Куда пойти учиться на лесника? Этот вопрос в Украине встает не только перед выпускниками школ и иными молодыми людьми, но и перед руководителями Гослесагентства. За годы независимости сделано ВСЁ чтобы школьники могли учиться “ближе к дому”. Один, два и даже три ВУЗа, дающих лесное образование появились почти в каждой области. У молодежи огромный выбор… А вот у руководителей Гослесагентсва его нет: Львовский лесотехнический университет в подготовке лесных руководителей высшего ранга вне конкуренции. Тут за три года из любого 35-50 летнего лесного чиновника “с нулевым лесным образованием” могут подготовить доктора лесных наук: год идет на получение диплома магистра, еще год диплома кандидата и еще год – доктора наук… Меня это не удивляет: ученые данного ВУЗа смогли подготовить Конституцию Земли… После этого все остальное для них “семечки”…
Однако эта публикация не о лесном образовании в Украине. Речь пойдет о том, кто лучше всего готовит лесоводов на планете Земля…
По данным престижного рейтинга Центра оценки рейтингов университетов мира (CWRU) за 2018 год первая десятка университетов, дающих лучшие знания в области лесного хозяйства выглядит следующим образом:
World Rank | Institution | Score |
---|---|---|
1 | ![]() |
100.00 |
2 | ![]() |
99.43 |
3 | ![]() |
95.44 |
4 | ![]() |
94.16 |
5 | ![]() |
93.28 |
6 | ![]() |
87.21 |
7 | ![]() |
87.11 |
8 | ![]() |
86.70 |
9 | ![]() |
86.60 |
10 | ![]() |
86.08 |
Первое место занял SLU – шведский сельскохозяйственный университет, хорошо знакомый многим лесоводам Украины. Сейчас с ним тесно сотрудничает Екатерина Давиденко, – специалист по защите леса из Харькова. В десятке лучших четыре университета из Канады, два из США и по одному из Финляндии, Голландии и Австралии. Странно, но университеты Германии и Австрии в десятку не пробились.
При создании рейтинга CWRU качество образования студентов оценивалось на основе успехов выпускников и их востребованности на рынке труда. Кроме того, были приняты во внимание:
- престиж преподавательского состава, обусловленный его достижениями;
- публикации в ведущих журналах;
- индексом цитирования в авторитетных изданиях;
- индексом Хирша всего университета (обобщающая оценка публикаций и цитирования)
- получением международных патентов.
В рейтинге 100о лучших университетов мира независимо от предметной области в перовой десятке:
World Rank | Institution | Location | National Rank | Quality of Education | Alumni Employment | Quality of Faculty | Research Output | Quality Publications | Influence | Citations | Score |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Harvard University | USA | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 100 |
2 | Stanford University | USA | 2 | 10 | 3 | 2 | 10 | 4 | 3 | 2 | 96.7 |
3 | Massachusetts Institute of Technology | USA | 3 | 3 | 11 | 3 | 30 | 15 | 2 | 6 | 95.1 |
4 | University of Cambridge | United Kingdom | 1 | 5 | 19 | 6 | 12 | 8 | 6 | 19 | 94.0 |
5 | University of Oxford | United Kingdom | 2 | 9 | 25 | 10 | 9 | 5 | 7 | 4 | 93.2 |
6 | University of California, Berkeley | USA | 4 | 7 | 52 | 5 | 18 | 12 | 4 | 8 | 92.5 |
7 | Princeton University | USA | 5 | 4 | 15 | 4 | 146 | 99 | 28 | 27 | 91.9 |
8 | Columbia University | USA | 6 | 16 | 13 | 8 | 20 | 14 | 10 | 10 | 91.4 |
9 | California Institute of Technology | USA | 7 | 1 | 200 | 7 | 127 | 81 | 13 | 31 | 91.0 |
10 | University of Chicago | USA | 8 | 13 | 22 | 9 | 39 | 22 | 18 | 10 | 9 |
В десятке только университеты США и Англии. Должен отметить что ни одного украинского университета среди представленной тысячи нет.
В перечне стран для которых рассчитывались рейтинги Украина также отсутствует, хотя там есть и Россия (в рейтинг вошли 5 ВУЗов: МГУ -126, С-ПГУ -541, Физтех Баумана -556, Новосибирский ГУ- 595, МИФИ – 733), и Румыния, и Пакистан, и Уганда… Впрочем для меня это совершенно не удивительно… В Украине в науке и образовании действует cобственная парадигма : мы пытаемся брать не качеством, а количеством… Выпускаем конечно глупеньких, но до х.., т.е. очень много.
Здесь было бы уместно привести рейтинг 26-28 ВУЗов готовящих лесных специалистов в Украине, но у меня нет данных, а у многочисленных лесных академиков страны, – даже самых академичных, к этому нет никакого интереса, так как к процессу “размножения лесных ВУЗов” и “лесных ученых” они сами имеют прямое отношение: это их побочный заработок.
Чтобы сделать заметку интересной не только для лесоводов приведу десятку университетов, готовящих лучших специалистов по защите биоразнообразия и использованию материалов из древесины.
