Государственный совет по охране природы (Państwowa Rada Ochrony Przyrody PROP) выступил с заявлением, призывающим внести изменения в правила, устанавливающие уголовную и гражданскую ответственность лесных менеджеров за безопасность людей, находящихся на лесных участках. Инициаторами этих предложений по изменениям являются: Главное управление государственных лесов и директора национальных парков. Как отмечают заявители, предлагаемые изменения не означают, что лесники и директора национальных парков перестанут заботиться о безопасности людей.
До сих пор ответственность за несчастные случаи и ущерб, нанесенный на управляемых ими территориях, возлагалась на руководителей лесного хозяйства. Ответственность за нарушения техники безопасности несут не только крупные лесохозяйственные организации, такие как лесничества или национальные парки, но и отдельные сотрудники. Это касается и руководителей, таких как директора и лесничие, и даже преподавателей лесного дела. Последствия могут быть очень серьезными, начиная от выплаты компенсации и заканчивая тюремным заключением сроком до пяти лет.
Что важнее – охрана природы или безопасность
По мнению тех, кто просит внести изменения в закон, действующее законодательство не позволяет совместить охрану природы в лесах с обеспечением безопасности людей. С одной стороны, ответственные за леса лица обязаны удалять все деревья, которые могут представлять опасность, например сухие или поврежденные. Однако такие действия наносят ущерб биологическому разнообразию и приводят к тому, что леса теряют свой естественный характер. Ведь гниющие и умирающие деревья составляют основу экологического цикла леса.
Стареющие деревья и валежник являются неотъемлемой частью здоровой лесной экосистемы и способствуют сохранению биоразнообразия, комментирует профессор Богдан Ярошевич, заместитель генерального директора Государственных лесов по охране природных ресурсов и член PROP. – Стареющие деревья, благодаря своим многочисленным микрожилищам, например, мертвым и полым ветвям, служат местом развития и жизни для множества высокоспециализированных лесных организмов. С другой стороны, разлагающаяся древесина является важнейшим элементом круговорота веществ и питательных веществ в природе и выполняет множество важных экологических функций. Мертвая древесина является субстратом, на котором процветают многочисленные грибы и беспозвоночные. Кроме того она накапливает влагу, обеспечивая дополнительный резервуар воды в лесу. К сожалению, ломающиеся ветви или стволы умирающих деревьев могут представлять опасность для людей, находящихся поблизости, добавляет директор Ярошевич.
Сколько компенсаций выплачивается лесам?
Гражданская и уголовная ответственность за безопасность вытекает из соответствующих положений Лесного закона, Гражданского и Уголовного кодексов. По данным государственных лесов, ежегодно на управляемых ими территориях происходит 350-650 несчастных случаев, вызванных падением деревьев или их частей. В период с 1 января 2019 года по 30 июня 2024 года это обойдется государственным лесам почти в 6 миллионов злотых в виде компенсационных выплат. По словам лесников, следить за состоянием деревьев на землях, находящихся в ведении государственных лесов и занимающих более 7 миллионов гектаров, не представляется возможным.
Предложения по внесению изменений в закон
Государственный совет по охране природы предлагает ввести решения, которые могли бы согласовать социальные ожидания с соблюдением правил, сняв хотя бы часть ответственности с управляющих лесами. ПРОП предлагает внести изменения в отдельные положения действующего Закона о лесах и Закона об охране природы:
1. изменение редакции ст. 26 раздел 1 Лесного закона к «1. Леса, принадлежащие Государственной казне, подлежат разделу 2 и 3, делаются общедоступными, исключая ответственность лесничего перед лицами, пользующимися этим доступом, за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни, не возникшего вследствие нарушения обязательств, предусмотренных ст. 26б”;
2. добавление ст. 26а, определяющая обязанности лиц, использующих лесные участки в зонах, не связанных с ведением лесного хозяйства (по образцу Закона о безопасности и спасании в горных и водных зонах):
Ст. 26а. Лица, находящиеся на лесных участках, обязаны проявлять должную осторожность в целях защиты своей жизни и здоровья, а также жизни и здоровья других людей, а именно:
1) знакомиться с правилами пользования данным участком, сооружением или устройством и соблюдать их. ;
2) соблюдать обязательные и запрещающие знаки, установленные лесоуправленцами;
3) ознакомиться и адаптировать планы деятельности с учетом своих навыков, текущих погодных условий и состояния леса, прогноза погоды и ожидаемых погодных условий;
4) немедленно сообщать соответствующим спасательным службам или лесничегом о происшествии или других чрезвычайных событиях, которые могут повлиять на безопасность людей.
3. добавление ст. 26б, где четко определены обязанности управляющих лесными участками, предоставленными общественности (по образцу Закона о безопасности в горах и на воде):
Ст. 26б. Лесной менеджер размещает в общедоступном месте информацию о:
1) правилах пользования общим лесным участком;
2) ограничения на использование предоставленного лесного участка;
3) риск, связанный с использованием общего лесного участка, в том числе риск, связанный с падением деревьев или их частей;
4) способ оповещения об авариях с указанием номеров экстренных служб.
4. дополнение в ст. 35 Закона о лесах, раздел 1а:
Ст. 35.1. Лесничий самостоятельно осуществляет лесоустройство в лесничестве на основании плана лесоустройства и несет ответственность за состояние леса […].1а. Ответственность за состояние леса, указанная в разделе 1, не включает ответственность за ущерб лицам или имуществу третьих лиц, причиненный действием сил природы в лесу.
5. дополнение в ст. 12 Закона об охране природы, раздел 1а:
Ст. 12. 1. Территория национального парка может предоставляться таким образом, чтобы не оказывать негативного воздействия на природу национального парка.1а. Директор национального парка не несет ответственности перед лицами, пользующимися доступом в национальный парк, за вред имуществу, здоровью или жизни, не возникший вследствие нарушения обязанностей директора парка, установленных отдельными положениями.