Европейские выборы могут привести к тупиковой ситуации в Брюсселе и за его пределами
Иллюстрация: Энтони Гераче
Политики в Америке часто спрашивают, стали ли они сейчас жить лучше, чем четыре года назад. С нетерпением ожидая выборов в Европарламент 6-9 июня, их трансатлантические коллеги, вероятно, предпочли бы не углубляться в пять лет, прошедших с тех пор, как они в последний раз приходили на избирательные участки. У Европейского Союза было полдесятилетия, чтобы забыть. Через восемь месяцев после голосования в мае 2019 года блок впервые за свою шестидесятилетнюю историю потерял члена, когда Великобритания вышла из него. Через несколько недель разразился covid-19. Континент вышел из карантина, чтобы столкнуться с войной на своем пороге и энергетическим кризисом, который привел к краху его экономики и способствовал росту ксенофобских партий.
Тех, кто считает, что ситуация может стать только лучше, возможно, ждет расплата. Да, с Брекситом разобрались, цены на энергоносители снизились, а пандемия стала смутным воспоминанием. Но война в Украине продолжается, и крайне правые Марин Ле Пен во Франции или Виктор Орбан в Венгрии набирают все больше сил. Хуже того, вероятным исходом выборов станет период политической неуправляемости. В лучшем случае 27 национальных лидеров и центральные институты ЕС потратят месяцы на внутренние махинации, например, на то, кто какую должность получит в Брюсселе. В худшем случае, споры о будущем направлении развития ЕС могут продлиться до конца года, оставив там политический вакуум, даже несмотря на то, что предполагаемая администрация Трампа готовится к приходу к власти.
Каким бы далеким ни казался ЕС среднестатистическому избирателю, то, что происходит в Брюсселе, имеет значение: подход блока к промышленной политике, обороне, окружающей среде и многому другому вырабатывается там. И если у профсоюза не будет четкого руководства, последствия почувствуют не только его 450 миллионов граждан. Украина по-прежнему зависит от своих европейских союзников в плане денег и оружия: никому не понравится видеть ЕС в политическом тупике так сильно, как российскому президенту Владимиру Путину. И кто бы ни победил в Белом доме в ноябре, Европа теперь является единственным глобальным блоком, который все еще поддерживает правила свободной торговли, в то время как Китай и Америка практически отказались от них. Если ЕС откажется от своих амбиций по сокращению выбросов углекислого газа, как обычно требуют европейские популисты, остальному миру будет послан ужасный сигнал.
Ирония заключается в том, что так много зависит от выборов, о которых так мало заботятся сами европейцы. Явка на выборах в Европарламент заметно ниже, чем на общенациональных; мало кто будет следить за работой 720 избранных членов, которые займут свои места в июле. Но, тем не менее, выборы будут иметь два серьезных политических последствия. Один из них будет заключаться в том, чтобы определить, получит ли Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейской комиссии, влиятельный исполнительный орган блока, еще один пятилетний срок. Другой вопрос касается национальных политиков, некоторые из которых 10 июня окажутся с окровавленными носами, поскольку их партии будут разгромлены. Оба события могут загнать европейскую политику в тупик.
В ближайшее время в центре внимания будет то, что происходит в Брюсселе. Через восемь дней после выборов лидеры ЕС проведут саммит, чтобы решить, кто возглавит институты блока, в частности комиссию. Госпожа фон дер Ляйен помогла сформировать некоторые из основных направлений политики континента. Ее непоколебимая поддержка Украины оказалась жизненно важной. Именно комиссия подтолкнула Европу к достижению нулевого уровня выбросов углерода к 2050 году. Госпожа фон дер Ляйен задала тон отношениям континента с Китаем: она «снизила» риски для своих цепочек поставок из-за импорта, но не «отделилась» от него, как иногда склоняется Америка.
Тем не менее, ее будущее не гарантировано. Чтобы переизбраться на второй срок, кандидатура фон дер Ляйен должна быть выдвинута лидерами ЕС, а затем одобрена большинством новых депутатов европарламента. Как «ведущий кандидат» от правоцентристской Европейской народной партии (ЕНП), которая лидирует в опросах, она является фаворитом. Однако договоры блока предусматривают лишь то, что лидеры должны учитывать результаты выборов при назначении руководителя комиссии. Быть фаворитом на топ-пост в Европе мало что значило в прошлом.
Застряли в трясине с ЕС
Большинство национальных лидеров ЕС, такие как фон дер Ляйен, бывший министр обороны Германии, чья серьезность включает в себя обустройство своего жилого помещения в прославленном чулане в штаб-квартире Еврокомиссии в Брюсселе. Но у каждого президента, канцлера или премьер-министра есть приоритеты, которые могут противоречить приоритетам соседей. Каждая страна хочет иметь большой портфель в Еврокомиссии, будь то надзор за торговыми правилами, расширением или экономикой. Махинации европейских лидеров редко бывают предсказуемыми, но есть вероятность, что действующий президент будет выдвинут на второй срок на одном из двух запланированных саммитов в июне. (Помимо нового главы Еврокомиссии, потребуется новый глава внешнеполитического ведомства и новый председатель Европейского совета, который будет председательствовать на встречах лидеров ЕС.)

