У каждой женщины, изображенной фотографом Аленой Гром, своя история и мотивация Фото: Алена Гром
Фольклор и снайперы обычно не идут рука об руку. Но в Горенке, небольшом селе в Бучанском районе, печально известном резней мирных жителей и братскими могилами, вырытыми в землю после вторжения россиян зимой 2022 года, они это делают.
Именно здесь, спустя три года после того, как мир узнал о жестокой тактике, которую использовала армия Владимира Путина для разгрома некогда мирногосообщества, Горенские Мавки проводят свои дни, ткая камуфляжные костюмы кикимора (также известные как костюмы гилли), чтобы одеть украинских воинов на передовой фронта.
В украинском фольклоре Мавка – это мифическое, неземное, женское существо, которое перемещается между мирами живого и мертвого, накладывая свои чары. В последнее время мавка стала олицетворением силы и самопожертвования, а сегодня принимает форму группы украинских женщин – от бабушек до молодых женщин – которые используют текстиль как способ борьбы за свою страну.
Волонтеры «Мавки» уверены, что камуфляжные изделия, которые они с любовью ткут, обеспечивают особую защитную силу их воинам. Теперь фотограф Алена Гром, уроженка Донецка, которая вместе со своей семьей была вынуждена бежать из родного города во время вторжения России на восток Украины в 2014 году, представила свои портреты 15 женщин, которые делают эту работу, на премию Sony World Photography Awards и выставку в лондонском Сомерсет-хаусе.
«Проект не только о жертвах этой войны, но и о борьбе» Фото: Алена Гром
У каждой женщины на фото своя история и мотивация, объясняет Гром. Есть бабушка, которая ждет возвращения внуков из эвакуации, мать, которая мечтает, чтобы сын вернулся с войны живым, другая, которая бежала с оккупированного Донбасса и мечтает снова иметь безопасный дом, и четвертая женщина, которая пьет, потому что боится возвращения россиян.
Гром, которая переехала в Бучу после 2014 года, но во время оккупации района в марте 2022 года была вынуждена снова бежать от русских, теперь рассказывает истории этих женщин, которые «упорствуют» в жизни «среди невзгод».
«Украина переживает и размышляет о самой страшной коллективной травме – травме войны», – говорит Гром. «В такие моменты сопереживание общества становится наиболее очевидным. Проект не только о жертвах этой войны, но и о борьбе. Речь идет о том, что держит украинцев вместе и что дает им силы».
«Женщины – не просто жертвы войны, они – лидеры перемен» Фото: Алена Гром
По данным Организации Объединенных Наций, 77 процентов зданий в Горенке были разрушены в результате российской агрессии, в то время как жители все еще учатся восстанавливаться после травмы, полученной от убийства их близких и соседей.
Таким образом, приверженность «Мавки» делу поразительна. За более чем два года 60 женщин собрались, чтобы ткать, даже когда из-за отключений электроэнергии, вызванных российскими ракетными ударами, им приходилось работать при свечах без отопления. «В давние времена украинские женщины собирались вместе, чтобы вышивать, петь песни и молиться», — говорит Гром. «Вышиванка уже давно стала символом украинского народа, его единства и традиций. Теперь камуфляжные элементы – это наша современная вышиванка.«Плетение камуфляжа происходит в каждом селе, поселке, общине, школе, музее и на станции метро. Оно превратилось в массовое движение. Поэтому можно сказать, что эти образы определяют и отмечают наше время».
Четырем женщинам может потребоваться шесть часов, чтобы сшить костюм кикиморы Фото: Алена Гром
Гром объясняет, что до полномасштабного вторжения России Мавки не знали друг друга, но теперь они как семья. Она сфотографировала их, потому что чувствует необходимость поделиться их историей, чтобы сохранить часть истории, когда женщин на войне так часто выписывают. Гром добавляет: «До 20-го века история войны редко писалась с женской точки зрения. Военные события часто изображались либо помпезно, прославляя подвиги героев, либо трагически, демонстрируя страдания солдат, погибающих за идеалы своей Родины.
«Задачей женщины считалось вдохновлять тех, кто сражается за победу, скорбеть о павших и заботиться о раненых. Я думаю не только о роли женщины в любой войне, но и о том, как женский взгляд помогает переосмыслить этот травматический опыт с художественной точки зрения. Проект демонстрирует, как украинские женщины вышли за рамки определенных ролей и предложили новый нарратив. Военный конфликт в Украине изменил традиционные гендерные роли; женщины обрели мобильность, независимость и возможности для лидерства.
«Женщины – не просто жертвы войны; они являются лидерами перемен. Этот проект посвящен феминизму и изменению социальных ролей. В то время как мужчины ушли на войну, женщины взяли на себя новые роли».
Четырем женщинам может потребоваться шесть часов, чтобы сшить костюм кикиморы. Делается это с помощью деревянной подставки и предполагает натягивание на нее рыболовной сети, перед тем как с помощью ткани или мешковины сделать тело с рукавами. Затем его подгоняют до необходимой длины и начинают плетение. Если нить, с которой женщинам приходится работать, тонкая, они будут ткать по две за раз, некоторые из них будут вязать крючки, а другие только пальцы.
Фотограф Алена Гром говорит, что ее работа помогает ей преодолеть травму войны Фото: Алена Гром
Как военный редактор The Telegraph, я ездил с украинскими войсками на передовую в Шевченковском районе, недалеко от города Запорожье, на юге Украины. Я провел время со снайпером, промокшим от пота под его кикиморой, только что вернувшимся с 24-часовой смены.
В то время я даже не подумал спросить, где был сделан его костюм, который обеспечивает важнейший камуфляж. Теперь я задаюсь вопросом, была ли она сделана одной из этих женщин? Была ли любовь, которую Мавки вложили в костюм, той же силой, которая позволяла ему шутить и улыбаться, когда мы говорили о том, как прошла его изнурительная смена?
До сих пор я не знаю, выжил ли этот снайпер на суровой линии фронта, но утешает мысль, что, возможно, он все еще сражается с помощью «Мавки» позади него.
Для Гром война всегда присутствовала в ее жизни. Она никогда не знала своего деда, потому что он умер от ран, полученных во время Второй мировой войны. Ее мать, выросшая в послевоенные годы, жила в страхе перед голодом, всегда говорила: «Хлеба, еще хлеба!» и настаивала на том, что на случай войны дома всегда должен быть мешок муки.
Плетение камуфляжа стало массовым движением Фото: Алена Гром
После того, как Гром была вынуждена бежать с востока Украины в Киев, ей показалось, что прошлое семьи настигает ее. «Физически я была в Киеве, но морально я была на полуразрушенном Донбассе», — говорит она. «Фотография помогла мне преодолеть травму. Через фотографию я познакомилась с разными местами, городами, людьми и их образом жизни. Внутренний монолог превратился в диалог с обществом и смутным временем. В своих проектах я рассказываю о себе, своих близких, переселенцах и войне. Поездки в зону боевых действий стали логическим продолжением моей работы.
«Для меня очень важно постоянно поддерживать актуальность темы войны, чтобы мировое сообщество не забывало, что в самом сердце Европы ежедневно продолжается кровавая бойня, развязанная Россией. Я призываю людей, живущих в мирных районах, слышать и замечать тех, кто видит войну каждый день».
Алена Гром вошла в шорт-лист профессионального конкурса Sony World Photography Awards 2025, выставка в Сомерсет-Хаусе, 17 апреля – 5 мая; worldphoto.org