Северная Корея присоединилась к войне России против Украины: оперативные и стратегические последствия для Украины и Северо-Восточной Азии

1 ноября, 2024 – ISW Press

Обзор

Северная Корея направила контингент войск в Россию в поддержку войны России в Украине, что стало последним событием в активизации сотрудничества между двумя странами после полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года. Кремль, скорее всего, будет использовать людские ресурсы Северной Кореи для поддержки своих продолжающихся наступательных усилий и компенсации потребностей России в внутренних мощностях. Однако последствия развертывания северокорейских войск на украинском театре военных действий выходят далеко за рамки поля боя в Украине. Пхеньян, вероятно, надеется, что северокорейские военнослужащие получат боевой опыт в условиях современной войны — опыт, который он может надеяться применить в будущих конфликтах, в которых он может участвовать. Союз между Северной Кореей и Россией создает явную угрозу долгосрочной стабильности на Корейском полуострове и в более широком Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Ключевые события:

  • Последствия долгосрочного союза между Россией и Северной Кореей выходят далеко за рамки поля боя в Украине и могут иметь долгосрочные последствия для стабильности на Корейском полуострове и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
  • Война в Украине изменит характер всех будущих войн, и Пхеньян, очевидно, определил этот факт как жизненно важную возможность для обучения своих сил. Вооруженные силы Северной Кореи не участвовали в крупномасштабных боевых действиях с применением обычных вооружений с 1953 года и понимают, что их доктрина не готова к ведению современной войны, особенно против такого искушенного противника, как Южная Корея.
  • Северная Корея, вероятно, надеется, что ее войска получат возможность усовершенствовать наступательную доктрину, испытать свои системы вооружения против противника, оснащенного Западом, получить опыт командования и управления, а также научиться управлять беспилотниками и системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на современном поле боя. Пхеньян, вероятно, надеется, что любые навыки, которые его войска приобретут в войне в Украине, дадут ему преимущество в наступлении в будущих конфликтах, в том числе на Корейском полуострове.
  • Реальная способность северокорейских сил усваивать, распространять и институционализировать уроки, извлеченные на поле боя, полностью зависит от того, как российское командование использует северокорейскую живую силу. Если Россия будет использовать северокорейский персонал в качестве «пушечного мяса», то потери, которые наверняка понесут северокорейские войска, сведут на нет все уроки боя, которые Пхеньян надеется извлечь.
  • Северная Корея может использовать свое растущее сближение с Россией, чтобы уменьшить свою зависимость от Китайской Народной Республики (КНР), тем самым уменьшая рычаги влияния Пекина на северокорейский режим. Ослабление влияния КНР на Северную Корею, скорее всего, снизит стабильность на Корейском полуострове и поставит под угрозу Азиатско-Тихоокеанский регион в целом, поскольку КНР использует свои рычаги для сдерживания агрессии Северной Кореи.
  • Недавнее соглашение о партнерстве и укрепление отношений с Северной Кореей могут помочь ей продвинуться в развитии своей программы ядерного оружия, даже если российская помощь не будет принимать форму прямой технической помощи этой программе.
  • Пхеньян, возможно, пытается обеспечить выполнение Россией обязательств по обороне в случае конфликта на Корейском полуострове в рамках более масштабного quid pro quo (лат. «что-то за что-то») за отправку такого большого контингента северокорейских войск в совершенно иностранный конфликт. Однако соглашение о взаимной обороне между Россией и Северной Кореей от 2024 года может позволить России избежать ввода войск в межкорейскую войну.
  • Оборонное соглашение Северной Кореи с Россией повышает авторитет и эффективность ее угроз и принуждения в отношении Южной Кореи.

Текущее состояние дел

Северокорейские солдаты участвуют в боевых действиях в Курской области России вместе с российскими войсками. Главное управление военной разведки (ГУР) Украины сообщило 24 октября, что первые подразделения северокорейского личного состава были развернуты в Курской области 23 октября после нескольких недель учений на различных военных полигонах в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области и Республике Бурятия. [1] Заявление ГУР от 24 октября последовало за недавними докладами разведки Южной Кореи и Украины, предупреждающими о быстром развертывании и обучении десятков тысяч северокорейских солдат на Дальнем Востоке России и растущими визуальными доказательствами обучения и сбора северокорейских войск на российских военных полигонах. Национальная разведывательная служба Южной Кореи (NIS) сообщила 18 октября, что Северная Корея перебросила первую волну из примерно 1500 спецназовцев в Россию в период с 8 по 13 октября, поделившись спутниковыми снимками, на которых якобы видно, как северокорейские солдаты собираются на российских военных объектах в Уссурийске (Приморский край) и Хабаровске (Хабаровский край). [2] Южнокорейское издание Yonhap News сообщило 18 октября, что после закрытой экстренной встречи по вопросам безопасности с президентом Южной Кореи Юн Сок Ёлем NIS оценила, что Северная Корея решила отправить в Россию четыре бригады общей численностью 12 000 человек, а 25 октября NIS предупредила, что в ближайшее время в Россию отправится вторая волна из 1 500 человек. [3] Украинский Центр стратегических коммуникаций 18 октября опубликовал кадры, на которых, как сообщается, видно, как северокорейские войска получают свою технику на полигоне Сергеевка в Приморском крае, а дополнительные кадры в социальных сетях, опубликованные в последующие дни, якобы показывают прибытие северокорейских военнослужащих и их подготовку на военных полигонах на востоке России. [4] Глава ГУР генерал-лейтенант Кирилл Буданов 22 октября сообщил журналу Economist, что общий северокорейский контингент в 12 000 человек включает 500 офицеров и трех генералов. [5] Пентагон и Белый дом подтвердили 23 октября, что у США есть доказательства того, что тысячи северокорейских солдат были развернуты в России. [6] Президент России Владимир Путин 24 октября не стал опровергать эти сообщения, а 24 октября, судя по всему, косвенно их подтвердил, отвечая на вопрос СМИ 24 октября о спутниковых снимках северокорейских войск на российских полигонах, отметив, что «фотографии – это серьезная вещь» и «что-то отражают». [7]

