Активисты борьбы с коррупцией в Киеве в октябре 2016 года играют на словах trusi, которые по-украински означают как «нижнее белье», так и «трусы» в демонстрации против высокопоставленных государственных чиновников, которые отказываются раскрывать свои финансовые активы. Фото: Кристофер Миллер (RFE / RL).
Недавно на сайте Chatham House, где за 10 дней до этого украинский вопрос рассматривался на 28 форуме по управлению лесами, в части посвященной нелегальным лесозаготовкам и теневому обороту древесины, появилась интересная научно-исследовательская работа, название которой вынесено в заголовок. Пока отчет доступен на английском…Впрочем я ещё не искал. Ниже резюме и ссылка для скачивания. М.П.
Резюме
- Начиная с 2014 года Украина провела значительные реформы по борьбе с коррупцией в общественной жизни. До сих пор был достигнут больший успех в ограничении возможностей для коррупции, чем в привлечении коррумпированных чиновников к ответственности.
- Коррупция является симптомом плохой системы управления в стране, а не причиной ее. Решающий прорыв потребует открытия политической системы для большего количества участников, создания большей конкуренции и создания авторитетных институтов для поддержки верховенства закона.
- Успехи в борьбе с коррупцией включают в себя очистку «Нафтогаза» и реформы административных служб, банковского дела, патрульной полиции, закупок и налогообложения. Децентрализация также создает новые возможности для граждан привлекать местные власти к ответственности за управление местными государственными ресурсами.
- Не хватает прогресса в таких приоритетных областях, как таможня, дерегулирование, приватизация, демонополизация и реформа государственного управления. Расходы на оборону особенно непрозрачны. Схемы коррупции остаются нетронутыми в некоторых секторах энергетики. Важен также пересмотр государственной службы.
- Реформы правоохранительных органов идут медленно, если вообще. Еще слишком рано говорить о том, приведет ли судебная реформа к улучшению функционирования судов из-за глубокой основной культуры коррупции в судебной системе.
- Недавно созданному Национальному бюро по борьбе с коррупцией еще предстоит добиться высокопоставленного обвинения из-за влияния корыстных интересов над судебной властью. Эта ситуация должна измениться к лучшему после образования Высшего антикоррупционного суда, но, вероятно, существует риск избирательного правосудия.
- Карательные меры сами по себе могут лишь иметь ограниченное влияние на сокращение коррупции. Они должны быть частью устойчивой и всеобъемлющей стратегии по сокращению пространства для коррупционной практики и открытию политической и экономической системы для усиления конкуренции. Это требует демонополизации политики и поощрения украинских силовых групп к принятию новых правил игры.
- Граждане осуждают коррупцию на высоком уровне, но считают мелкую коррупцию оправданным злом. Это восприятие необходимо изменить, и граждане должны принять на себя ответственность за ограничение масштабов коррупции.
Скачать отчет можно ЗДЕСЬ