Государственные леса стали политическим трофеем политиков партии Збигнева Зиобры, что привело к “[хищениям наличности”. Это патология в чистом виде. Время от времени мы подаем новые ходатайства в прокуратуру”, – говорит порталу money.pl Миколай Дорожаля, заместитель министра климата и окружающей среды и главный защитник природы.
Фото: В государственных лесах продолжается ревизия (Adobe Stock, Paul)
- Аудит государственных лесов все еще продолжается, хотя правительство уже представило первые результаты.
- Механизм нарушений в Лесном фонде схож с механизмом нарушений в Фонде правосудия, говорит нам Николай Дорожала.
- Вырубка деревьев в Беловежском лесу не должна была проводиться, признает он.
- 2022 год стал первым годом, когда было вырублено больше леса, чем приросло. Это вызывает опасения”, – подчеркивает заместитель министра климата.
- Он подтверждает, что польская древесина идет в основном в Китай, хотя, как он отмечает, в последнее время мы продаем больше, например, в Германию.
Агнешка Зелиньска, money.pl: Широко распространено мнение, что в последние годы леса вырубаются в беспрецедентных масштабах. Лесоводы с этим мнением не согласны. Какова правда?
Миколай Дорожала, заместитель министра климата и окружающей среды и главный защитник природы: Дело в том, что за последние 20 лет заготовка древесины увеличилась, примерно на 100 процентов, с примерно 22 миллионов кубометров до более чем 44 миллионов кубометров сегодня.
С этими данными трудно спорить.
Это действительно так. Однако главной причиной социальной напряженности, связанной с государственными лесами, было, прежде всего, отсутствие диалога. Прежние власти были глухи к социальной стороне. Ситуации, которые действительно не должны были произойти, такие как вырубка в Беловежском лесу, – это отдельная тема.

Миколай Дорожала, заместитель министра по вопросам климата и окружающей среды (East News, Войцех Олькусник)
Если масштабы вырубки действительно увеличиваются, то одновременно должен уменьшаться и лесной покров, но этого не происходит. Не потому ли что так называемые волоки и лесосеки, то есть места, где деревья были вырублены, также считаются лесами? На практике, вырубки учитываются как леса, поэтому их общая площадь не сокращается.
Народная мудрость гласит, что есть маленькая ложь, большая ложь и статистика. В данном случае она кажется вполне уместной, так как места где деревья вырублены, продолжают классифицироваться как леса. Этот вопрос требует изучения, поскольку трудно относиться к посадке, которой возраст которой определяется днями и месяцами, так же, как к лесу, в котором деревья растут 70 или 80 лет.
На практике, лесной покров в Польше увеличивается со времен Второй мировой войны. Но 2022 год стал первым годом, когда леса было вырублено больше, чем выросло. Это вызывает опасения и требует тщательного анализа. В настоящее время этот показатель составляет 30 процентов.
Не требуется ли в этом вопросе изменение определения?
Следует помнить, что предположения, касающиеся лесной политики, относятся к 1990-м годам. Сейчас она действительно требует свежего взгляда, о чем открыто заявляют многие ученые.
Другая проблема заключается в том, что многие польские леса, посаженные после последней войны, вступают в так называемый возраст рубки, то есть в период, оптимальный для вырубки с точки зрения лесного хозяйства.
В то же время растет осведомленность общественности о лесах и их роли в контексте изменения климата и адаптации к нему. Леса должны сыграть огромную роль в борьбе с засухой. В настоящее время эта проблема затрагивает в основном центральную часть Польши, но в скором времени она станет более масштабной. Это мощные вызовы.
Экспорт необработанной древесины за границу, а точнее его масштабы, также вызывает споры. В 2019-2023 годах из Польши за границу будет продано 14,3 миллиона тонн необработанной древесины. Большая ее часть отправилась в Германию. Еще одной страной, куда отправлялась польская древесина, был Китай.
Принято считать, что наша древесина идет в основном в Китай. Это действительно так, хотя в последнее время мы продаем древесину, например, в Германию. В настоящее время наши балтийские порты также принимают древесину со всего региона, которая затем идет, в частности, в страны Азии.
