Принятое в декабре 2023 года решение об изменении статуса волка (Canis lupus) в Бернской конвенции и включении его в Приложение III с 7 марта 2024 года знаменует собой серьезный сдвиг в европейской политике сохранения дикой природы. Это изменение открывает путь для Европейской комиссии инициировать пересмотр Приложений к Директиве о средах обитания в масштабах всего ЕС, что послужит стимулом для обсуждения будущей политики управления волком в природоохранном, сельскохозяйственном и охотничьем секторах.
У Европейской комиссии есть два основных варианта законодательного регулирования, которые определят будущее природоохранного статуса волка:
- Обычная законодательная процедура – предусматривает перевод волка из Приложения IV (полная охрана) в Приложение V (регулируемая охрана) во всех странах-членах ЕС. Это означает, что популяцию волка можно будет регулировать более гибко, в зависимости от местных условий. Однако эта процедура сложна и может занять много времени из-за возможных поправок со стороны членов Европейского парламента (MEP), что может расширить дебаты на другие вопросы сохранения дикой природы. Также вероятно сильное противодействие со стороны природоохранных организаций на том основании, что такое изменение угрожает стабильности популяции волков.
- Альтернативный подход – заключается в модернизации законодательного процесса с целью упрощения изменения природоохранного статуса видов. Внеся поправки в Статью 19 Директивы о средах обитания и введя систему делегированных актов, Европейская комиссия сможет быстрее изменять природоохранный статус на основе последних научных данных, без необходимости каждый раз начинать длительную законодательную процедуру. Это обеспечит большую гибкость и позволит быстро адаптироваться к меняющимся экологическим и социальным условиям.
Политическая и правовая ситуация
Вопрос сохранения волков в Европе – это не только биологический или экологический вопрос, но и политическое решение, обусловленное интересами различных заинтересованных сторон.
Фермеры и представители животноводческого сектора часто подчеркивают ущерб, наносимый волками домашнему скоту, и призывают к более гибкому регулированию популяции.
Защитники природы выступают за сохранение нынешнего уровня защиты, подчеркивая экологическую важность волков и их роль хищников в поддержании естественного баланса экосистем.
Мнения членов Европейского парламента разделились: одни выступают за реформирование Директивы о средах обитания, другие хотят сохранить статус-кво до проведения тщательного научного исследования.
Какие решения ожидаются?
В настоящее время ожидается официальное законодательное предложение от Европейской комиссии, которое может быть опубликовано в середине или конце марта. Это приведет к дальнейшему обсуждению как в институтах ЕС, так и в национальных парламентах.
В дальнейшем государствам-членам придется решать, как эти изменения повлияют на их национальные стратегии охраны природы и сельскохозяйственную политику. Научные данные о динамике популяции волков, их влиянии на экосистемы и социальных последствиях будут иметь особое значение для будущих дебатов.
Изменение природоохранного статуса волка – сложный и многоступенчатый процесс, результаты которого будут иметь далеко идущие последствия не только для волков, но и для общей стратегии ЕС в области биоразнообразия. Дебаты о политике управления волками, вероятно, останутся ключевым вопросом для охраны дикой природы в ближайшие годы, чтобы примирить природоохранные цели с потребностями местных сообществ.