Российско-китайское сотрудничество развивается уже более 10 лет, а в последнее время становится всё более плотным. За неимением других крупных партнёров и рынков сбыта азиатские друзья стали едва ли не единственной надеждой для нашей экономики. Неудивительно, что они начали диктовать свои условия российским лесопромышленникам.
Немного цифр
По данным WhatWood, в феврале 2024 г. объём экспортных поставок пиломатериалов из России в Китай составил 625 тыс. т (~1-1,1 млн м3), что на 25-30% выше по сравнению с январскими показателями. В феврале восстановили объёмы поставок сибирские заводы. Так, по сравнению с январём удвоились поставки из Красноярского края (до ~310 тыс. м3), а из Иркутской области — на 25% м/м (до ~210 тыс. м3).
Прирост показали предприятия из Вологодской области (+51% г/г). Из Кировской области был отгружен максимальный объём с ноября 2022 года (~41 тыс. м3). В апреле текущего года объём экспортных поставок пиломатериалов в Поднебесную вырос относительно февраля на +2% м/м и составил ~1,2 млн м3. Таким образом, эксперты отмечают, что экспортные поставки из России в Китай растут третий месяц подряд. Причём показатели апреля к январю 2024 г. увеличились в 1,5 раза, и эта тенденция сохраняется.
По информации Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю, с января по начало июня 2024 года вятские лесопромышленники экспортировали в Китай 159 тыс. м3 пиломатериалов из хвойных пород древесины. В годовом исчислении показатель увеличился на 85%.
Для сравнения — в эти же месяцы 2023 г. поставки составили 85,8 тыс. м3. А из Красноярского края с начала года успешно вывезли 2,5 млн кубометров лесопродукции. Как рассказали в управлении Россельхознадзора, как минимум 1,6 млн леса отправились на экспорт, причём основную часть составил пиломатериал.
По информации пресс-службы Приморского межрегионального управления Россельхознадзора, в мае 2024 года лесоэкспортёры из Приморского края отправили на международные рынки 155,1 тыс. м3 лесоматериалов. В этом объёме на деловой лес пришлось 46,6 тыс. м3, на пиломатериалы — 68,9 тыс. м3.
Справедливости ради отметим, что лесная продукция уходит и в другие страны, но эта доля очень мала. ДСП, фанера и пеллеты поставляются в Турцию. Немного выросли продажи в Ливан, Иран, Ирак, после пробных партий начались поставки в Сирию, Израиль и Афганистан. Однако свыше 85% от общего объёма экспорта древесины поставляется в Китай.
Успешной торговле с Китаем способствует благоприятная политическая атмосфера между нашими странами. В 2023 году существенно сократились ставки фрахта и стоимость транспортировки грузов из РФ в КНР. Были «расшиты» некоторые узкие места в логистике, появились новые сервисы от логистических компаний. В частности, возобновился экспорт из портов Северо-Запада России. Всё это обусловило позитивную динамику роста экспорта пиломатериалов в Азию.
Укрепление партнёрства
Именно Китай, обеспечивший нам более половины всего экспорта, стал ключевой страной для российских лесопромышленников, и даже географически отдалённые от него регионы ищут способы развития сотрудничества. Так, в мае текущего года губернатор Архангельской области Александр Цыбульский принял участие в IV Российско-китайском форуме по межрегиональному сотрудничеству. Он рассказал о возможностях и перспективах, которые сегодня открываются для развития партнёрских связей между Поморьем и регионами КНР.
«Китайская Народная Республика — не просто один из ключевых торговых партнёров Архангельской области. По объёму товарооборота с зарубежными странами, который только за последние три года вырос на 50%, Китай для нас находится на первом месте и обеспечивает 32,5% товарооборота внешней торговли», — сообщил Александр Цыбульский.
Подобное сотрудничество для Архангельской области является предметом особого внимания и одним из приоритетных направлений развития международных связей. В номенклатуре экспорта основная доля приходится на продукцию лесопромышленных и целлюлозно-бумажных предприятий региона.
В структуре импорта преобладает продукция машиностроения. С учётом растущих показателей внешнеторгового оборота с Китаем сегодня значительно возрастает необходимость поиска новых логистических маршрутов перевозки товаров.
В условиях, когда поставки грузов железнодорожным транспортом осложняются высокой загруженностью Восточного полигона, китайцы проявляют всё больший интерес к возможностям Северного морского пути, который сегодня является самым коротким морским путём в страны Юго-Восточной Азии.