Северная Корея и Россия несколько разошлись в своих официальных реакциях на новости о том, что Северная Корея вступила в войну от имени России. Северная Корея до сих пор категорически отрицала все доказательства. Представитель Северной Кореи в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению и международной безопасности от 21 октября отверг сообщения о том, что северокорейские войска находятся в России, назвав их «беспочвенными стереотипными слухами, направленными на то, чтобы очернить имидж Северной Кореи и подорвать законные, дружественные отношения и отношения сотрудничества» между Россией и Северной Кореей. [8] Заместитель министра иностранных дел Северной Кореи Ким Чен Гю 25 октября заявил северокорейскому государственному Центральному телеграфному агентству Кореи (ЦТАК), что новости о северокорейских войсках в России — это «слухи», но что любое потенциальное развертывание северокорейских войск в России будет «в соответствии с международным правом». [9] Официальные лица Кремля пытались утверждать, что любое сотрудничество между Россией и Северной Кореей является законным и не направлено против других государств, но открыто не опровергали эти сообщения. [10] Кремль, в частности, неоднократно подчеркивал предполагаемую законность сотрудничества России с Северной Кореей, вероятно, для того, чтобы наладить отношения с Южной Кореей и помешать Сеулу напрямую отправлять прямую военную помощь Украине. Более явное отрицание со стороны Северной Кореи может отражать желание избежать дополнительных или усиленных международных санкций против Пхеньяна.

Эволюция российско-северокорейских отношений с 2022 г. по настоящее время

Растущие требования к способности России продолжать войну в Украине открыли новые возможности для сотрудничества между Москвой и Пхеньяном. Советский Союз был первой страной, признавшей Северную Корею в 1948 году и поддержавшей Северную Корею во время Корейской войны. Советский Союз продолжал поддерживать Северную Корею в экономическом и военном плане на протяжении 1960-х годов, но генеральный секретарь Коммунистической партии Михаил Горбачев начал дипломатически сотрудничать с Южной Кореей в 1980-х годах.[11] Советский Союз установил дипломатические отношения с Южной Кореей в 1990 году, вбив еще один клин между Москвой и Пхеньяном. [12] Президент России Владимир Путин попытался восстановить более прочные отношения с Северной Кореей после своего вступления на пост президента в начале 2000-х годов и посетил Ким Чен Ира в Пхеньяне в 2000 году, представив свою работу как признание общих антизападных ценностей, которые разделяют как Россия, так и Северная Корея. [13] В период с 2006 по 2017 год Россия поддержала санкции Совета Безопасности ООН (СБ ООН) против Северной Кореи в связи с ядерными и ракетными программами Северной Кореи, но с начала войны в 2022 году в значительной степени изменила курс. [14]

Сентябрь 2022 года: Разведка США сначала предупредила о растущем развитии отношений между Северной Кореей и Россией, сообщив, что Россия начала закупать у Северной Кореи «миллионы» артиллерийских снарядов и  ракет для поддержки ее вторжения в Украину. [15]

Ноябрь 2022 года: Официальный представитель Национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что Северная Корея начала «тайно поставлять значительное количество артиллерийских снарядов» в Россию. [16]

Декабрь 2022 года: Кирби сообщил, что разведка США подтвердила, что Северная Корея завершила поставку ракет и снарядов для группы Вагнер, за которые группа Вагнера напрямую заплатила. [17]

Июль 2023 года: Бывший министр обороны России Сергей Шойгу посетил Северную Корею, чтобы принять участие в торжественных мероприятиях по случаю 70-летия окончания Корейской войны[18].

Сентябрь 2023 года: Белый дом предупредил, что переговоры о военном сотрудничестве на высоком уровне между Москвой и Пхеньяном «активно продвигаются», прежде чем стало известно, что северокорейский диктатор Ким Чен Ын планирует отправиться в Россию для встречи с Путиным. [19] Ким прибыл в Приморский край 12 сентября 2023 года, это была его первая известная поездка за пределы Северной Кореи с начала пандемии COVID-19 в 2020 году. [20] Путин встретился с Кимом на космодроме Восточный в Амурской области 13 сентября и сообщил, что они с Кимом провели «откровенный обмен мнениями о ситуации в регионе и о двусторонних отношениях». [21] Путин также ложно утверждал, что российско-северокорейское сотрудничество согласуется с международными ограничениями на военно-технические обмены с Северной Кореей, вероятно, из-за опасений, что поставки северокорейской артиллерии повлекут за собой вторичные санкции против России. [22] Затем Ким встретился с Шойгу на аэродроме Кневичи во Владивостоке Приморского края 16 сентября, где Ким осмотрел несколько единиц авиационной и ракетной техники, включая стратегические бомбардировщики Ту-22МС, Ту-95МС и Ту-160, способные нести ядерное оружие; истребители-бомбардировщики Су-25СМ3, Су-30СМ, Су-34; боевой самолет МиГ-31И, оснащенный аэробаллистическими ракетами «Кинжал»; фрегат типа «Маршал Шапошников Удалой»; противокорабельный ракетный комплекс «Уран»; и крылатые ракеты «Калибр». [23] 17 сентября Ким встретился с российскими военными инженерами в Дальневосточном федеральном университете. [24] Губернатор Приморского края Олег Кожемяко подарил Киму военный жилет, барражирующий боеприпас неустановленного типа и беспилотник дальнего действия, который Ким доставил обратно в Северную Корею, что является прямым нарушением санкций ООН. [25]

