100 лет назад был создан устав «Польских государственных лесов».

В этом году государственные леса отмечают свое столетие. 28 июня 1924 года президент Станислав Войцеховский подписал указ, который заложил основу для создания компании “Польские государственные леса”.

После восстановления независимости и окончания военных действий возникла острая необходимость в создании централизованного управления польскими лесами.

Первым правовым актом, касающимся будущих государственных лесов, стал декрет главы государства от 16 января 1919 года об организации лесных охранных контор. Месяц спустя постановление Сейма обязало государственные леса выделять 30 % пригодной к использованию древесины из ежегодных квот на вырубку на нужды восстановления страны. В 1923 году эта квота стала взиматься с частных лесов (этот закон был известен как “лесная дань”). В январе 1920 года были созданы четыре дирекции польских государственных лесов: Познань, Торунь, Быдгощ и Гданьск, а в ноябре – Варшава, Радом, Седльце и Львов. Создание предприятия, управляющего польскими лесами, пришлось ждать до 1924 года.

Dz.U. 1924, № 56, поз. 570 – под этим номером находится документ, озаглавленный: “Распоряжение Президента Республики Польша от 28 июня 1924 года о статусе предприятия “Польские государственные леса”. Новое предприятие должно было объединить все лесные угодья под государственным управлением. Юридической работе предшествовала организационная работа лесников под руководством Яна Миклашевского. Этот выдающийся лесовод занимал должности в Министерстве сельского хозяйства и государственных имуществ с 1918 года. За это время он создал многие служебные инструкции государственного лесного управления, которые послужили основой для создания государственных лесов. По этой причине Миклашевского называют “Пилсудским для лесов”.

Следует отметить, что вышеупомянутый закон появился четыре дня спустя не как постановление Сейма, а как президентский указ “О преобразовании лесов в коммерческое государственное предприятие “Польские государственные леса””, изданный в рамках чрезвычайных полномочий, предоставленных Сеймом правительству Владислава Грабского в связи с его планом проведения валютной реформы и улучшения состояния государственных финансов. Государственные леса занимали очень важное место в правительственной программе экономии.

Согласно финансовому плану Министерства финансов на 1924 и 1925 годы, приложенному к Закону о ремонте государственного казначейства, доходы от государственных лесов должны были составить более 1/3 от общего дохода всех государственных предприятий.

На начальном этапе проект коммерциализации государственных лесов был согласован между Министерством сельского хозяйства и профсоюзом лесоводов как представителем лесного сообщества. Однако последующая смена министра сельского хозяйства привела к кардинальному изменению политики министерства в неблагоприятном для государственных лесов направлении. На съезде делегатов ЗЗЛ в августе 1923 года. Адам Лорет, которому ранее было поручено вести переговоры с министром сельского хозяйства о предлагаемых реформах в лесах, заявил, что, к сожалению, “благоприятный момент прошел”. “Если предыдущее правительство, – продолжил он, – выступало за разделение государственных предприятий на отдельные административные единицы, управление которыми основывалось бы на определенной автономии, то нынешние изменения должны идти в направлении жесткой экономии, что в корне неверно”.

Следует добавить, что уже около года рассматривается параллельный правительственный проект по передаче уездных земских лесничеств в ведение губернаторов губерний, чтобы достичь той же цели другим путем. Уездные правления должны были получить свободу действий только в “сугубо профессиональных вопросах”, в то время как губернаторы должны были получить “гарантии влияния на заключение договоров аренды, продажи и заготовки леса в государственных лесах”.

Профсоюз лесников начал широкомасштабную акцию, направленную на изменение устава и расширение профессионального контроля над созданным предприятием. В этой акции Главное правление поддержали все филиалы и первичные организации профсоюзов. Основной причиной спонтанной акции стало то, что по уставу все работники лесничества должны были получить уведомление и работать по контракту, кроме того, устав не признавал егерей белыми служащими. Профсоюз вел кампанию в прессе, в публичных выступлениях, в виде резолюций, поданных спикерам Сейма и Сената, парламентским клубам и депутатам, премьер-министру и президенту.

В результате осенью 1924 года 18 депутатов внесли в Сейм предложение. В нем говорилось, что “новая организация ведет к ошибочной системе лесной политики и управления, лишая государство влияния на регулирование цен, рациональное распределение продукции Станислава Качковского Юзефа Загурского на внутреннем рынке”.

Наконец, 30 декабря 1924 года президент издал декрет об организации управления государственными лесами, как отдельной отрасли государственного управления, через которую министр земледелия и государственных имуществ должен был осуществлять надзор, то есть через государственные лесные управления и лесные районы; там же были приведены принципы управления этими лесами. В то же время Президент Республики отменил свой июньский указ о государственных лесах. Таким образом, правительство отказалось от попытки коммерциализации государственных лесов. Однако восстановить прежний правовой статус работников лесного хозяйства не удалось. Правовая и экономическая модель польского лесного хозяйства сформировалась в течение следующих нескольких лет. В 1930-х годах первый директор государственных лесов Адам Лорет изложил концепцию функционирования организации. Согласно ей, лес выполняет множество различных функций, и производство древесины – лишь одна из них. Польское государственное лесное хозяйство стало одним из гарантов экономических реформ, проводимых премьер-министром и министром финансов Владиславом Грабским. Польская древесина экспортировалась более чем в 20 стран, а по стоимости занимала первое место, опережая уголь и парафин.

Именно к традициям 1930-х годов относится Закон о лесе от 28 сентября 1991 года, который – с последующими поправками – регулирует правовой статус государственных лесов. Этот закон положил начало прорыночным преобразованиям в государственных лесах. Они окончательно отошли от модели, характерной для крупных, “самодостаточных”, социалистических государственных предприятий. Из “Молоха”, в котором в 1990 году работало 104 000 человек, “Государственные леса” превратились в современную компанию с менее чем 26 000 сотрудников в конце 2016 года. Те, кто покинул государственные леса, в большинстве своем создали свои собственные лесозаготовительные компании, которые работают на местных рынках труда.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.