Архангельский транспортный узел — один из ключевых опорных пунктов Севморпути. Он обеспечивает самый быстрый переход в порты Китая — всего 20–22 дня до Шанхая. Это на 3–4 дня быстрее, чем из Мурманска, и на 10 дней быстрее, чем из Санкт-Петербурга.
«В 2023 году мы отправили первый за последние 10 лет прямой рейс из Архангельска в Шанхай по Севморпути с пиломатериалами в контейнерах. В планах китайского перевозчика (NewNew Shipping Line) на навигацию этого года — 10–12 таких судозаходов. Это обеспечит регулярность экспортно-импортной контейнерной линии между странами. Соответствующее соглашение уже подписано», — отметил глава региона.
Условия азиатов
У отечественных производителей пеллет выбор рынков сбыта практически отсутствует. После того как европейцы закрыли границы для российских поставщиков топливных гранул, одним из немногих каналов сбыта для страны осталась Южная Корея. Но этого недостаточно. Невозможно и потребить всю продукцию внутри нашей страны.
Проблема с низким уровнем реализации пеллет остаётся актуальной, и её решение многие отраслевики видят в экспорте в Китай. Главная сложность заключается в том, что в стране действует запрет на ввоз древесных гранул иностранного происхождения. Тем не менее наши власти не оставляют попыток прийти к соглашению с Китаем по поводу закупки российских пеллет.
В мае 2024 года вице-президент по работе с государственными органами, лесной политике и устойчивому развитию Segezha Group (MOEX: SGZH) Николай Иванов принял участие в заседании Постоянной российско-китайской рабочей группы по освоению и использованию лесных ресурсов. С точки зрения российской стороны, перспективной группой товаров для взаимной торговли являются пеллеты и оборудование для их производства, широко представленного в Китае. Именно на этом направлении в последнее время сосредоточено внимание представителей бизнеса и государства.
«Открытие новой страницы сотрудничества между ЛПК РФ и китайскими потребителями по организации поставок и дистрибуции пеллет в Китае по взаимно приемлемым ценам, расширение производства пеллет в России в партнёрстве с производителями оборудования из Китая позволит повысить эффективность ЛПК России и энергетического сектора Китая, содействовать достижению установленных КНР показателей по углеродной нейтральности. Только в 2024 году Segezha Group получила запросы от пяти крупных компаний из КНР на поставку пеллет объёмом более 1,7 млн тонн в год», — отметил г-н Иванов.
Но друзья из Поднебесной не лыком шиты, понимают своё довольно выгодное положение и выдвигают встречное условие, согласно которому они будут готовы к поставкам древесного топлива только в случае возобновления экспорта необработанной древесины, который, напомним, закрыт с 1 января 2022 года. Несмотря на то, что мы открыты к партнёрству во всех отношениях, здесь российская сторона не готова идти на уступки.
«Регулярно рассматривается вопрос снятия барьеров для экспорта пеллет в Китай, но пока китайские покупатели согласны приобретать пеллеты „в пакете” с открытием экспорта кругляка», — рассказал «Интерфаксу» глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
Он считает правильным принятое властями решение о запрете вывоза из России необработанной древесины хвойных и лиственных пород: по его мнению, ЛПК в Дальневосточном федеральном округе могут и сами вести переработку запасов российского кругляка без помощи азиатов.
«Мощности Дальнего Востока по переработке древесины — более 10 млн куб. м.
Это позволяет переработать весь объём заготовки делового леса, выпускать продукцию от одноразовой посуды и игрушек до готовых домов. За прошедший год продемонстрирован резкий прирост продукции лесопереработки, и в этом году продолжается увеличение показателей», — сказал министр.
Кто платит, тот и диктует цену
Основной лесной продукцией, востребованной сейчас за рубежом, является берёзовая древесина, а также брёвна мягколиственных пород: осины и тополя, — поставки которых пока не запрещены. Из общего объёма вывоза кругляка за отчётный период две трети, или 496 447 куб. м, пришлось на берёзовые бревна. Их экспорт вырос на 16%. По данным «Рослесинфорга», в начале 2024 года поставки этой категории лесной продукции из России осуществлялись в восемь стран. Первое место и здесь занял Китай, который увеличил ввоз кругляка на 13% в годовом выражении — до 576 тыс. куб. м.
По данным аналитиков, за пять лет экспорт из РФ в КНР увеличился практически вдвое. Также существенно нарастили закупку необработанной древесины из России Белоруссия и Иран.
