В конце декабря Беларусь впервые посетила директор глобальной сети FSC Лиске Ван Сантен. Если коротко, это человек, который принимает стратегические решения по развитию сети FSC в мире. Она провела переговоры в Министерстве лесного хозяйства, концерне «Беллесбумпром», побывала на Белорусской универсальной товарной бирже и в БГТУ. В конце визита Лиске Ван САНТЕН дала эксклюзивное интервью корреспонденту «БЛГ».
— Госпожа Лиске, Беларусь — одна из 80 стран, входящих в глобальную сеть FSC. План действий у вас для каждой страны свой?
— Есть три основных вещи, которые я для себя отметила в ходе визита в вашу страну. Важнейшим шагом сейчас является разработка национального стандарта для Беларуси. А во-вторых, важно найти способ донести до аудитории идею, заложенную в национальном стандарте. Я имею в виду специалистов, которые будут работать с документом в лесу, и, конечно, важно донести идею до широких масс. И в-третьих, необходимо провести еще много работы для того, чтобы довести информацию о том, какие бонусы могут получать при работе с FSC различные заинтересованные стороны, скажем, производители мебели или другой продукции.
— Но бонусами нужно еще научиться пользоваться. В чем может быть участие в этом процессе глобальной сети FSC?
— Поскольку мы являемся международной организацией, нам важно объединить различные стороны, то есть тех, кто хочет покупать продукцию только с лейблом FSC, и тех, кто может ее произвести. Как я поняла из проведенных встреч в Беларуси, заинтересованные стороны не всегда находят понимание. Поэтому наша задача в том, чтобы их объединить. К примеру, значительная часть экспорта продукции лесопромышленного комплекса Беларуси нацелена на одну или несколько стран, к примеру на Россию. Но есть большой перечень стран, таких как Великобритания, Франция или США, которые импортируют достаточно большой перечень продукции, производимой в Беларуси. Используя FSC как маркетинговый механизм, можно построить деловые связи без каких-либо дополнительных посредников. То есть помочь найти им друг друга.
— В мировой практике инициатором сертификации лесов чаще всего выступает бизнес, поскольку есть интерес расширения рынков сбыта. В Беларуси сертификация лесов проводилась по инициативе государства, в частности Министерства лесного хозяйства. Учитывая эту ситуацию, будут ли работать стандартные механизмы работы вашей организации, применяемые в мире, или для Беларуси нужен какой-то особый подход?
— Кардинально отличающиеся условия в различных странах — одна из главных сложностей в нашей работе. И даже если взять ваших ближайших соседей, мы видим нестабильную политическую ситуацию, и в каждой стране особенности свои. Но главная цель состоит в том, чтобы, несмотря на значительные отличия между странами, в итоге мы получали конечный продукт с логотипом FSC, одинаковый во всем мире. И чтобы лес никогда не становился разменной монетой, игрушкой в чьих-то руках. Конечно, для этого нужно искать какие-то индивидуальные подходы.
— Для Беларуси некоторые требования международной лесной сертификации менее актуальны. К примеру, усиленная борьба с незаконными рубками, поскольку их практически нет. В связи с этим будет ли повышено внимание к каким-то другим аспектам лесной сертификации?
— В Беларуси около 93 процентов лесов сертифицировано по системе FSC, и может показаться, что делать в этом направлении больше нечего. Но FSC — это не только подтверждение легальности происхождения древесины, задача еще и в том, чтобы предоставить конечному потребителю возможность выбрать путь к устойчивому развитию. И когда мы говорим о конечном потребителе, то не имеем в виду человека, скажем в Германии, решившего приобрести товар с логотипом FSC. А скорее о чувстве собственного достоинства и понимании того, что у нас это тоже есть и мы можем следовать принципам устойчивого развития. И для Беларуси еще важно наведение мостов, связей между различными ведомствами и заинтересованными сторонами. Потому что не всегда есть взаимопонимание. Это то, над чем стоит работать.
— Во время визита в Беларусь у вас не сложилось впечатление, что, несмотря на довольно большие, по европейским меркам, лесные ресурсы, в нашей стране мало используется древесина в интерьерах даже «лесных» офисов, которые вы посещали?
— Да, это так. Я нигде не увидела широкого применения древесины. Но так и во многих других странах. Даже у нас в секретариате FSC в Бонне (Германия. — Прим. автора) вы не найдете большого количества изделий из древесины. Да, у нас есть столы и стулья, сделанные из FSC-сертифицированной древесины. Но в офисе меня тоже часто посещает мысль, что чего-то не хватает, есть куда развиваться в плане обустройства интерьера с применением природных материалов.
— Очень приятно видеть любовь к древесине в таких странах, к примеру, как Словения, Швеция, Финляндия, где огромное количество элементов интерьера сделано из дерева…
— Да, я согласна, это действительно здорово.
— Политика FSC как-то затрагивает вопросы популяризации использования древесины или только ее легального использования?
