Аргументы в пользу полномасштабного производства жидкого топлива из древесины в качестве сырья кардинально изменились. Модернизация, безусловно, должна сопровождаться увеличением готовности функционировать в труднык времена энергетики и здесь ключевую роль играет наличие топлива. Об этом пишет Пер Форнлинг. ФОТО: ISTOCK
Аргументы в пользу полномасштабного производства жидкого топлива из древесины как сырья кардинально изменились. Вопрос далеко не новый. Фактически, промышленная деятельность компании Södra началась в 1940 году с производства терпентина в качестве топлива для собственных автомобилей DKW. В более позднее время было реализовано много проектов, но они не преодолели порог крупномасштабного производства. Сосновая масло, заменяющее ископаемое дизельное топливо, безусловно, имеет большое значение, но его запасы ограничены. Биометанол также получают из целлюлозных заводов, но его нужно больше. Намного больше.
В прошлом месяце ОЭСР опубликовала доклад, в котором критиковалась климатическая политика правительства. В докладе отмечалось, что снижение обязательных квот на сокращение выбросов привело к нежелательным результатам и что было неразумно снижать требования к возобновляемым источникам топлива. К этому добавляются требования ЕС по сокращению выбросов в атмосферу, в выполнении которых мы отстаем. Но решающим новым аргументом является готовность к защите государства. В марте 2023 года Лена Эк представила доклад «Возобновляемые источники энергии в топливе», в котором изложила видение того, как к 2045 году мы можем полностью перейти на жидкие возобновляемые виды топлива. Это фактически единственный лесной отчет в ближайшем будущем, в котором упоминается роль леса в обеспечении готовности, но он не нашел отражения в дискуссии.
Это было два года назад, что в политике может быть целой вечностью. Сейчас у нас совершенно новая дискуссия, и мы собираемся занять 300 миллиардов на укрепление обороны. Ни одна цепь не сильнее своего слабейшего звена. Вооружение, конечно, должно идти рука об руку с обеспечением устойчивости к стрессам и здесь топливо является ключевым вопросом. Либо мы строим новые подземные хранилища и заполняем их ископаемым топливом, либо производим собственное топливо, что и приятнее, и безопаснее. Сырье есть. Лесное управление считает, что используется только четверть доступных лесосечных остатков. Конечно, лучше использовать остатки лесозаготовок для чего-то полезного, чем позволять им гнить и выделять углекислый газ без пользы.
Технология также не является ограничивающим фактором. В настоящее время разрабатываются небольшие установки для пиролиза. Другие варианты — метанол, этанол, синтез-газ или переработка лигнина из целлюлозных заводов. А один исследовательский проект демонстрирует весь путь от саженца до бака. Отправной точкой является подходящая для быстрорастущего тополя земля, часто бывшая сельскохозяйственной. Она дает сырье для десятка заводов, каждый из которых перерабатывает полмиллиона кубометров сырья в год. Топливо получается намного дешевле, чем современный дизель без углеводородов (HVO).
Чтобы начать, нужен толчок, например, гарантированная цена за литр в течение 10 лет. Тот, кто сможет обеспечить минимальную цену за литр, сможет построить полномасштабный завод. После этого производство будет стоять на своих ногах и будет иметь все условия для повышения эффективности, точно так же, как стоимость производства ветровой энергии сократилась вдвое за десять лет. Теперь мы должны сделать все, чтобы преодолеть блоки мешающие на старте любому новому начинанию.