В начале мая 2024 г. отраслевое агентство WhatWood сообщало, что из-за роста поставок круглого леса и шпона берёзы в Китай на внутреннем рынке России «возникают дополнительные риски», связанные с обеспечением предприятий качественным сырьём для выпуска берёзовой фанеры. На неё приходится порядка 90% производства всей фанеры в стране.
Г-н Иванов считает, что в ближайшей перспективе риск нехватки сырья для производства фанеры в России из-за роста экспорта в Китай маловероятен. В Рослесинфорге уверяют, что увеличение экспорта берёзовых брёвен не грозит дефицитом фанеры из этой древесины в России. Её производство набирает обороты, этот сегмент восстанавливается после санкционного шока.
Россия остаётся в мировых лидерах по производству премиальной берёзовой фанеры, подчёркивают в ведомстве. По итогам первого квартала рост производства этой продукции вырос на 17,2% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Фанера росла весь прошлый год, производителям удалось сохранить объёмы 2022 года и не уйти в минус.
Представитель «Свезы» говорит, что на рынке фанерного кряжа в России сформировался дефицит — в числе прочего из-за экспорта берёзового шпона и фанерного кряжа в Китай. Другая причина — недостаточное развитие мощностей по переработке балансовой древесины, из-за чего снижаются объёмы заготовки. Речь идёт о верхней части дерева, которую нельзя использовать для качественных пиломатериалов.
В результате на внутреннем рынке произошёл дисбаланс спроса и предложения на сырьё для фанеры, который привёл к росту цен на шпон и фанерный кряж из берёзы на 80% в апреле 2024 г. к апрелю 2023 г., по данным «Свезы». По мнению представителей компании, одной из мер поддержки производителей фанеры могло бы стать ограничение экспорта кряжа, что помогло бы нарастить объём поставок на внешние рынки более маржинального продукта — фанеры.
Китайские покупатели повышают закупочные цены и тем самым могут создать прецедент, когда российским заготовителям фанерного кряжа будет выгоднее экспортировать свою продукцию, чем поставлять её на внутренний рынок, отмечает г-н Чебышев. В результате отечественным комбинатам тоже приходится повышать закупочные цены на сырьё.
Многие считают, что вывоз «кругляка» в Азию позволил бы предприятиям ЛПК сохранять стабильную прибыль в непростых экономических условиях. Однако, по мнению заместителя председателя Собрания депутатов Поморья и председателя комитета по лесопромышленному комплексу и природопользованию Александра Дятлова, такой шаг, напротив, может навредить российской лесной промышленности.
Он считает, что сейчас российские предприятия утратили возможность конкурировать по цене на фанерный кряж с другими экспортными предложениями в Китай. Это привело к росту экспорта этой продукции и существенно осложнило закупку древесного сырья российскими фанерными предприятиями, фактически посадив их на голодный паёк — с риском остановок производств из-за отсутствия сырья.
Как мы видим, ситуация на рынке лесопромышленной продукции и стабильность работы отечественных предприятий находятся в зависимости от настроения азиатских покупателей. Избыточное предложение отечественного пиломатериала занизило цены на экспортном рынке, производители древесины ориентируются на объём спроса и предпочитают продавать её оптом по цене заказчика, поэтому стоимость пиломатериала ниже, чем могла бы быть.
«80% пиломатериала уходит на экспорт. В основном в Китай, он и диктует цены. На одном направлении собран весь объём леса, который шёл ранее на экспорт в ЕС и в другие западные страны. При такой концентрации количества товара его стоимость неизбежно снижается. То есть цена на рынке могла бы быть гораздо выше», — цитирует РБК генерального директора приморской Ассоциации промышленников и экспортёров леса Павла Корчагина.
С какой стороны ни посмотри, наша страна всё больше втягивается в зависимость от Китая, и очень важным становится соблюдение интересов отечественных производителей, считает заместитель директора ООО «ЭлитФорест» Александр Бобров.
«У нашего правительства имеется богатый опыт в части рисков зависимости от нерезидентов. Если грамотно выстраивать политику отношений с инвесторами и параллельно развивать собственное производство, зависимости можно избежать.
Необходимо больше средств вкладывать в маркетинг, открывать представительства за рубежом, развивать перспективные рынки Индии, Вьетнама, Ирана, Турции, а также производить готовую продукцию с высокой добавочной стоимостью», — считает г-н Бобров.