Октябрь 2023 года: Министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился с министром иностранных дел Северной Кореи Чхве Сон Хи в Пхеньяне. [26] Лавров заявил, что отношения между Россией и Северной Кореей вышли на «качественно новый, стратегический уровень». [27]

Миссия США при ООН объявила 13 октября, что за первые несколько недель октября 2023 года Северная Корея отправила в Россию более 1 000 контейнеров с военной техникой и боеприпасами. [28]

Ноябрь 2023 года: Южнокорейский законодатель Ю Сан Бом сообщил журналистам, что NIS обнаружила, что в период с августа по ноябрь 2023 года Северная Корея поставила в Россию 10 поставок оружия общим количеством около одного миллиона артиллерийских снарядов. [29] Агентство Yonhap сообщило 2 ноября, что, по оценкам Объединенного комитета начальников штабов Южной Кореи, Северная Корея отправила около 2000 контейнеров с военной техникой и боеприпасами из северокорейского порта Райдзин во Владивосток в период с августа по ноябрь, вероятно, содержащих около 200 000 122-мм артиллерийских снарядов а также один миллион 152-мм артиллерийских снарядов. [30] Южнокорейские военные источники сообщили, что по состоянию на начало ноября 2023 года Северная Корея, вероятно, отправляет в Россию неуказанное количество баллистических ракет малой дальности. [31]

Бывший министр обороны Южной Кореи Син Вон Сик сообщил, что Россия помогла Северной Корее решить проблемы с двигателями, чтобы обеспечить запуск разведывательного спутника 22 ноября, который последовал за двумя неудачными попытками запуска. [32] Северная Корея утверждала, что спутник сделал снимки военных объектов США на Гуаме. [33]

Декабрь 2023 года: Кирби подтвердил, что 30 декабря российские войска запустили по крайней мере одну северокорейскую баллистическую ракету по Украине. [34]

Январь 2024 года: Северокорейская делегация во главе с министром иностранных дел Северной Кореи Чхве Сон Хи прибыла в Москву для обсуждения и переговоров с Лавровым и МИД России. [35] Лавров поблагодарил Чхве за поддержку Северной Кореей войны России. [36]

Февраль 2024 года: Неназванные представители американской разведки сообщили New York Times, что Россия передала 9 миллионов долларов замороженных северокорейских активов из неназванного российского финансового учреждения обратно в Северную Корею и, возможно, помогает Северной Корее получить доступ к международным банковским сетям. [37]

Март 2024 года: Ориентированное на Северную Корею издание NKNews сообщило 11 марта, что российское грузовое судно вернулось в северокорейский порт Расон после месячной паузы в сообщении между Северной Кореей и Россией, что сигнализирует о возобновлении поставок оружия Северной Кореей в Россию. [38]

29 марта Россия наложила вето на ежегодную резолюцию СБ ООН, которая продлила бы состав группы экспертов СБ ООН, которой поручено расследовать нарушения санкций в отношении Северной Кореи. [39]

Июнь 2024 года: Путин посетил Северную Корею, подписав с Кимом соглашение о совместном всеобъемлющем партнерстве между Россией и Северной Кореей. [40] В соглашении, в частности, есть пункт, предусматривающий «взаимную помощь в случае агрессии» против подписавших его сторон. [41] После подписания соглашения и Путин, и Ким Чен Ын высоко оценили нынешние отношения между Россией и Северной Кореей как «исторически высокие».

Июль 2024 года: Южнокорейский телеканал «Чосон» сообщил со ссылкой на южнокорейского правительственного чиновника, что Северная Корея готовится «направить крупное инженерное подразделение» в оккупированный Донецк в июле. [42] Южнокорейский чиновник отметил, что северокорейский инженерный персонал будет помогать российским восстановительным работам в оккупированной Донецкой области.

Министерство объединения Южной Кореи сообщило 1 июля, что центральный телеканал Северной Кореи переключился с вещания с китайских спутников на российские, отрезав Сеул от возможности контролировать северокорейские телевизионные передачи. [43]

Генеральный прокурор России Игорь Краснов 22 июля посетил Пхеньян и встретился со своим северокорейским коллегой Ким Чхоль Воном. [44] Ким и Краснов подписали соглашение о партнерстве, расширяющее сотрудничество в судебной сфере. [45]

Сентябрь 2024 года: Шойгу впервые посетил Северную Корею в качестве секретаря Совета безопасности России и встретился с Ким Чен Ыном. [46]

Октябрь 2024 года: Источники в украинской разведке сообщили украинским СМИ 3 октября, что в результате украинского удара под оккупированным Донецком погибли шесть северокорейских офицеров и трое северокорейских солдат получили ранения, что позже подтвердил новый министр обороны Южной Кореи Ким Ён Хён. [47]

В частности, 14 октября Путин внес на ратификацию в Государственную Думу РФ текст соглашения о стратегическом партнерстве между Россией и Северной Кореей от июня 2024 года, официально закрепив правовую основу отношений, а также положение о взаимной обороне в российском законодательстве. [48] Дума ратифицировала текст соглашения 24 октября на фоне повышенного международного внимания к сообщениям о вводе северокорейских войск в Россию. [49]