Возвращаясь к спорам об экспорте польской древесины за границу, следует отметить, что для этого необходимо провести более широкие консультации, в частности, с Министерством финансов и Национальным управлением доходов. В настоящее время создана неформальная группа для всестороннего обсуждения этого вопроса. В основном речь идет о системных решениях, над которыми мы работаем. Однако это не произойдет за “пять минут”.
Польская лесная промышленность уже давно требует запрета на продажу необработанной древесины из Польши за границу.
Предложение об изменениях в этом отношении включено в пакет из девяти решений для лесной промышленности, который мы приняли в апреле. В нем мы предложили, в частности, поддержать интенсивную переработку древесины на местах. Мы хотим, чтобы каждый оператор, работающий на польском рынке лесоматериалов, включил в свою историю продаж аспект так называемой глубокой переработки древесины, что также подразумевает вопрос соответствующего контроля и сертификации.
Удастся ли благодаря этому устранить проблему, о которой мы писали год назад, связанную с тем, что Леса Панствовы заготавливают больше древесины, чем следует из статистики? Официальные отчеты не совпадают с данными, собранными Бюро по управлению лесами и геодезии.
Возвращение к Лесному попечительскому сертификату (FSC), позволяющему, помимо прочего, контролировать, откуда берется дерево, куда оно поступает и где перерабатывается, безусловно, помогло бы сделать лесозаготовки более прозрачными (FSC – это гарантия устойчивой лесозаготовки, уважаемая во всем мире – прим. ред.) Однако предыдущее управление лесного хозяйства решило, что такой сертификат нам не нужен.
Какие последствия это имело?
Сертификация очень важна с точки зрения экспорта переработанной древесины на внешние рынки, в том числе в ЕС. Многие международные компании не будут покупать древесину без сертификации.
Растет и осведомленность потребителей. Компании, производящие изделия из древесины, также хотят гарантировать своим клиентам, что их продукция произведена экологически чистым или, в данном случае, устойчивым способом. Поэтому, лишаясь сертификата, они теряют многих потенциальных клиентов.
По состоянию на апрель 2023 года только два из 17 Главных управлений государственных лесов имеют такую систему сертификации. Это вызвало огромную путаницу: некоторые предприниматели сообщали, что запасы FSC-сертифицированной древесины через некоторое время закончатся.
Это означает, что в скором времени возникнут проблемы с экспортом древесины на европейские рынки. Поэтому одним из первых наших решений было вернуться к решению о сертификации FSC. Сейчас мы находимся в процессе ее восстановления”.
Представители лесной промышленности и экологи уже давно предупреждают, что древесина из польских лесов попадает прямо в топки электростанций и сжигается там в качестве так называемой биомассы.
Решение этой проблемы также содержится в пакете, который мы подготовили для лесной промышленности.
Мы подготовили постановление, которое четко определяет, что является деловой древесиной, а что нет. Это означает, что в первую очередь она пойдет в отечественную деревообрабатывающую промышленность и только в крайнем случае на ТЭЦ.
Положительным эффектом будет то, что на рынок для польских предпринимателей поступит минимум 1,5 млн. кубометров древесины. Вместо того чтобы исчезать в котлах электростанций, она пойдет в мебельную и строительную промышленность.
Сейчас постановление находится на межминистерских консультациях.
В январе министерство климата ввело так называемый лесной мораторий. В соответствии с ним некоторые из наиболее ценных в природном отношении территорий были полностью или частично исключены из лесозаготовок. Однако это вызвало резкий протест со стороны лесоводов.
Мораторий охватил около 100 тыс. гектаров. Это крупнейшая программа по защите лесов после вступления Польши в ЕС и создания “Натура 2000”, которая была очень нужна, поскольку она меняет отношение к нашим лесам. Охрана распространяется на ценные природные территории, к чему общество призывало на протяжении многих лет.
Вопреки прогнозам тех, кто предсказывал катастрофу на рынке древесины, реальный экономический эффект от сокращения лесозаготовок составил лишь около 200 000 кубометров древесины. Для сравнения: в прошлом году государственные леса выполнили 93 процента плана рубок. Невыполнение 7 процентов означает уменьшение объема заготовки на 3 миллиона кубометров. По этой причине никто не протестовал.