Охрана биоразнообразия
BIODIVERSITY CONSERVATION
World Rank | Institution | Score |
---|---|---|
1 | ![]() |
100.00 |
2 | ![]() |
96.68 |
3 | ![]() |
93.32 |
4 | ![]() |
92.79 |
5 | ![]() |
91.81 |
6 | ![]() |
91.53 |
7 | ![]() |
90.64 |
8 | ![]() |
90.02 |
9 | ![]() |
89.55 |
10 | ![]() |
89.22 |
Обратите внимание, в нем много пересечений со списком лучших лесных университетов, что говорит о тесной связи научных направлений, чего к сожалению не понимают в Украине.
Науки о материалах. Бумага и древесина
MATERIALS SCIENCE, PAPER & WOOD
World Rank | Institution | Score |
---|---|---|
1 | ![]() |
100.00 |
2 | ![]() |
95.41 |
3 | ![]() |
92.17 |
4 | ![]() |
89.99 |
5 | ![]() |
88.07 |
6 | ![]() |
87.52 |
7 | ![]() |
84.48 |
8 | ![]() |
78.91 |
9 | ![]() |
77.75 |
10 | ![]() |
77.02 |
10 | ![]() |
77.02 |
В этой номинации полное доминирование университетов из Азии: 4 из Китая, 2 из Малазии, 2 из Японии. В список чисто прошел только один университет из Европы (Финляндия) и один из Северной Америки (США). Второй европейский ВУЗ – Королевский технологический институт Швеции “прополз” в список разделив 10 место с Котским Университетом из Японии.
4 коментаря
Zibtsev
Миша!
Да Швеция заняла первое место – я имел в виду, что Германия и Финляндия на том же уровне. Мне один фин – лесовод в Женеве говорил, что скоро самая лучшая подготовка по лесному хозяйству скоро останется только в Украине – так как в Европе идет полная переориентация с timber management на ecosystem management – хотя ты помнишь у Зассе немцы говорили, что правительство требует от них прибыльности. – никаких дотаций. При этом маленькие лесные фермеры очень страдают – но все постепенно налаживается там и перестраивается в целостную систему – на любой товар – экосистемные сервисы или дрова. – есть покупатель и механизмы.
Касательно НУБиП я уже писал – за 5 лет учебы мы не можем привить студентам основные цели и ценности устойчивого управления лесами – это для них абстракция. У студентов есть четкое понимание какие специалисты нужны среднему лесхозу – мы только выполняем заказ отрасли. Если отрасль захочет управленцев – природными ресурсами для зеленой экономики или менеджеров интегрированной охраны лесов / ландшафтов от пожаров или специалистов по управлению лесами с целью повышения качества водных ресурсов – нет проблем. На данный момент такого запроса нет ни от студентов ни от правительства. Я в конце лекции спрашиваю есть ли вопросы и их традиционно нет – значит студенты не очень в теме. В Штатах – эти вопросы сыпятся всю лекцию – по ходу и лекция выглядит как дискуссия или брейнсторм. Я понимаю наших студентов – зачем бороться за знания если это только испортит твою карьеру. Зачем нужны навыки анализа – если его результаты не востребованы / кроме финансовой успешности предприятия. О каких лесохозяйственных стратегиях может идти речь на 50-70 лет – если есть “прекрасная” технология сплошных рубок и посадки культур – в которые как в прокрустово ложе загоняются все ТЛУ – лес кричит и стонет от такого насилия – что мы четко видим, но его мнением никто не интересуется. В конце концов – лес как прагматичное сообщество просто формируется таким какие созданы условия – это как дети в детдоме – базовые вещи есть – питание крыша, но личность часто не развивается. Когда студенты захотят увидеть личность в насаждении – мы им поможем. Все таки школа есть – как ни говори.
Олегу отвечу обязательно
popkov
Для Zibtsev: Сергей,
Zibtsev
Удивительно что не попали фины. Швеция, Финляндия и Германия – там еще учат настоящему лесоводству – то есть экономически обоснованному и экологически сбалансированному управлению лесами в интересах как местного населения так и государства – остальные переквалифицировались на лесную экологию и управление лесами как частью ландшафтов
popkov
Мнение по этому поводу уважаемого Алексея Ярошенко можно прочитать по следующей ссылке:
http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=23399&view=unread&sid=ad4d41a90a0763da0eaf753b7aac52c5#unread
В дополнение сообщаю, что материалы из раздела “новости” вызвавшие повышенный интерес, то есть набравшие более 200 просмотров за сутки в выходной и 300 в рабочий день мы будем переносить в раздел “статьи”.
По ходу дела добавляю очень содержательный комментарий к рейтингам, размещенный на Лесном форуме Гринпис России:
Hornbeam: “По моему субъективному мнению (оно настолько же субъективно, как и приведенные рейтинг), лучшим безусловно являются SLU. Но эта лучшесть для студентов очень зыбкая.
К сожалению, мне совсем неизвестны лесные ВУЗы американского континента. Но судя по публикациям, там иной подход к лесному хозяйству.
В Европе очень сильным лесотехнический и ВУЗами помимо SLU являются:
Университет Падью (Италия)
Университет Восточной Карелии (Финляндия)
Университет имени Менделя (Чехия)
Белградский университет (Сербия)
Ванингенский университет (Нидерланды)”
Comments are closed.