Представители разведки и обороны Украины, Южной Кореи и США предоставили все больше доказательств развертывания северокорейских войск в России в первые несколько недель октября. Украинские СМИ «Суспільное» и «Лига» сообщили 15 октября со ссылкой на анонимные источники в украинской разведке, что «Особый бурятский батальон», укомплектованный 3000 северокорейскими военнослужащими, формируется на российском Дальнем Востоке в составе российской 11-й воздушно-десантной бригады (ВДВ). [50] Президент Украины Владимир Зеленский заявил 22 октября, что у Украины есть разведданные, свидетельствующие о том, что Россия в настоящее время обучает до двух «бригад», состоящих из 6000 северокорейских военнослужащих каждая. [51]

Последствия и прогнозы

Развертывание северокорейских войск в России подчеркивает продолжающуюся зависимость Путина от поиска альтернативных способов формирования сил для поддержки военных действий вместо того, чтобы взять на себя обязательства по более широкой социальной мобилизации. Путин постоянно предпринимает усилия по поддержке военных действий России, не переводя российское общество полностью на военные рельсы, по-видимому, оценивая, что внутренние издержки очередного принудительного призыва резерва перевешивают выгоды, и вместо этого предпочитая в значительной степени полагаться на криптомобилизацию и теневую мобилизацию. [52] Когда в сентябре 2022 г. Путин все же объявил о частичной мобилизации, последствия для страны сразу же стали очевидны: сотни тысяч россиян покинули страну, чтобы избежать мобилизации. [53] Таким образом, в течение последних двух лет Путин и его режим полагались исключительно на поиск альтернативных путей формирования силы, в частности, путем увеличения принудительных финансовых стимулов для службы по контракту или борьбы с нелегальными  мигрантами. [54] Однако людские ресурсы, которые могут быть получены в результате криптомобилизации, ограничены, и некоторые недавние события на поле боя внесли еще больше трений в тонкую систему вербовки, созданную Кремлем. Вторжение Украины в Курскую область в августе 2024 года сделало этот вопрос особенно острым, поскольку российским военным внезапно пришлось считаться с отправкой живой силы и техники на совершенно новую часть театра военных действий. [55] В ответ на вторжение Путин задействовал призывников и пограничников, создал новые подразделения территориальной обороны и передислоцировал активные подразделения с некритически важных передовых позиций в Украине, что соответствует тому, как он справлялся с потребностями в формировании сил на протяжении всей войны до сих пор. [56] Таким образом, использование северокорейских войск является продолжением кремлевского подхода к наращиванию силы — это позволяет России наращивать свою боевую силу до 12 000 новых военнослужащих (на данный момент) без необходимости проводить социально дорогостоящую внутреннюю мобилизацию и разбираться с вытекающими из этого последствиями.

Российское командование направит северокорейский персонал в первую очередь в Курскую область, что подтвердила украинская разведка 24 октября. [57] Вероятно, Кремль рассматривает в качестве приоритета оперативного уровня в ближайшей перспективе и ближайшие месяцы отбрасывание украинских войск с их выступа в Курской области без срыва других высокоприоритетных наступательных действий в Украине. Главнокомандующий войсками Украины генерал Александр Сырский заявил, что в период с августа по начало октября Россия перебросила в Курскую область почти 50 000 военнослужащих из других районов театра военных действий, а это означает, что России пришлось ослабить другие участки фронта, чтобы перебросить войска в Курскую область. [58] Переброска части северокорейского персонала в Курскую область может позволить российскому командованию передислоцировать российский персонал обратно в Украину, как для поддержки текущих наступательных операций на востоке Украины, так и для поддержания оборонительных усилий на севере и юге. В качестве альтернативы это могло бы позволить Кремлю избежать привлечения дополнительных высококачественных российских войск в результате продолжающихся наступательных действий в Украине. Северокорейские военнослужащие вряд ли будут напрямую развернуты в Украине, пока Кремль не сочтет, что он должным образом отреагировал на вторжение в Курскую область, как из-за текущего приоритета, который Кремль отдает возвращению своей территории, так и из-за того, что сохранение северокорейских войск на российской земле дает Москве больший контроль над информационными эффектами их использования. Однако Россия могла бы и может использовать северокорейских солдат в будущих операциях в Украине, особенно если их развертывание в Курской области будет успешным.

В Пхеньяне, безусловно, надеются, что его войска получат жизненно важный боевой и военно-технический опыт в условиях современной войны. По западным оценкам, численность вооруженных сил Северной Кореи (Корейской народной армии [КНА]) составляет от 1,2 до 1,3 миллиона военнослужащих на действительной службе, в том числе около одного миллиона военнослужащих сухопутных войск. [59] Силы специальных операций КНА (KPASOF, из которых, по данным южнокорейской NIS, не менее 1 500 человек, развернутых в России в первой волне в октябре 2024 года), оцениваются примерно в 200 000 человек. [60] В последний раз КНА участвовала в крупномасштабных боевых действиях с применением обычных вооружений в 1953 году. [61] По оценкам военной разведки США, стратегия, доктрина и тактика наземных операций Северной Кореи остались неизменными с 1950-х годов и в основном направлены на противодействие Южной Корее — стране, которая быстро модернизировала свои вооруженные силы. [62] Ранее Северная Корея направляла небольшие консультативные и специализированные группы в зарубежные конфликты для наблюдения и получения определенных технических навыков, таких как группа из 20 авиационных специалистов, которые обучали пилотов и летали на самолетах во время войны Судного дня 1973 года.[63] Сирийская оппозиция также сообщала о присутствии северокорейских ополченцев, сражающихся на стороне сирийского президента Башара Асада в 2016 году. [64] Эти зарубежные развертывания были заметно более ограничены по размеру и масштабу, чем сообщения о 12 000 северокорейцев, развернутых в России в ходе текущей войны, однако типы конфликтов, в которых ранее принимали участие северокорейские специалисты, заметно отличались от войны России в Украине.

