Петер Маурер выступает на встрече высокого уровня в Лихтенштейне. Фото предоставлено Княжеством Лихтенштейн (Information und Kommunikation der Regierung, Vaduz).
«Разрушение окружающей среды и коррупция – две величайшие глобальные проблемы нашего времени. Обе они тесно взаимосвязаны…»
Такова была отправная точка встречи на высоком уровне, организованной Княжеством Лихтенштейн. Доминик Хаслер и Панайотис Потолидис из Министерства иностранных дел возглавили дискуссию вместе с Петером Маурером, президентом Базельского института управления, и Юхани Гроссманном, руководителем нашей программы «Зеленая коррупция».
Участники по-новому взглянули на взаимосвязанные угрозы, связанные с коррупцией, ухудшением состояния окружающей среды и изменением климата, а также на то, что наша программа «Зеленая коррупция» вновь уделяет внимание климату и энергетическому переходу.
В своем выступлении Петер Маурер также отметил необходимость смелых коллективных действий на международном уровне для решения этих ключевых глобальных проблем. Наша программа «Зеленая коррупция», ставшая возможной благодаря основному финансированию со стороны Лихтенштейна, является ярким примером того, как международные партнерства и инновационные решения могут реально изменить ситуацию.
Далее следует отредактированный отрывок из выступления Петера Маурера:
Основываясь на 20-летнем глобальном и национальном опыте борьбы с коррупцией, мы в Базельском институте за последние семь лет получили возможность более внимательно изучить взаимосвязь между коррупцией и окружающей средой. В рамках нашей программы «Зеленая коррупция» мы работаем с партнерами на четырех континентах, поддерживая как правоприменение, так и предотвращение коррупции.
Хотя в прошлом политическое внимание к экологическим вопросам и защите природных ресурсов принесло много положительных результатов, мы также видели, как коррупция и финансовые преступления стали движущей силой экологических проблем:
- Стандарты не соблюдаются.
- Незаконная торговля и финансовая деятельность приводят к новым формам эксплуатации природы.
- На регулирующие органы можно влиять, надзорные и правоприменительные органы можно подкупить, чтобы заставить их бездействовать.
- Климатическим законодательством манипулируют.
- И везде, где вливается большое количество новых средств – например, на финансирование климатических проектов или проектов в области возобновляемой энергетики, – существуют прямые и косвенные риски злоупотреблений.
Честность и борьба с коррупцией имеют решающее значение для эффективного преодоления климатического и экологического кризиса. Но соответствующие органы, такие как правоохранительные и природоохранные, очень мало сотрудничают друг с другом или с другими заинтересованными сторонами.
Есть и хорошие новости: Есть обнадеживающие примеры. Широкий географический охват позволяет нам подвести итоги и сделать конкретные предложения на будущее.
Где сходятся коррупция и экологические проблемы
Наша группа по борьбе с «зеленой» коррупцией активизирует усилия в ключевых областях, где, по нашему мнению, коррупция подрывает нашу коллективную способность бороться с климатическим кризисом: энергетический переход и климатическое финансирование.
Энергетический переход
Возобновляемые источники энергии необходимы для решения проблемы изменения климата. Сектор возобновляемых источников энергии сопровождается новыми правилами, финансовыми потоками, процессами и действующими лицами. Новые условия также означают новые риски целостности, которые необходимо устранить.
Кроме того, возобновляемые источники энергии зависят от добычи критически важного сырья. Например, литий или никель используются в производстве аккумуляторов или возобновляемых источников энергии в турбинах или солнечных модулях.
В долгосрочной перспективе спрос на добычу этих полезных ископаемых растет. Растущая конкуренция за эти ресурсы привлекает новых игроков, таких как технологические компании и сырьевые трейдеры. И этот новый ажиотаж сопровождается многочисленными коррупционными скандалами.
Несмотря на высокие риски, существует очень мало гарантий того, что коррупция не помешает эффективной, согласованной и устойчивой добыче важнейших материалов.
На следующем этапе нашей программы «Зеленая коррупция» мы начинаем детальные расследования коррупционных рисков, в том числе в отношении лития в Украине и никеля в Индонезии. Эти исследования также помогут нам оказать поддержку государственным органам в укреплении их внутреннего контроля и мер по снижению рисков.
Климатическое финансирование
Сегодня мы все знаем, что борьба с последствиями изменения климата потребует огромных инвестиций. Они необходимы для того, чтобы: а) замедлить изменение климата; б) подготовиться и адаптироваться к неизбежным последствиям изменения климата.
Несмотря на то, что эти две стратегии подвержены политическим колебаниям, основные факты говорят о том, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе эта сфера будет еще более динамично развиваться. По оценкам ООН, затраты на борьбу с изменением климата составляют 5,5 триллиона долларов США в год. Это больше, чем совокупный ВВП Германии и Швейцарии. В смягчение последствий изменения климата и адаптацию к ним уже вкладываются очень значительные финансовые ресурсы.
В условиях нехватки денег, когда борьба с изменением климата конкурирует с другими финансовыми приоритетами, такими как оборона и миграция, нам необходимо получить больше пользы от существующих средств. Это означает, что они не должны быть потеряны из-за коррупции.
К сожалению, наши партнеры из Transparency International фиксируют все больше случаев коррупции в климатических инициативах: Взяточничество при выделении земли для улавливания углерода; разрешения и лицензии на инфраструктуру, которые можно получить только с помощью коррупции; взятки за проведение экологической экспертизы; коррупция при сертификации и продаже углеродных кредитов.
Существует множество сложных причин, по которым коррупция присутствует в ответных мерах на изменение климата. Они варьируются от слабого внутреннего контроля и чрезмерных полномочий по принятию решений в органах экологического регулирования до плохо проработанных и не обеспеченных гарантиями проектов по компенсации выбросов углерода.
В целом наши усилия направлены на укрепление сотрудничества между различными субъектами, чтобы помочь внедрить стандарты честности и передовой практики. Необходимо более глубокое понимание системных проблем, более эффективное обучение и более эффективное правовое, политическое и институциональное руководство.
В поисках ответов
Перед международным сообществом стоит ряд актуальных вопросов:
- Как использовать имеющиеся у нас деньги для решения важных проблем, связанных с окружающей средой, изменением климата, биоразнообразием, водой и продовольствием?
- Как опираться на рыночные силы и поддерживать конкурентоспособные компании, способствующие необходимым изменениям в энергетической и экономической политике?
- Как сделать доступ к важнейшим материалам прозрачным, чтобы мы могли лучше использовать их для изменения экологической и энергетической политики во всем мире?
- Как лучше согласовать меры регулирования и наши собственные инициативы?
Найти и реализовать ответы на эти вопросы непросто, не в последнюю очередь в условиях геополитической нестабильности и транзакционной политики. Но это также открывает возможности для игроков всех размеров, включая малые и средние страны, проявить лидерство, продвигать инновационные решения и принимать ощутимое участие.
Княжество Лихтенштейн именно так и поступает. Его поддержка инициатив на стыке коррупции и окружающей среды, таких как наша программа «Зеленая коррупция», играет важную роль.