Свести к минимуму случаи недоруба при разработке делянки на условиях аренды, оптимизировать ограничения и запреты на лесопользование в границах ООПТ, а также обсудить обоснованность выставления счетов лесхозам за выезд пожарных машин МЧС и тушение пожаров. На минувшей неделе в Минлесхозе рабочая группа обсудила предложения по внесению изменений в Лесной кодекс Республики Беларусь.
Если взялся рубить — держи обещание
Первое, на что обратили внимание члены рабочей группы — представители Минлесхоза и Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы, это пункт 11 статьи 71. Речь идет о правилах предоставления отсрочки на проведение рубок и вывозку древесины. Предлагается вторую часть этого пункта исключить, четвертую часть изложить в новой редакции:
«За предоставление отсрочки на проведение рубок леса и (или) вывозку древесины лесопользователь уплачивает пеню в размере 1,5 % стоимости древесины на корню, отпущенной по лесорубочному билету, ордеру за каждый месяц отсрочки. При этом период отсрочки исчисляется месяцами, а количество календарных дней в месяце принимается равным 30».
Заместитель начальника управления лесного хозяйства Минлесхоза Виктор ЗВЕРТОВСКИЙ:
— Мы предлагаем, чтобы лесопользователь в случае отсрочки, независимо от того, какое количество древесины он разработал, платил пеню в размере 1,5 % от всего объема леса, выписанного по разрешительному документу. Эта норма исключит необходимость проверки соответствия количества недорубленной древесины и обеспечит своевременное лесовосстановление на таких участках. При этом исключаются затраты на проведение повторного обмера.
Председатель Постоянной комиссии Татьяна КОНОНЧУК:
— Согласна, этот пункт необходим, но нужно обсудить ценовую составляющую этих 1,5 %. Если бы на примере посмотреть, какой процент остается не вырубленным на том участке, который выделен в аренду. Например, 30 % невырубленного объема и 1,5 % пени. Может быть, этого много?
Первый заместитель министра лесного хозяйства Александр КУЛИК:
— У лесозаготовителей часто происходит так: глазами готов всё съесть, а сил и средств не хватает. Зачастую они берут лесосеку, платят таксовую стоимость и заготавливают лишь половину. Дальше частнику становится выгоднее платить за продление лесорубочного билета. Но тогда специалисты лесхоза должны определить, сколько древесины осталось на корню. И опять мастер леса приходит на лесосеку и заново выполняет никому не нужную работу. Пусть лесозаготовители берут ровно столько, сколько они в силах освоить. Для добросовестных заготовителей это положение никакой роли не сыграет.
Заместитель председателя Постоянной комиссии Алла НАУМЧИК:
— Это не напряженный процент, но социально ощутимый. Он хотя бы будет стимулировать лесопользователей держать обещание.
Рубки в ООПТ
Новая редакция Лесного кодекса предполагает также изменения в статье 19 Лесного кодекса Республики Беларусь, которые исключат из оборота значительную площадь лесов. Так, по данным лесоустройства, объем проведения сплошных рубок главного пользования в особо охраняемых природных территориях за ревизионный период составляет почти 3 млн кубометров (ежегодный объем — 296 тыс. кубометров). И их планируется запретить.
В этой связи предлагается пункт 1 статьи 19 Лесного кодекса оставить в действующей редакции.
Виктор ЗВЕРТОВСКИЙ:
— По желанию общественности предлагалось запретить проведение рубок главного пользования на ООПТ. Согласно действующей редакции кодекса всё лесопользование на таких объектах проводится в соответствии с Положением о заказниках. Запреты там дифференцированы: на одном участке нельзя проводить никаких рубок тогда, как на всей территории рубки главного пользования разрешены, в том числе и сплошные. По данным РУП «Белгослес», ежегодный объем сплошных рубок на всей территории ООПТ составляет 290 тыс. кубометров. Этими изменениями мы выведем из оборота ценный древесный ресурс.
Татьяна КОНОНЧУК задала резонный вопрос, сколько лесхозов теряют на этом деньги:
— Ведь это касается не всей лесной отрасли? Эта норма имеет очень большое значение для всей природоохранной деятельности в республике. Может быть, и потери у вас будут незначительны, а норма очень важна для общественности.
Александр КУЛИК:
— Заказники есть практически во всех районах страны. Таким образом, за ревизионный период мы недобираем почти 3 млн кубометров древесины.
Член Постоянной комиссии Николай РАССОХА:
— В таком случае вы можете освоить этот ресурс в результате не сплошных, а, скажем, полосно-постепенных рубок.
Начальник экспедиции РУП «Белгослес» Николай Станилевич отметил, что согласно новым лесоустроительным проектам, которые специалисты учреждения перерабатывают с учетом норм нового Лесного кодекса, этот объем составит 2 % от общего объема сплошных рубок главного пользования.
Александр КУЛИК:
— Безусловно, нужно учитывать мнение всех сторон. «Зеленые» выступают за сохранность таких особо охраняемых природных территорий, не согласны они, к примеру, и со строительством дорог в Ольманском заказнике, хотя местные жители говорят нам только спасибо. В этой связи у меня вопрос: где были «зеленые» в 2015 году, когда мы день и ночь тушили разбушевавшиеся пожары в заказнике, тратили столько времени и сил, чтобы добраться к лесному фонду по бездорожью?
Татьяна КОНОНЧУК:
— Посоветуйтесь еще раз с учеными, всё просчитайте, ведь для некоторых лесхозов расчетная лесосека уменьшится, и значительно. Отдельные лесхозы понесут потери, но тогда им уже и другое задание нужно будет доводить.
Не вызвало разногласий у участников обсуждения изменение в пункте 3 статьи 102 Лесного кодекса, которую после слов «подготовке и переподготовке» предлагается дополнить словами «повышения квалификации».
МЧС обязует лесхозы платить за помощь в тушении лесных пожаров
В завершение обсуждения изменений в Лесном кодексе первый замминистра лесного хозяйства поднял серьезный вопрос, касающийся взаимодействия лесхозов с МЧС, и возможность отразить его в кодексе. Дело в том, что согласно постановлению Совета Министров подразделения МЧС начали выставлять счета лесхозам за выезд пожарных машин и тушение лесных пожаров.
— Суммы эти немалые. Но ведь лесхозы, как и все, платят налоги и сами же участвуют в тушении пожаров. При этом платить обязаны владельцы объекта, даже если пожарные бригады МЧС вызвал не лесхоз, а граждане.
Заведующий отделом по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией Михаил МАЦУКЕВИЧ:
— Согласно действующему Лесному кодексу охрану и защиту лесов осуществляют как юридические лица, так и подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они, наряду с юрлицами, согласно статье 33 Лесного кодекса обязаны выполнять организацию обнаружения лесных пожаров и гибели лесов наземными, авиационными и другими способами. Получается, что по Лесному кодексу это их обязанность.
Также члены рабочей группы обсудили и другие текущие вопросы.
Напомним, в июне законопроект «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь» депутаты Палаты представителей приняли в первом чтении. Ожидается, что второе чтение проекта закона состоится уже этой осенью.