Поле боя в Украине – это пример современной войны. [65] Характеристики, определяющие боевые действия на украинском театре военных действий, безусловно, будут характеризовать будущие войны, как ранее утверждал ISW. [66] По оценкам Разведывательного управления Министерства обороны США (DIA), Северная Корея «понимает, что характер войны изменился» с 1950-х годов, и «считает, что ее вооруженные силы в значительной степени не готовы к участию в современной войне». [67] Поэтому Пхеньян, безусловно, рассматривает недавние события в Украине как возможность получить практику ведения современной войны против западных сил, не сталкиваясь с рисками ведения войны на Корейском полуострове. Нынешний климат идеален для участия Северной Кореи — Россия и Северная Корея постепенно углубляли свои отношения с 2022 года и создали псевдоправовую основу для прямого участия Пхеньяна через соглашение о партнерстве между Россией и Северной Кореей 2024 года. И Северная Корея может извлечь гораздо больше уроков из войны России в Украине, чем она могла бы извлечь из прошлых военных обязательств России в Грузии, Чечне, Сирии или Украине в 2014 году из-за характера текущего поля боя. Военная доктрина Северной Кореи определяет Южную Корею и Соединенные Штаты как главных противников, а война в Украине предоставляет Северной Корее беспрецедентную возможность «практиковать» свою доктрину в условиях поля боя, которые могут напоминать будущие конфликты на Корейском полуострове из-за технологических и тактических инноваций.[68]

Северокорейский персонал получит возможность получить опыт боевых действий на полях сражений, которые становятся все более смертоносными и сложными из-за распространения разведывательных и ударных беспилотников и более широкой интеграции барражирующих боеприпасов с видом от первого лица (FPV) как с российской, так и с украинской стороны. Южнокорейская NIS специально оценила, что Северная Корея заинтересована в обучении пилотированию беспилотников и интеграции беспилотных операций в наступательные операции. [69] Северокорейские солдаты получат возможность научиться использовать средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), борьбы с беспилотниками и глушения GPS на поле боя. В оценке военной мощи Северной Кореи отмечается, что Северная Корея понимает, что РЭБ «имеет решающее значение для блокирования и нарушения командования и управления противника», но что способность Северной Кореи делать это помимо использования глушителей GPS вблизи демилитаризованной зоны (ДМЗ) практически отсутствует. [70]

Боевые действия в Курской области или, возможно, в Украине также дадут северокорейским войскам возможность усовершенствовать свою пехотную доктрину на основе практического опыта на местах. Например, у КНА не было реальной возможности координировать действия KPASOF и пехоты. В оценке военной мощи Северной Кореи РУМО говорится, что «современная КНА делает акцент на малых и крупных подразделениях, атакующих цель одновременно, таких как ССО или легкая пехота, атакующая цель с тыла или фланга, в то время как тяжелая пехота сопровождает артиллерийские удары с фронта и флангов». [71] По оценкам южнокорейской NIS, первой волной северокорейских войск, которые вступят в бой вместе с российскими войсками, будет элитный «Штурмовой корпус», подразделение специального назначения из состава XI (11-го) корпуса Северной Кореи, которое имеет репутацию хорошо оснащенного и хорошо обученного. [72] Когда подразделения «Штурмового корпуса» вступают в бой вместе с российскими войсками, теоретически они смогут проверить достоинства своей подготовки и попрактиковаться в координации с российскими пехотными силами, что потенциально может стать основой для того, чтобы Пхеньян мог позже обновить свои сухопутные войска и доктрину Корейских сухопутных войск.

Боевой опыт, который северокорейский персонал может получить в бою, простирается от самых младших пехотинцев до высокопоставленных генералов. Младшие унтер-офицеры и рядовые военнослужащие КНА получат реальный боевой опыт, которого у них еще не было. Северокорейские пилоты также могут получить уникальный летный опыт и компетенции для управления российскими самолетами — южнокорейский телеканал Chosun 21 октября опубликовал эксклюзивный репортаж, в котором говорится, что Северная Корея направила неустановленное количество летчиков-истребителей во Владивосток перед вводом наземных войск в Россию в начале октября. [73] Северокорейские пилоты проходят подготовку на российских штурмовиках Су-25 (которые уже входят в состав парка ВВС КНА), но смогут получить практический боевой опыт, если будут летать на Су-25 в боевых вылетах вместе с российской тактической авиацией. [74] Пхеньян также, вероятно, надеется, что его офицерский состав и военное руководство получат возможность усвоить важнейшие уроки командования и управления во время боевых операций. Глава ГУР Буданов отметил, что Северная Корея перебросила в Россию более 500 офицеров и трех генералов, и эти офицеры могут иметь возможность учиться у российских офицеров при оттачивании собственных структур управления войсками по факту реальных боевых действий. [75] Этот приобретенный опыт командования будет иметь решающее значение, если Северная Корея попытается готовиться для будущего конфликта.

