн. за каждый лист текста на бумаге формата А 4
4) за выдачу в электронном виде копии технической записи судебного заседания 15 грн.
5) за изготовление копии судебного решения в случае, если лицо, которое не принимало участия в деле, если судебное решение непосредственно касается его прав, свобод, интересов или обязанностей, обращается в аппарат соответствующего суда с письменным заявлением о изготовлении такой копии согласно с Законом Украины «О доступе к судебным решениям». 1 грн. за каждый лист копии
Ст. 5 нового закона также предусматривает льготы при оплате судебного сбора.
Так, от него освобождаются:
«1) позивачі — за подання позовів про стягнення заробітної плати, поновлення на роботі та за іншими вимогами, що випливають із трудових правовідносин;
2) позивачі — за подання позовів про відшкодування шкоди, заподіяної каліцтвом або іншим ушкодженням здоров'я, а також смертю фізичної особи;
3) позивачі — за подання позовів про стягнення аліментів;
4) позивачі — за подання позовів щодо спорів, пов'язаних з виплатою компенсації, поверненням майна, або за подання позовів щодо спорів, пов'язаних з відшкодуванням його вартості громадянам, реабілітованим відповідно до Закону України «Про реабілітацію жертв політичних репресій на Україні»;
5) особи, які страждають на психічні розлади, та їх представники — за подання позовів щодо спорів, пов'язаних з розглядом питань стосовно захисту прав і законних інтересів особи під час надання психіатричної допомоги;
6) позивачі — за подання позовів про відшкодування матеріальних збитків, завданих внаслідок вчинення злочину;
7) державні органи, підприємства, установи, організації, громадські організації та громадяни, які звернулися у випадках, передбачених законодавством, із заявами до суду щодо захисту прав та інтересів інших осіб, а також споживачі — за позовами, що пов'язані з порушенням їхніх прав;
8) інваліди Великої Вітчизняної війни та сім'ї воїнів (партизанів), які загинули чи пропали безвісти, і прирівняні до них у встановленому порядку особи;
9) інваліди I та II груп, законні представники дітей-інвалідів і недієздатних інвалідів I та II груп;
10) позивачі — громадяни, віднесені до 1 та 2 категорій постраждалих внаслідок Чорнобильської катастрофи;
11) органи прокуратури — при здійсненні представництва інтересів громадян або держави в суді;
12) Антимонопольний комітет України та його територіальні відділення у справах, що вирішуються на підставі законодавства про захист економічної конкуренції та законодавства про здійснення державних закупівель;
13) Міністерство юстиції України — за подання позовів про відшкодування збитків, завданих Державному бюджету України внаслідок виконання рішень Європейського суду з прав людини, постановлених проти України;
14) позивачі — за подання позовів про уточнення списку виборців;
15) органи виконавчої влади та органи місцевого самоврядування — за подання позовів щодо спорів, пов'язаних з відчуженням земельних ділянок, інших об'єктів нерухомого майна, що на них розміщені, які перебувають у приватній власності, для суспільних потреб чи з мотивів суспільної необхідності;
16) військовослужбовці, військовозобов'язані та резервісти, які призвані на навчальні (або перевірочні) та спеціальні збори і проходять службу у військовому резерві, — за подання позовів, пов'язаних з виконанням військового обов'язку;
17) позивачі — за подання позовів про відшкодування збитків, завданих внаслідок неповернення у строки, передбачені договорами або установчими документами, грошових та майнових внесків, залучених до акціонерних товариств, банків, кредитних установ, довірчих товариств та інших юридичних осіб, які залучають кошти та майно громадян;
18) Пенсійний фонд України та його органи; органи Фонду загальнообов'язкового державного соціального страхування України на випадок безробіття, Фонду соціального страхування від нещасних випадків на виробництві та професійних захворювань України, Фонду соціального страхування з тимчасової втрати працездатності, Фонду соціального захисту інвалідів і його відділення;
19) громадські організації інвалідів (спілки та інші об'єднання громадських організацій інвалідів), їх підприємства, установи та організації, громадські організації ветеранів, їх підприємства, установи та організації — за подання позовів, з якими вони звертаються до суду;
20) органи праці та соціального захисту населення — за подання позовів щодо призначення і виплати всіх видів державної соціальної допомоги, компенсації, виплат та доплат, установлених законодавством;
21) Міністерство фінансів України, місцеві фінансові органи, Державна податкова служба України, Державна митна служба України, Державна казначейська служба України, Державна фінансова інспекція України та їх територіальні органи, Державна служба фінансового моніторингу України і Національний банк України — у справах, пов'язаних з питаннями, що стосуються повноважень цих органів».