Фото: Аудит в государственных лесах продолжается (money.pl, Агнешка Зелиньска)
Можно ли будет оспорить так называемые планы управления лесами, т.е. планы по проведению рубок?
Решение TSUE (Европейский суд) ясно показывает, что польские правила, исключающие возможность оспаривания планов управления лесами в суде, нарушают законодательство Европейского союза. Поэтому мы не можем делать вид, что этой проблемы не существует.
Поэтому мы хотим расширить участие общественности, чтобы граждане были активной частью процесса. Поэтому мы предложили, чтобы сотрудники лесничеств раз в год приходили на заседание муниципального совета и рассказывали о том, как они выполняют план управления лесами.
Мы также предлагаем, чтобы муниципальный совет и главные управления по охране окружающей среды участвовали в утверждении планов управления лесами. Это не действия против кого-либо. Скорее, это возможность для лесников снять с себя социальный одиоз, связанный с оценкой их работы, который – не будем скрывать – накапливался в течение многих лет.
Проект этих изменений скоро появится в правительственной повестке.
Аудит в LP все еще продолжается. Что она выявила?
Государственные леса стали политическим трофеем политиков партии Збигнева Зиобры, что привело к “хищениям”. Это патология в чистом виде. Об этом свидетельствуют результаты нашего аудита, который выявил нецелевое расходование более 100 миллионов злотых.
Механизм нарушений в Лесном фонде в то же время схож с механизмом нарушений в Фонде правосудия. Государственные деньги использовались для поддержки политических и частных целей.
Каковы дальнейшие планы в связи с этим?
Проверка продолжается, на данный момент проверяются 2020-2023 годы. Время от времени мы делаем дополнительные запросы в прокуратуру, а также сотрудничаем с CBA (Центральное антикоррупционное бюро) и NIK (Центральное контрольно ревизионное управление).
В марте мы подали заявление о подозрении в совершении преступления на сумму 65 миллионов злотых, связанного с тратой денег на рекламные щиты, которые якобы предназначались для рекламной кампании Государственных лесов, в которой участвовал Лесной фонд. (Незадолго до парламентских выборов вдоль дорог в Государственных лесах появились рекламные щиты, рекламирующие образцовое лесное хозяйство и, косвенно, конкретных кандидатов в Сейм и Сенат – прим. ред.)
На данный момент в прокуратуре находится около 30 заявлений по поводу Информационного центра ЛП, где также были выявлены огромные нарушения. Среди них – явное трудоустройство политиков, членов их семей, создание фиктивных должностей и комиссий. Примером может служить, например, должность Дариуша Матецкого, члена парламента и соратника Збигнева Жиобры, который получал зарплату более двух лет.
Чего касаются новые уведомления?
Несколько дней назад мы подали заявление в прокуратуру по поводу одного из лесных инспекторов в Подляшье. Он также является одним из руководителей профсоюза. И так странно получилось, что он был одним из лидеров протеста против изменений в ЛП. Теперь выяснилось, что он сам замешан в нарушениях, связанных с расходованием более одного миллиона злотых.
Мы также ведем дело против бывшего директора LP, где речь идет о нарушениях на сумму 3 миллиона злотых. Эти деньги были потрачены, в частности, на рекламные мероприятия в его избирательном округе, когда он баллотировался в Сейм в прошлом году.
Бытует мнение, что ЛП – это государство в государстве. Кто на самом деле осуществляет надзор за этой организацией?
Статус ЛП действительно уникален. Государственные леса действуют в соответствии с отдельными нормативными актами, на основе самофинансирования, которое хорошо работало в течение многих лет.
В то же время группа так называемых баронов наживалась на этой организации за счет многих лесников, действуя бесконтрольно и имея в своем распоряжении огромные деньги, полученные от эксплуатации лесов, то есть нашего общего блага. В результате сегодня почти 25 000 человек, работающих в этой организации, страдают от негативного имиджа.