Способность северокорейских войск должным образом усваивать, усвоить и распространять уроки боя может быть в значительной степени ограничена тем, как российское командование решит использовать боевую мощь Северной Кореи, а также действиями северокорейских войск в бою. Российское военное командование все чаще прибегает к тактике фронтального наступления силами пехоты (в просторечии называемой «мясными штурмами») в операциях в Украине, что привело к высокому уровню потерь среди российских войск, что значительно ухудшило качество российской боевой силы и помешало самой России извлекать и интегрировать уроки на поле боя. [76] Эта тактика наступления также ослабила способность российских вооруженных сил использовать технических и тактических специалистов, таких как операторы беспилотников и «элитные» подразделения или подразделения специального назначения, сглаживая различия между такими родами войск и нивелируя их боевую специфику. [77] Если российское командование решит использовать северокорейский персонал в качестве «пушечного мяса», а не использовать специальную подготовку некоторых северокорейских подразделений, то потери, которые северокорейские войска наверняка понесут, сведут на нет любые уроки боя, которые Пхеньян надеется извлечь. Также стоит отметить, что конкретный способ, которым сражаются российские войска, не совсем соответствует северокорейским сухопутным войскам и доктрине KPASOF (как изложено выше), поэтому северокорейские войска могут быть ограничены в своей фактической способности использовать свою подготовку или вернуться к доктринальным концепциям того, как должны вестись войны. Моральный дух Северной Кореи также может способствовать этой проблеме — украинская разведка утверждает, что более 18 северокорейских солдат покинули свои позиции в России еще до того, как их отправили на боевые операции.[78]

Культурные и языковые проблемы также могут повлиять на способность северокорейских войск получить достаточный боевой опыт вместе с российскими войсками. 25 октября ГУР обнародовало аудиозаписи, из которых следует, что российское командование назначит одного переводчика корейского языка на каждые 30 северокорейских военнослужащих. [79] Языковой барьер может затруднить взаимодействие между северокорейским и российским персоналом, что еще больше обострит проблемы со связью, которые и без того преследуют российские боевые возможности.

Пхеньян может попытаться использовать свое растущее сближение с Москвой для снижения своей зависимости от Китайской Народной Республики (КНР), тем самым уменьшая влияние КНР на режим Кима. КНР на сегодняшний день является самым важным партнером Северной Кореи. Сильно санкционная и обедневшая экономика Северной Кореи чрезвычайно зависит от торговли с КНР, на долю которой приходится более 90 процентов общего объема импорта и экспорта Северной Кореи. [80] КНР, весьма вероятно, является крупнейшим источником продовольственной помощи Северной Кореи, хотя точные цифры недоступны, и одним из ее единственных источников сырой нефти. [81] Пекин также является главным гарантом безопасности Северной Кореи со времен Корейской войны, когда китайские коммунистические «добровольцы» критически вмешались, чтобы помочь северокорейскому режиму избежать уничтожения и отбросить силы ООН к 38-й параллели. [82] Северная Корея остается единственным союзником КНР по договору, связанным договором о взаимной обороне 1961 года, который они продлили в 2021 году. [83] КНР заинтересована в поддержании стабильного северокорейского государства в качестве буфера между своей территорией и недружественными вооруженными силами, такими как 28 500 американских военнослужащих, дислоцированных в Южной Корее. [84]

Однако отношения между КНР и КНДР чреваты недоверием, и Пхеньян часто раздражает из-за попыток КНР обуздать свое поведение. С 2003 по 2009 год в КНР проходили шестисторонние переговоры с целью остановить ядерную программу Северной Кореи. [85] Она неоднократно голосовала за санкции ООН против Северной Кореи до 2022 года (хотя международные расследования показали, что это также помогло Северной Корее уклониться от этих санкций). [86] КНР отказалась поддерживать Северную Корею во время вспышек межкорейского насилия, инициированных Северной Кореей, таких как перестрелка в 2010 году, в результате которой погибли люди с обеих сторон. [87] Балансирование Северной Кореи на грани ядерной войны в 2017 году обнажило пределы альянса: в редакционных статьях Global Times, полуофициальной государственной газеты КНР, говорилось, что Пекин не должен вмешиваться военным путем, если Северная Корея первой нападет на Соединенные Штаты, и даже может позволить американским военным бомбить ядерные объекты Северной Кореи. [88] В другой редакционной статье различные китайские ученые открыто утверждали, что Северная Корея нарушила договор 1961 года и угрожала безопасности КНР, применяя ядерное оружие без консультаций с КНР. [89] Северокорейские государственные СМИ ответили редкой публичной критикой «неискренности и предательства» КНР, обвинив Пекин в «плясках под дудку США». [90] Постоянный представитель КНР при ООН Чжан Цзюнь подтвердил в 2023 году, что КНР «привержена денуклеаризации [Корейского] полуострова, миру и стабильности на полуострове, а также политическому урегулированию проблемы путем диалога». [91] Министр иностранных дел России Сергей Лавров попытался извлечь выгоду из этой напряженности между КНР и Северной Кореей, заявив в сентябре 2024 года, что денуклеаризация Северной Кореи является «закрытым вопросом», потому что Россия понимает, что Северная Корея рассматривает ядерное оружие как основу своей обороны. [92]

Северная Корея может использовать улучшение отношений с Россией, чтобы уменьшить рычаги влияния КНР на Пхеньян. Во время ожесточенного китайско-советского раскола с 1960-х по 1980-е годы лидер Северной Кореи Ким Ир Сен настраивал КНР и Советский Союз друг против друга, чтобы получить экономическую и военную помощь от обеих стран, избегая при этом зависимости от любой из них. [93] В то время как китайско-российские отношения сегодня более сердечные, построение прочного партнерства с Россией в торговле и обороне может помочь Пхеньяну подорвать почти монопольное влияние Пекина на Северную Корею и позволить Северной Корее лучше противостоять требованиям КНР. Кроме того, международные санкции и изоляция России после ее вторжения в Украину сделали Россию менее склонной соблюдать западные санкции против других стран. [94] КНР, напротив, в значительной степени полагается на торговлю с Соединенными Штатами и Европой и старается не пренебрегать явно западными режимами санкций, в том числе против России. [95] Пхеньян может надеяться, что Россия сможет предоставить ему помощь, которую КНР не предоставит, включая военные технологии и даже помощь в реализации своей ядерной программы.

