Туристическая отрасль находится на пороге нового активного сезона. К нему готовятся компании, санатории, базы отдыха, туристические комплексы. Не остаются в стороне и объекты агроэкотуризма.
О перспективах и новинках в этой сфере рассказала руководитель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь во время пресс-конференции, посвященной лету-2019.
Пользуясь случаем, мы попросили ее ответить на несколько вопросов.
– Заслуги отечественного агротуризма неоспоримы. Сегодня это направление в тренде…
– И это действительно так. Ежегодно российский журнал National Geographic Traveler проводит конкурс на лучшее направление в туризме. Традиционно в этом престижном состязании участвует и Беларусь, представляя свои достижения в номинации «Агротуризм».
В прошлом году за нашу страну проголосовало 50% читателей, и это убедительная победа. В этой же номинации были представлены Бразилия, Италия, Китай и США. В результате Беларусь набрала 50%в голосов – и стала лучшей страной для агротуризма.
Два года назад Беларусь уже выходила в лидеры в номинации «Агротуризм» по версии этого журнала. Мне кажется, это вполне заслуженно. В нынешнем году отечественному агротуризму исполнится 17 лет, и можно утверждать, что направление растет как количественно (в стране более 2 300 усадеб), так и качественно.
– Тем не менее, на лаврах почивать рановато?
– Да, нельзя останавливаться на достигнутом, нужно двигаться вперед. И для этого необходимо внедрять какие-то новые формы работы, инновации, чтобы не образовался застой.
К примеру, в нынешнем сезоне мы выступаем с новой инициативой, где хозяева агроусадеб будут ездить друг к другу в гости. Мы делаем это с целью укрепить нашу команду, корпоративный дух, помочь хозяевам вдохновиться, поддержать их энтузиазм. Многие хозяева у себя на усадьбах делают уникальные вещи, но зачастую коллеги об этом не знают. И мы хотим, чтобы они делились опытом, общались, перенимали что-то новое, знакомились друг с другом.
Первый наш выезд состоялся 15 апреля. Около 20 хозяев усадеб практически из всех регионов Беларуси выехали на усадьбы, которые входят в кластер «Велесов шлях». Это была незабываемая поездка. Мы побывали на усадьбах «Медвежий угол», «Утрина» и «Заповедный остров». И на каждой есть чему поучиться, все они отличаются какими-то своими фишками, находками…
Кроме того, такие поездки – это не только эмоциональный толчок, но и своеобразная платформа для обсуждения насущных проблем.
– Куда отправитесь в следующий раз?
– Мы получили приглашение навестить усадьбы, входящие в кластер «Мухавецька кумора», что в Кобринском районе.
– С какой периодичностью будут осуществляться такие выезды?
– Планируем ездить один раз в месяц-полтора. Причем, обязательно в будние дни, чтобы не мешать приему туристов.
– Валерия Анатольевна, Вы неоднократно говорили, что можно превратить Беларусь в подобие Италии, которая славится своим агротуризмом. Что нужно сделать для этого?
– Для этого необходимо несколько составляющих, в том числе:
- не менять условия игры, то есть оставить неизменным то правовое поле, которое сегодня существует;
- обучать хозяев вновь открывающихся усадеб, в том числе английскому языку;
- создавать кластеры (сегодня в Беларуси два реально действующих кластера: «Воложинские гостинцы» и «Муховецька кумора». И этого явно недостаточно);
- наладить отношения с туроператорами;
- работать на имидж страны;
- сертифицировать усадьбы.
– Неоднократно приходилось слышать критику в адрес агроусадеб, которые не могут или не хотят налаживать взаимодействие с туроператорами. Как будет развиваться сотрудничество в нынешнем сезоне?
– Да, действительно, не все в отношениях туроператоров и усадеб было гладко. Но мы решили начать взаимное сотрудничество пока с одной компанией, и пригласили сотрудников туроператора «Виаполь» побывать в усадьбах Воложинского района. На мой взгляд, получилось отлично. В ходе поездки удалось снять какие-то шероховатости, детали, мешавшие сотрудничеству. Мне кажется, что сотрудники компании прониклись идеей не только отправлять туристов по маршруту «Воложинские гостинцы», но и включать посещение усадеб в программы в качестве украшения. Опыт показал, что подобные визиты оставляют наиболее приятные вспоминания и впечатления у туристов.
– Одним из самых популярных мероприятий в прошлые годы был «День открытых дверей» на агроусадьбах. Планируется ли такой день в нынешнем сезоне?
– Да, мы обязательно его проведем. Сейчас занимаемся сбором информации с мест. Даты уже известны: 28-29 июня.
– Традиционно двери сельских усадеб открывались в мае…
– Мы перенесли время проведения этого мероприятия, чтобы приурочить День открытых дверей ко Вторым Европейским играм.
– До начала игр осталось немного времени. Насколько активно идет бронирование усадеб туристами, которые приедут на эти спортивные состязания?
– Бронирование идет. Особенно это ощущается по усадьбам Минской области. Но насколько в конечном итоге усадьбы будут востребованы, сейчас сказать сложно. Будем ждать начала игр.
– Спасибо за беседу!