Фото: Павел Салек / автор wPolsce
wPolityce.pl: Министерство климата и окружающей среды объявило о создании так называемых общинных (социальных) лесов. Мы слышим красивые слова о защите природы, отдыхе жителей агломераций, общем благе. Сколько в этом правды?
Павел Салек: Это создание некой новой структуры, которая уже описана в польском законодательстве, потому что сегодня эти социальные функции выполняют государственные леса. Я не знаю, для чего должны служить “социальные леса”, потому что даже если и говорят о каких-то зеленых кольцах, в случае многих городов эти кольца уже существуют. Хороший пример – Катовице и вся Силезия, где процент лесного покрова очень высок.
Мы постоянно консультируемся по поводу лесов, идет постоянный диалог. Это идея Министерства окружающей среды, к которой я отношусь с большой долей отстраненности, потому что нет смысла реформировать то, что уже есть и хорошо работает. Те вещи, о которых с шумом заявляет министерство, уже закреплены в Законе об охране природы и Законе о лесе, так зачем создавать еще какую-то структуру? Разумеется, это делается под влиянием различных сообществ, и министерство это реализует.
Социальные леса – иными словами, чьи леса? Государственные, самоуправляемые или под эгидой какой-то новой структуры, где могут быть заняты новые люди?
В настоящее время на столе лежит предложение о том, как будут создаваться общественные леса. До 15 августа есть возможность высказать свои замечания, и в то же время мы не знаем, кто является автором этого документа. Это очень обширный и сильно фрагментированный документ документ. Очень интересно посмотреть, кто является его автором. Пока никто конкретно под ним не подписался. Создание новых субъектов в нашем лесном хозяйстве, в том числе с учетом рекреационных функций, инициируется постоянно. Я не знаю, какой цели это должно служить.
Чем общинные леса отличаются от государственных лесов и какова их цель? Они не должны быть заповедниками или парками, во всяком случае, здесь все представлено загадочно.
Чем это будет отличаться? Придется осуществлять некое управление лесами. Вырубка леса должна быть сокращена, но лесопользование должно осуществляется из-за природных условий и вопросов безопасности. Такие развлечения, как велопрогулки, пешие прогулки, верховая езда и даже кемпинг в лесу, сегодня разрешены и организованы в рамках холдинга “Государственные леса – Национальные леса”.
Возможно, это тот лозунг, который хотят реализовать власть имущие, показывая, как они заботятся и защищают леса, прикрываясь волей общественности. Это еще один документ, который надо обсуждать инициируя диалог с общественностью, чтобы потом сказать, что общественность так захотела. А общество должно знать, чем оно пользуется сегодня, в какой форме, а тут решено, что нужно ввести какую-то новую форму.
Кроме того, если бы это было законодательно закреплено, пришлось бы вносить изменения в Закон о лесе, а я против внесения изменений. Это закон, который хорошо работает в польских условиях.
Может быть, дело в электоральном эффекте, ведь “социальные леса” должны быть созданы вокруг крупных агломераций, где нынешняя правящая коалиция имеет наибольшую поддержку?
Эти леса уже существуют, и дело не в том, что будут созданы новые. Они существуют и выполняют свои функции. Сегодня доступ в польские леса универсален и бесплатен.
Что говорят лесники по этому поводу?
Лесоводы в целом потрясены тем, что происходит в польском лесном хозяйстве и охране природы. У нас есть еще одна институциональная форма, которая должна быть введена. Мы ввели мораторий на исключение из лесопользования почти 100 000 гектаров, вчера закончились общественные консультации по поводу дальнейшего исключения из лесопользования. У нас также есть поправки к кодексу надлежащей практики ведения лесного хозяйства, которые отходят от польской модели лесного хозяйства. У нас уже есть поправка к приказу генерального директора о так называемых сплошных рубках, то есть об обычной заготовке древесины, и у нас также есть неутвержденные планы управления лесами, которые решают, как должен функционировать лесной район и как он должен себя содержать.
Конечно, есть объяснение, что леса зарабатывают на заготовке древесины. Однако я хотел бы сказать, что в Польше на протяжении четырех столетий, а то и раньше, тот, кто разумно и устойчиво управляет лесом, в том числе на постоянной основе, заготавливает древесину, тот получает от этого прибыль.
Речь не идет о том, чтобы противопоставлять настоящих экологов и натуралистов лесникам, потому что сегодня каждый лесник – это эколог и натуралист. Государственные леса приспособились к требованиям общества, но все еще существует чудовищное давление, направленное на то, чтобы отойти от того направления, которое было сформировано в Польше сто лет назад. К примеру, к столетнему юбилею государственных лесов планируется создать сто заповедников (речь идет об аналогах украинских заповедных урочищ или лесных заказников М.П.). Заповедники создаются в связи с потребностями, а не к юбилею.
Как это может повлиять на рынок лесоматериалов?
Это очень серьезная проблема, потому что сегодня лесной или мебельный бизнес в одностороннем порядке отказался от консультаций по социальным лесам в своем заявлении. Если, например, социальные леса вокруг Быдгоща будут исключены в радиусе 60 километров, это означает, что они будут пересекаться с Тухольским лесом. В то время кольца, которые должны быть включены в проект социальных лесов, составляли 10-20 км, но министр заявил, что они могут достигать 60 км. Это еще один элемент исключения еще сотен тысяч гектаров из нормального лесопользования.