Ослабление влияния КНР на Северную Корею, вызванное партнерством Пхеньяна с Россией, скорее всего, снизит стабильность на Корейском полуострове и поставит под угрозу более широкий Азиатско-Тихоокеанский регион. КНР в первую очередь использовала свое влияние на Северную Корею для сдерживания агрессии Северной Кореи и разработки ядерного оружия, хотя ее успехи неоднозначны. Желание Пекина обеспечить выживание северокорейского режима мотивировало не только его приверженность двустороннему альянсу, но и его усилия по удержанию своего «младшего брата» от провоцирования войны. В отличие от этого, Россия гораздо меньше заинтересована в обеспечении стабильности на Корейском полуострове и, возможно, даже захочет использовать агрессивную Северную Корею, чтобы угрожать Соединенным Штатам и привлечь внимание Запада. Поддерживаемая Россией Северная Корея может чувствовать себя более уверенно в своей способности выдержать недовольство Пекина и, таким образом, осмелеть для эскалации ракетных испытаний и агрессии в отношении Южной Кореи.

Соглашение Северной Кореи и укрепление отношений с Россией также могут помочь ей продвинуться в развитии своей программы ядерного оружия. Соглашение между Россией и Северной Кореей, подписанное Путиным и Кимом 19 июня, включает положение о том, что обе стороны будут развивать обмены, сотрудничество и совместные исследования в области науки и техники, включая космос и «мирную атомную энергетику». [96] Хотя соглашение не предусматривает, что Россия будет помогать Северной Корее в разработке ракет или ядерного оружия, Россия отказалась от своего прошлого противодействия ядерной программе Северной Кореи. Она наложила вето на резолюцию ООН об ужесточении санкций в отношении Северной Кореи в 2022 году и еще одну резолюцию ООН о продлении мандата комитета ООН по мониторингу санкций в отношении Северной Кореи в 2024 году, фактически положив конец мониторингу соблюдения санкций ООН, как отмечалось выше. [97] КНР также наложила вето на резолюцию 2022 года и воздержалась при голосовании 2024 года. [98] Тот факт, что министр иностранных дел России Лавров отверг денуклеаризацию Северной Кореи как «закрытый вопрос», символизирует изменение позиции России с 2022 года, что может привести к готовности напрямую помогать ядерной программе Пхеньяна.

Даже увеличение неядерной и невоенной торговли и помощь со стороны России могли бы способствовать разработке Северной Кореей ядерного оружия. Прямые переводы валюты могут быть использованы для финансирования всего, что захочет правительство Северной Кореи. Согласно исследованию, проведенному Фондом свободы имени Фридриха Наумана, стоимость нынешних поставок оружия Северной Кореей в Россию составляет от 1,7 до 5,5 миллиарда долларов. [99] Это существенное экономическое благо для Северной Кореи, учитывая, что, по оценкам Южной Кореи, ее общий ВВП составил около 40 миллиардов долларов в 2023 году. [100] В докладе Heritage Foundation говорится, что «Россия почти наверняка поставляет твердую валюту, в которой нуждается Северная Корея». [101] и что «эта торговля оружием за наличные деньги еще больше позволяет режиму Кима расширять свои отношения с существующими торговыми партнерами, искать новых клиентов, которых он может поддержать за счет расширенных производственных линий, и получить доступ к ограниченным технологиям». [102] Американские дипломаты сообщали, что северокорейские рабочие, работавшие в России в 2018 году, отправляли до 80% своего дохода обратно в северокорейское государство, что позже было запрещено ООН. [103] Южнокорейская газета Chosun сообщила, что в 2024 году Северная Корея все еще отправляет рабочих в Россию. [104] Россия уже помогла Северной Корее обойти санкции, например, создав сеть финансовых учреждений для тайного содействия незаконным платежам. [105] Неденежная помощь со стороны России, такая как топливо и продовольствие, может смягчить угрожающие режиму проблемы в Северной Корее и позволить государству перенаправить ресурсы на другие приоритеты, такие как разработка ядерного оружия. По данным российского правительства, в 2023 году Дальний Восток и Сибирь экспортировали в Северную Корею тысячи тонн муки и кукурузы. [106]

Пхеньян, возможно, пытается обеспечить выполнение Россией обязательств по обороне в случае конфликта на Корейском полуострове в рамках более масштабного quid pro quo за отправку такого большого контингента северокорейских войск в совершенно иностранный конфликт. Соглашение о взаимной обороне, подписанное Северной Кореей и Россией в июне, предусматривает, что «в случае, если одна из двух сторон будет поставлена в состояние войны в результате вооруженного вторжения со стороны одного или нескольких государств, другая сторона должна незамедлительно оказать военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами в соответствии со статьей 51 Устава ООН и законами КНДР и Российской Федерация». [107] Пхеньян может надеяться, что соглашение, наряду с развертыванием войск для помощи России, гарантирует, что Россия придет ему на помощь в будущем конфликте на Корейском полуострове. Таким образом, уроки, извлеченные Северной Кореей из ее развертывания в России, могут также включать улучшение оперативной совместимости с российскими вооруженными силами в будущих войнах.

