Где лучше всего учат лесному хозяйству?

Куда пойти учиться на лесника? Этот вопрос в Украине встает не только перед выпускниками школ и иными молодыми людьми, но и перед руководителями Гослесагентства. За годы независимости сделано ВСЁ чтобы школьники могли учиться “ближе к дому”. Один, два и даже три ВУЗа, дающих лесное образование  появились почти в каждой области.  У молодежи огромный выбор… А вот у руководителей Гослесагентсва его нет:  Львовский лесотехнический  университет  в подготовке лесных руководителей высшего ранга вне конкуренции. Тут  за три года из любого 35-50 летнего лесного чиновника “с  нулевым лесным образованием”   могут подготовить доктора лесных наук: год идет на получение диплома магистра, еще год диплома кандидата  и еще год –  доктора наук… Меня это не удивляет: ученые данного ВУЗа смогли подготовить Конституцию Земли…  После этого все остальное для них “семечки”…

Однако эта публикация не о лесном образовании в Украине. Речь пойдет о том, кто лучше всего готовит лесоводов на планете Земля…

По данным престижного рейтинга Центра оценки рейтингов университетов мира (CWRU)  за 2018 год первая десятка университетов, дающих лучшие знания в области лесного хозяйства выглядит следующим образом:

World Rank Institution Score
1 Swedish University of Agricultural Sciences 100.00
2 Oregon State University 99.43
3 University of British Columbia 95.44
4 University of Helsinki 94.16
5 University of Alberta 93.28
6 University of Québec at Montreal 87.21
7 Laval University 87.11
8 University of Melbourne 86.70
9 Wageningen University and Research Centre 86.60
10 University of California, Berkeley 86.08

Первое место занял SLU – шведский сельскохозяйственный университет, хорошо знакомый многим лесоводам Украины. Сейчас с ним тесно сотрудничает Екатерина Давиденко, – специалист по защите леса из Харькова. В десятке лучших  четыре университета из Канады, два из США и по одному из Финляндии, Голландии и Австралии. Странно, но университеты Германии и Австрии в десятку не пробились.

При создании рейтинга CWRU качество образования студентов  оценивалось на основе успехов выпускников и их востребованности на рынке труда. Кроме того, были приняты во внимание:

  • престиж преподавательского состава, обусловленный его достижениями;
  • публикации в ведущих журналах;
  • индексом цитирования в авторитетных изданиях;
  • индексом Хирша всего университета  (обобщающая оценка публикаций и цитирования)
  • получением  международных патентов.

В рейтинге 100о лучших университетов мира независимо от предметной области в перовой десятке:

World Rank Institution Location National Rank Quality of Education Alumni Employment Quality of Faculty Research Output Quality Publications Influence Citations Score
1 Harvard University USA 1 2 1 1 1 1 1 1 100
2 Stanford University USA 2 10 3 2 10 4 3 2 96.7
3 Massachusetts Institute of Technology USA 3 3 11 3 30 15 2 6 95.1
4 University of Cambridge United Kingdom 1 5 19 6 12 8 6 19 94.0
5 University of Oxford United Kingdom 2 9 25 10 9 5 7 4 93.2
6 University of California, Berkeley USA 4 7 52 5 18 12 4 8 92.5
7 Princeton University USA 5 4 15 4 146 99 28 27 91.9
8 Columbia University USA 6 16 13 8 20 14 10 10 91.4
9 California Institute of Technology USA 7 1 200 7 127 81 13 31 91.0
10 University of Chicago USA 8 13 22 9 39 22 18 10 9

В десятке только университеты США и Англии. Должен отметить что ни одного украинского университета среди представленной тысячи  нет.

В перечне стран для которых рассчитывались рейтинги Украина также отсутствует, хотя там есть и Россия (в рейтинг вошли 5 ВУЗов: МГУ -126, С-ПГУ -541, Физтех Баумана -556, Новосибирский ГУ- 595, МИФИ – 733), и Румыния, и Пакистан, и Уганда… Впрочем для меня это совершенно не удивительно… В Украине в науке и образовании действует  cобственная  парадигма : мы пытаемся брать не качеством, а  количеством… Выпускаем конечно глупеньких, но до  х.., т.е. очень много.

Здесь было бы уместно привести рейтинг 26-28 ВУЗов готовящих лесных специалистов в Украине, но у меня нет данных, а  у многочисленных лесных академиков страны, – даже самых академичных,   к этому нет никакого интереса, так как к процессу “размножения лесных ВУЗов” и “лесных ученых” они сами имеют прямое отношение: это их побочный заработок.

Чтобы сделать заметку интересной не только для лесоводов приведу десятку университетов, готовящих лучших специалистов по защите биоразнообразия и использованию материалов из древесины.

Охрана биоразнообразия

BIODIVERSITY CONSERVATION

World Rank Institution Score
1 University of Queensland 100.00
2 James Cook University 96.68
3 University of California, Davis 93.32
4 University of Oxford 92.79
5 University of California, Berkeley 91.81
6 University of Cambridge 91.53
7 Swedish University of Agricultural Sciences 90.64
8 University of British Columbia 90.02
9 University of Florida 89.55
10 Colorado State University 89.22

Обратите внимание, в нем много пересечений со списком лучших лесных университетов, что говорит о тесной связи научных направлений, чего к сожалению не понимают в Украине.