— Во многих странах, с которыми мы работам, активно поддерживают и продвигают массовое использование древесины. В частности, при строительстве зданий. Причем не только при составлении архитектурных проектов, поскольку архитекторы очень любят использовать древесину, но и непосредственно при строительстве. Я считаю, что это очень здорово, когда ты можешь видеть здание, полностью построенное из древесины как в Европе, так и в США. Это так называемые зеленые здания. Им присваивается экологический рейтинг, при формировании которого учитывается не только, скажем, класс энергоэффективности, но и использование сертифицированной древесины. Таким образом стимулируется использование продукции лесного происхождения.
— Международная лесная сертификация постоянно развивается, меняются критерии и подходы. Какие нововведения ожидают в 2019 году?
— Действительно, есть некоторые мировые тенденции, которые будут применимы ко всем странам, в том числе и к Беларуси. Во-первых, требования Международной организации труда будут всё больше имплементироваться в требованиях FSC. К примеру, равенство мужчин и женщин. Я сталкиваюсь с тем, что эта проблема существует, но не везде ее признают. Если ты не осознаешь проблему, то и не будешь знать, как ее решать. И второй тренд — это контроль, основанный на рисках. В настоящее время ситуация такова — аудиторы работают везде по одной и той же схеме. Не важно, куда они приехали — в Россию или Гондурас, аудит проходит с использованием одних и тех же правил и требований. Хотелось бы, чтобы национальные представители FSC составляли список рисков, характерных для стран, где они работают. И тогда, приезжая в эту страну, понимаешь, какова ситуация, чего мы хотим достичь и с какими проблемами придется столкнуться. Вполне возможно, появится какой-то новый документ, может быть, список национальных особенностей и рисков. И его будут принимать во внимание при проведении аудитов.
— В последнее время можно заметить, что логотип FSC ставится не только непосредственно на лесной продукции, но и на элементах товаров из других материалов. К примеру, на деревянной отделке автомобилей, бумажной упаковке. Это тоже новый тренд?
— Бренд FSC — это уже готовый лейбл, который можно использовать при формировании своей маркетинговой политики. Есть определенные примеры, как компании могут его использовать. К примеру, когда при проведении закупок приоритет отдается поставщикам, имеющим сертификат FSC. Если говорить о парфюмерной отрасли, один из швейцарских производителей придумал новый ход для продвижения своей продукции. Он стал использовать упаковку из сертифицированной бумаги. И в данном случае даже не важно, будет на конечном продукте нанесен логотип FSC — главное, что закупка произведена из сертифицированного источника. Что касается такого всемирно известного бренда, как Nestle, они используют не только FSC-сертифицированную бумажную упаковку, но и сертифицированные какао-бобы. Я предполагаю, такой тренд будет иметь развитие и в дальнейшем.
— К слову, «Белорусская лесная газета» выпускается на бумаге, сертифицированной по системе FSC.
— Это здорово, значит, вы в мировом тренде! (Смеется. — Прим. автора.) Кстати, у сети супермаркетов Lidl в Германии есть сертификат FSC, и они размещают его на своих рекламных листовках со скидками, купонами и так далее. И представьте, что за прошлый год таких листовок было выпущено 9 миллиардов копий!
— Наш разговор проходит в преддверии праздников, не могу не задать вам новогодний вопрос. В вашей семье есть традиция наряжать новогоднее дерево?
— Конечно, в моей семье есть такая традиция. Но если честно, у меня нет конкретной философии на этот счет. В этом году я просто отправила мужа в Leroy Merlin с уверенностью в том, что он обязательно там купит что-нибудь подходящее. Так и произошло. И, кстати, сеть магазинов Leroy Merlin имеет сертификат FSC. И это хороший пример того, как люди могут просто пойти в магазин за покупками и сказать себе: «Вау! Я действительно сделал что-то хорошее, купив продукцию производителей, которые ответственно относятся к лесам!» И мне кажется, чем больше таких ответственных компаний будет заходить на рынок Беларуси, тем больше будет появляться возможностей для развития принципов FSC. Когда есть такой заинтересованный ритейлер, можно предложить ему свою сертифицированную продукцию, и таким образом происходит распространение идей устойчивого развития.
— А вы ставите натуральную ель или искусственную? В белорусском обществе пока нет единого мнения, что лучше для природы. Интересно ваше мнение.
— Лично я — за натуральное дерево. Но я также могу понять людей, которые, возможно, из-за недостаточной информации боятся купить живую новогоднюю ёлку, потому что они не знают, откуда ее привезли и каково ее происхождение. И возможно, есть смысл в том, чтобы купить одно дерево, которое будет служить тебе верой и правдой 20 лет. Я не говорю, про некачественные ели, которые осыплются через пару лет. Но хорошо, что белорусы задумываются над выбором, это значит, что их волнует ответственное отношение к окружающему миру.
— Спасибо за интересную беседу!