Ввод войск Северной Кореей в Россию, скорее всего, является воплощением соглашения о взаимной обороне (задним числом, поскольку операция в «Курской области» началась еще до ратификации соглашения) и указывает на то, что сотрудничество в рамках соглашения не может ограничиваться оборонительными войнами. Северная Корея и Россия назвали вторжение России в Украину «специальной военной операцией», а не «вторжением», и представили войну как опосредованную войну США против России, которую начали Соединенные Штаты. Обе страны также назвали украинские атаки на территории России наступательными. МИД Северной Кореи назвал вторжение Украины в Курскую область в августе 2024 года «чрезвычайно тяжким террористическим преступлением» и «вооруженным вторжением на неприкосновенную территорию России». [108] Такое описание вторжения на Курской дуге как «вооруженного вторжения» в Россию отражает формулировки соглашения и оправдывает выполнение Северной Кореей обязательств по взаимной обороне перед Россией. Действительно, Северная Корея впервые направила войска в Курскую область через несколько месяцев после подписания соглашения, хотя и до того, как российская Государственная Дума ратифицировала его. Соглашение может быть использовано для дальнейшего оправдания отправки северокорейских войск в Украину с аргументом о том, что части Донбасса, которые аннексировала Россия, являются российской землей, на которую Украина «вторгается». Северная Корея была одной из первых стран, признавших аннексию Россией Донбасса в 2022 году. [109] Аналогичным образом, Северная Корея может сослаться на соглашение, чтобы обратиться за помощью к России даже в конфликте, который начинает Пхеньян, представляя свои действия как оборонительные.

Однако неясно, будет ли Россия готова отправить войска для борьбы с врагами Северной Кореи на Корейском полуострове. В соглашении есть некоторые оговорки, которые могут дать России свободу действий, чтобы избежать вынужденного вмешательства в войну, которую она не хочет вести. Положение о том, что каждая из сторон должна оказывать военную помощь в соответствии со статьей 51 Устава ООН и своими национальными законами, может позволить России спорить о том, какие ситуации спровоцируют автоматическую военную интервенцию России. Этой оговорки не было в договоре между СССР и Северной Кореей 1961 года. [110] Москва может утверждать, как это сделал Пекин, что она не обязана помогать Северной Корее в конфликтах, которые инициирует Пхеньян. Ставка России на выживание северокорейского режима намного меньше, чем у КНР, другого союзника Северной Кореи. В то время как КНР предпочитает, чтобы Северная Корея воздерживалась от действий, дестабилизирующих регион, Россия, вероятно, рассматривает агрессивную Северную Корею как полезный способ оккупировать, отвлечь и угрожать американским силам в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в то время как Россия преследует более важные приоритеты в Европе. Вовлечение российских военных в войну с Северной Кореей было бы контрпродуктивным, особенно если это означает открытую войну с Соединенными Штатами. Примечательно, что Ким Чен Ын охарактеризовал обновленные российско-северокорейские отношения как «союз», в то время как Владимир Путин не стал использовать это слово. [111]

Оборонное соглашение Северной Кореи с Россией повышает авторитет и эффективность ее угроз и принуждения в отношении Южной Кореи. Сближение Северной Кореи с Россией происходит в период все более враждебной риторики по отношению к Южной Корее. Ким Чен Ын объявил в январе, что Северная Корея перепишет свою конституцию, объявив Южную Корею своим «главным врагом» и откажется от давних целей мирного воссоединения. [112] В октябре Северная Корея взорвала часть автомобильных и железных дорог, соединяющих Северную и Южную Корею, и объявила, что построит дополнительные укрепления вблизи границы. [113] Северная Корея также пригрозила принять ответные меры против Южной Кореи, которая якобы отправляет беспилотники в воздушное пространство Северной Кореи для распространения пропагандистских листовок, в том числе в Пхеньяне. [114]

Союз Северной Кореи с Россией делает ее угрозы и принуждение более убедительными по нескольким причинам. Во-первых, приобретение нового крупного союзника увеличивает шансы на то, что Северная Корея сможет одержать победу в войне или, по крайней мере, выжить. Это придаст смелости Северной Корее вести себя более рискованно. Во-вторых, снижение экономической и военной зависимости Северной Кореи от КНР, соответственно, снизит уверенность Южной Кореи в том, что КНР может сдерживать худшие порывы Северной Кореи. В-третьих, Россия как внешнеполитический субъект гораздо менее предсказуема и менее осторожна в отношении конфликтов, чем КНР, что приведет к неопределенности в отношении того, в какой степени Россия может поддержать северокорейскую агрессию. КНР не воевала с 1979 года и решительно предпочитает не связывать и не терять войска и средства в любом конфликте, который не служит ее основным целям. По этой причине она избегает военных союзов, в том числе с Северной Кореей. В отличие от этого, Россия имеет историю военного авантюризма и агрессии, включая военные операции в Чечне, Грузии, Сирии и в Украине в последние два десятилетия. Вместо того, чтобы сдерживать Северную Корею, она может даже активно поощрять ее к военному противостоянию с Южной Кореей. Рост авторитета и эффективности принуждения Северной Кореи к Южной Корее позволит ей лучше влиять на политику Южной Кореи и других ее противников в пользу Пхеньяна.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.