Судебный сбор перечисляется в безналичной или наличной форме исключительно через учреждения банков или отделения связи.
За подачу исков, цена которых определяется в иностранной валюте, судебный сбор платится в гривнях с учетом официального курса гривни к иностранной валюте, установленного НБУ на день уплаты.
В случае если судебный сбор платится за подачу искового заявления в суд в размере, определенном с учетом цены иска, а установленная при этом истцом цена иска не отвечает действительной стоимости спорного имущества или если на день подачи иска невозможно установить точную его цену, размер судебного сбора предварительно определяет суд с последующей уплатой недоплаченной суммы или с возвращением суммы переплаты судебного сбора в соответствии с ценой иска, установленной судом в процессе рассмотрения дела.
В случае если размер исковых требований увеличен или предъявлены новые исковые требования, недоплаченную сумму судебного сбора необходимо уплатить до обращения в суд с соответствующим заявлением.
Если исковое заявление подано после подачи заявления о применении мер пресечения или заявления об обеспечении доказательств или иска, размер судебного сбора уменьшается на размер судебного сбора, уплаченного за подачу заявления о применении мер пресечения или заявления об обеспечении доказательств или иска.
За подачу искового заявления, которое имеет одновременно имущественный и неимущественный характер, судебный сбор платится по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного и неимущественного характера.
За подачу искового заявления о расторжении брака с одновременным разделом имущества судебный сбор взимается за расторжение брака и за раздел имущества.
За повторно поданные иски, которые раньше были оставлены без рассмотрения, судебный сбор платится на общих основаниях. В случае если сумма судебного сбора подлежала возвращению в связи с оставлением иска без рассмотрения, но не была возвращена, к повторно поданному иску приобщается первичный документ об уплате судебного сбора.
При подаче встречных исковых заявлений, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными исковыми требованиями судебный сбор уплачивается на общих основаниях.
В случае разъединения судом исковых требований судебный сбор, уплаченный за подачу иска, не возвращается и пересчет не осуществляется. После разъединения судом исковых требований судебный сбор повторно не платится.
Если иск подается одновременно несколькими истцами к одному или нескольким ответчикам, судебный сбор вычисляется с учетом общей суммы иска и платится каждым истцом пропорционально доле поданных каждым из них требований отдельным платежным документом.
Уплаченная сумма судебного сбора возвращается по постановлению суда в случае:
1) уменьшения размера исковых требований или внесения судебного сбора в большем размере, чем установлено законом;
2) возвращения заявления или жалобы;
3) отказа в открытии производства по делу;
4) оставления заявления или жалобы без рассмотрения;
5) закрытия производства по делу.
В связи со вступлением в силу закона «О судебном сборе» были внесены изменения в Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, Кодекс административного судопроизводства.
Итак, что же мы имеем после принятия этого закона?
Для обращения в суды реальная уплата в госбюджет увеличилась как минимум вдвое. А для обращения в хозяйственный суд она вообще стала заоблачной.
Посудите сами: теперь, чтобы обратиться в хозяйственный суд, необходимо будет уплатить с учетом минимальной зарплаты (состоянием на 01.01.2011 г.) не менее 1411,50 грн. (1,5 мин. зарплаты), а с 01.01.2012 г. — и того больше. И сумма судебного сбора будет постоянно расти с увеличением минимальной зарплаты.
Смоделируем ситуацию. Например, частному предпринимателю его контрагент (допустим, какое-то предприятие) задолжал 6000 грн., теперь предприниматель, чтобы обратиться за защитой своих прав в суд, должен будет сразу заплатить 1411,50 грн. А если обжаловать решение суда первой инстанции — общая сумма судебного сбора начнет увеличиваться в геометрической прогрессии, что легко подсчитать, используя приведенную таблицу.
Таким образом, если предприниматель пройдет все инстанции, то общая сумма уплаченного судебного сбора может превысить цену самого иска, что сделает бессмысленным поиск истины в судах.
Вы можете возразить, что судебные издержки в соответствии с нормами процессуального права взыскиваются с ответчиков и деньги вернутся к лицу, обратившемуся в суд. Но посмотрите, как выполняются решения наших судов, а судебный сбор надо заплатить наперед. При этом если в иске откажут, то судебный сбор не вернут вообще, даже номинально в решении суда.
Значит, данный закон в силу высокого судебного сбора ограничит огромную часть лиц в доступе к правосудию.