Науки о материалах. Бумага и древесина

MATERIALS SCIENCE, PAPER & WOOD

World Rank Institution Score
1 South China University of Technology 100.00
2 Beijing Forestry University 95.41
3 Nanjing Forestry University 92.17
4 Northeast Forestry University 89.99
5 Putra University, Malaysia 88.07
6 Aalto University 87.52
7 North Carolina State University 84.48
8 University of Science, Malaysia 78.91
9 University of Tokyo 77.75
10 Kyoto University 77.02
10 Royal Institute of Technology 77.02

В этой номинации  полное доминирование  университетов из Азии:  4 из Китая, 2 из Малазии, 2 из Японии. В список чисто прошел только один университет из Европы (Финляндия) и один из  Северной Америки (США). Второй европейский ВУЗ – Королевский технологический институт Швеции “прополз” в список разделив 10 место с Котским Университетом из Японии.

4 коментаря

  • Миша!

    Да Швеция заняла первое место – я имел в виду, что Германия и Финляндия на том же уровне. Мне один фин – лесовод в Женеве говорил, что скоро самая лучшая подготовка по лесному хозяйству скоро останется только в Украине – так как в Европе идет полная переориентация с timber management на ecosystem management – хотя ты помнишь у Зассе немцы говорили, что правительство требует от них прибыльности. – никаких дотаций. При этом маленькие лесные фермеры очень страдают – но все постепенно налаживается там и перестраивается в целостную систему – на любой товар – экосистемные сервисы или дрова. – есть покупатель и механизмы.

    Касательно НУБиП я уже писал – за 5 лет учебы мы не можем привить студентам основные цели и ценности устойчивого управления лесами – это для них абстракция. У студентов есть четкое понимание какие специалисты нужны среднему лесхозу – мы только выполняем заказ отрасли. Если отрасль захочет управленцев – природными ресурсами для зеленой экономики или менеджеров интегрированной охраны лесов / ландшафтов от пожаров или специалистов по управлению лесами с целью повышения качества водных ресурсов – нет проблем. На данный момент такого запроса нет ни от студентов ни от правительства. Я в конце лекции спрашиваю есть ли вопросы и их традиционно нет – значит студенты не очень в теме. В Штатах – эти вопросы сыпятся всю лекцию – по ходу и лекция выглядит как дискуссия или брейнсторм. Я понимаю наших студентов – зачем бороться за знания если это только испортит твою карьеру. Зачем нужны навыки анализа – если его результаты не востребованы / кроме финансовой успешности предприятия. О каких лесохозяйственных стратегиях может идти речь на 50-70 лет – если есть “прекрасная” технология сплошных рубок и посадки культур – в которые как в прокрустово ложе загоняются все ТЛУ – лес кричит и стонет от такого насилия – что мы четко видим, но его мнением никто не интересуется. В конце концов – лес как прагматичное сообщество просто формируется таким какие созданы условия – это как дети в детдоме – базовые вещи есть – питание крыша, но личность часто не развивается. Когда студенты захотят увидеть личность в насаждении – мы им поможем. Все таки школа есть – как ни говори.

    Олегу отвечу обязательно

  • Для Zibtsev: Сергей,

    • Ты ошибся Швеция (SLU) заняла первое место;
    • В рейтинге оценивается не уровень образования в стране, а ВУЗы в индивидуальном зачете. Именно в этом я вижу  объяснение того, что в рейтинг не попали ВУЗы Германии: их много и они спецтиализированы. Лесной авторитет Финляндии, по-моему, базируется скорее на работах НИИ, чем университетах.
    • Очень понравилась вторая часть Твоей фразы ” переквалифицировались на лесную экологию и управление лесами как частью ландшафтов” . Я бы добавил ещё “лесную глобалистику”, что связано с лесной экологией, но много шире;
    • Интересно, как Ты оцениваешь в этих координатах НУБиП
    • Если можно ответь Олегу Листопад на вопрос о состоянии работы над  законопроектом по пожарам + ссылка на текст проекта и дополняющие его документы, если они уже есть.

     

     

  • Удивительно что не попали фины. Швеция, Финляндия и Германия – там еще учат настоящему лесоводству – то есть экономически обоснованному и экологически сбалансированному управлению лесами в интересах как местного населения так и государства – остальные переквалифицировались на лесную экологию и управление лесами как частью ландшафтов

  • Мнение по этому поводу уважаемого Алексея Ярошенко можно прочитать по следующей ссылке:

    http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=23399&view=unread&sid=ad4d41a90a0763da0eaf753b7aac52c5#unread

    В дополнение сообщаю, что материалы из раздела “новости” вызвавшие повышенный интерес, то есть набравшие более 200 просмотров за сутки в выходной и 300 в рабочий день мы будем переносить в раздел “статьи”.

    По ходу дела добавляю очень содержательный комментарий к рейтингам, размещенный на Лесном форуме Гринпис России:

    Hornbeam: “По моему субъективному мнению (оно настолько же субъективно, как и приведенные рейтинг), лучшим безусловно являются SLU. Но эта лучшесть для студентов очень зыбкая.
    К сожалению, мне совсем неизвестны лесные ВУЗы американского континента. Но судя по публикациям, там иной подход к лесному хозяйству.
    В Европе очень сильным лесотехнический и ВУЗами помимо SLU являются:
    Университет Падью (Италия)
    Университет Восточной Карелии (Финляндия)
    Университет имени Менделя (Чехия)
    Белградский университет (Сербия)
    Ванингенский университет (Нидерланды)”

Comments are closed.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.