График: ТheЕconomist
Мало кто ожидает такого гладкого движения в Европарламенте, по крайней мере, половина которого должна поддержать кандидатуру лидеров ЕС. Чтобы получить свой первый мандат пять лет назад, было достаточно коалиции либералов, социалистов и ее собственной ЕНП. Но с тех пор эта центристская фракция уступила свои позиции популистам (см. диаграмму), которые сформировались на две основные группы: «Идентичность и демократия» (ID) и более умеренные европейские консерваторы и реформисты. Когда-то это была оппозиционная сила, а теперь среди ультраправых есть национальные лидеры, такие как Джорджия Мелони в Италии. В ряде других крупных стран, включая Францию, Польшу и, возможно, Германию, опросы показывают, что популистские партии займут первое или второе место на выборах в ЕС. Формировать коалиции без них становится все труднее.
400 или около того мест, которые, как ожидается, получит центристское трио партий, могут оказаться недостаточными для того, чтобы обеспечить 361 голос, необходимый фон дер Ляйен для получения большинства. Это связано с тем, что голосование, которое может состояться в июле или сентябре, является тайным, и депутаты европарламента отказались от своих групп в предыдущих голосованиях по утверждению. По мере того, как Европа смещается вправо, коалиция, в которую войдут партии левого толка (например, «Зеленые»), кажется маловероятной.

Карта: ТheЕconomist
Именно эта головоломка побудила фон дер Ляйен обсудить альянс с партией г-жи Мелони, входящей в более мягкую группу ECR в созвездии крайне правых. Но и либералы, и социалисты говорят, что они не хотят присоединяться к такому альянсу. Напряженность в более жесткой группе ID, которая 23 мая исключила партию «альтернатива для германии» (AfD) после скандала, означает, что на повестке дня перестановки в альянсах на уровне ЕС.
Политические ухищрения, необходимые для получения большинства, станут ясны только после подсчета голосов. Как и при формировании национальных коалиций, лидеры ЕС и депутаты европарламента будут стараться, чтобы их повестка дня была услышана. Если это произойдёт, может пройти ещё несколько месяцев, прежде чем политика будет конкретизирована к всеобщему удовлетворению. Голландцы провели выборы в ноябре и только на этой неделе получили нового премьер-министра. В Брюсселе опасаются, что может произойти аналогичная задержка. Если все политические партии будут придерживаться своих красных линий, это может означать, что ни одна коалиция не сможет поддержать какого-либо кандидата на пост главы исполнительной власти ЕС. Что тогда? В отличие от общенационального уровня, новые выборы не могут быть назначены для выхода из тупика.
Если это произойдёт, нынешняя команда еврокомиссаров останется на своих постах, но ей не хватит политической легитимности, чтобы что-то сделать. Если бы это были спокойные времена, то, чтобы Европа предавалась приступу политического созерцания пупка, не было бы серьезным делом. Но нынешние времена не тихие.
В условиях, когда в Украине все еще бушует война, экономика Европы отстает от своих глобальных конкурентов и возникает необходимость финансировать «зеленый» переход, многие страны, включая Францию, стремятся пересмотреть бюджет ЕС. Польша и Греция предложили создать дорогостоящий противоракетный щит для Европы, который можно было бы финансировать за счет денежных средств, совместно заимствованных через союз, как это произошло с фондом восстановления после пандемии. Германия и Нидерланды, в состав коалиции которых войдут крайне правые, настроены менее активно. Другие назревающие вражды включают в себя необходимость реформировать правила ЕС, чтобы допустить новых членов, включая Украину, и растущий торговый спор с Китаем из-за электромобилей.
Такие споры достаточно трудно урегулировать между европейцами при наличии полноценно функционирующей комиссии в Брюсселе. Без этого они могут оказаться непреодолимыми. Хуже того, отсутствие руля в Брюсселе будет усугубляться тем же в нескольких государствах-членах. Во Франции партия Эммануэля Макрона может финишировать второй, уступив «Национальному объединению», или даже опуститься на третье место. Это усилило бы оппозицию во французском парламенте, где правительство меньшинства время от времени набирало важные голоса. Номинальный лидер интеграции в ЕС, г-н Макрон будет ослаблен внутри страны и, следовательно, в Европе.
То же самое будет и в Германии. Теперь демократическая партия может не оправдать когда-то заоблачных ожиданий, но все еще может оттеснить социал-демократов канцлера Олафа Шольца на третье место. Ожидаемые плохие результаты либеральных свободных демократов могут нарушить хрупкое равновесие, которое сейчас царит в немецкой политике. Довольно скоро все внимание будет приковано к национальным выборам в 2025 году, что еще больше затруднит политикам в Берлине согласие на грандиозные инициативы ЕС, к которым регулярно призывает Макрон.
На этой неделе господа Макрон и Шольц продемонстрировали европейское единство, когда президент Франции прибыл в Германию с государственным визитом. Несмотря на то, что жизненно важные франко-германские отношения остаются холодными, пара приложила немало усилий, чтобы подчеркнуть, в чем они согласны. Их время ограничено, чтобы многое сделать. И несколько месяцев уйдет на то, чтобы понять, кто и как должен управлять Европой.