Позиция Президиума Польской академии наук по лесам

Президиум Польской академии наук представил свою позицию по дискуссии о будущем лесов и лесного хозяйства в Польше.

Президиум Польской академии наук  (ПАН) в позиции № 3/2024 подчеркивает необходимость изменения управления лесами в условиях кризиса климата и биоразнообразия. Одним из требований, включенных в «Европейский зеленый курс» и «Новую лесную стратегию ЕС до 2030 года», является полный запрет на вырубку старых лесов. Однако, как справедливо отмечает Президиум Польской академии наук, такой запрет имеет смысл только в случае древостоев, структура которых близка к естественной, что соответствует определению старого леса в рекомендациях Европейской комиссии.

Президиум Польской академии наук обращается к Министерству климата и окружающей среды выделить 10% площадей страны под строгую охрану не только за счет лесов, но – с учетом перепроизводства продуктов питания и естественной сукцессии – на заброшенных полях и восстановленых водно-болотных угодьях.

Что касается вопроса о вырубках, вызывающего общественное сопротивление, Президиум Польской академии наук предлагает полностью запретить ее в лесах вблизи городов и постепенно ограничить в других районах. Стоит добавить, что  в Гослесах этим вопросом занимается специальная группа.

Подводя итог, Президиум Польской академии наук выступает за исключение старых насаждений, близких к естественным, и защиту земельных участков, но не только за счет лесов.

Полный текст позиции м её перевод размещены ниже:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 3/2024

ПРЕЗИДИУМА ПОЛЬСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

от 21 мая 2024 года

относительно дискуссии о будущем лесов и лесного хозяйства в Польше

Мы живем под растущим давлением климатического кризиса и кризиса биоразнообразия. Леса имеют решающее значение как для смягчения этих кризисов, так и для создания условий для выживания перед лицом этих кризисов. Леса являются огромным хранилищем углерода и должны играть ключевую роль в устранении выбросов CO2. Однако они испытывают все большее давление со стороны уже происходящих климатических изменений, таких как повышение температуры, удлинение вегетационного периода и периодическая нехватка воды. Поэтому существует риск того, что в результате деградации они станут чистыми источниками выбросов CO2, если сохранятся методы ведения сельского хозяйства, разработанные в совершенно других условиях. Изменения необходимы, и, учитывая, что в лесу ничего не происходит быстро, они должны быть осуществлены уже сейчас.

В течение многих лет существовал конфликт по поводу управления лесами между натуралистами и некоторыми неправительственными организациями, а также лесоводами и лесопромышленниками. В Польше этот спор обострился после того, как Министерство климата и окружающей среды объявило о своем решении на шесть лет прекратить или ограничить заготовку древесины в 10 специально отведенных местах, находящихся под управлением государственного лесного холдинга Lasy Państwowe (далее LP). Это решение, ограниченное во времени и пространстве, не вызвало бы столь бурной реакции, если бы не объявление о том, что заготовка древесины на 20 % территории ЛП в конечном итоге будет прекращена, и не опасения, что европейский “зеленый курс” может увеличить эту долю.

Учитывая изменения в общественном настроении по отношению к лесам, а также новые угрозы и задачи, связанные с изменением климата, следует рассмотреть возможность модификации управления лесами. Все цели, перечисленные в Законе о лесе, должны быть выполнены, но оптимальной является большая пространственная дифференциация в степени реализации отдельных функций, чем в настоящее время. Постепенное изъятие 20 % ЛП из лесозаготовок может быть частью таких изменений, но должно осуществляться разумным образом, с учетом как общественных ожиданий, так и экономических последствий, в том числе для ЛП.

Европейская программа “Зеленый лес” и стратегия “Новый лес 2030” призывают к полному запрету на рубки в старых древостоях. Такой запрет имеет смысл только для древостоев с возрастной структурой, аналогичной естественной, что соответствует определению старого леса в Руководстве Комиссии по определению, картированию, мониторингу и строгой охране первичных и старовозрастных лесов ЕС. Сообщение министерства с изложением этой точки зрения представляется необходимым для успокоения настроений, поскольку ходят слухи о закрытии всех старовозрастных насаждений.

В Европейской стратегии зеленых лесов и новых лесов до 2030 года заявлено, что 30% лесных площадей будут защищены, а 10% – строго охраняемы. Уже сегодня 33 % территории страны находится под той или иной формой защиты. С другой стороны, лесники предполагают, что на 10 % территории, находящейся под строгой охраной, будут вестись исключительно лесные работы, а это означает, что до 40 % лесов будут закрыты, что неприемлемо. Необходимо обнадеживающее заявление Министерства климата и окружающей среды о том, что 10 % территории страны, находящейся под строгой охраной, не будут реализованы только за счет лесов, что вполне возможно из-за перепроизводства продуктов питания, естественной сукцессии на заброшенных полях и необходимости восстановления водно-болотных угодий, накапливающих углерод.

В обществе бытует мнение, что не все цели устойчивого управления лесами, указанные в Законе о лесе, выполняются в достаточной степени и что производство древесины имеет высокий приоритет. Эти возражения могут быть обоснованными, поскольку, согласно данным Лесного статистического ежегодника 2023, соотношение заготовки древесины и прироста увеличилось на 41 % в период с 2000 по 2022 год и составило более 79 % в 2022 году. На протяжении многих десятилетий рост запасов древесины был гордостью Комиссии по лесному хозяйству, но в период с 2019 по 2022 год не только не произошло роста этих запасов, но даже наметилось их некоторое сокращение (Лесной статистический ежегодник 2023). Натуралисты обеспокоены тем, не происходит ли переэксплуатация лесов. Это необходимо срочно выяснить. Кроме того, общественность больше всего выступает против сплошных рубок, которые должны быть полностью запрещены в лесах, расположенных в непосредственной близости от городов и других часто посещаемых лесах, и постепенно сокращаться в остальных лесах. Необходимо ускорить процесс увеличения доли близкого к природе лесопользования, в том числе заменить искусственные посадки естественным возобновлением.

Принимая во внимание эти аргументы, следует приветствовать создание Национального совета по лесному хозяйству. Оно должно стать прелюдией к разработке долгосрочной и всеобъемлющей стратегии развития лесов и лесного хозяйства в Польше.

Поскольку в период ее разработки могут исчезнуть многие ценные деревья и насаждения, целесообразно продлить уже существующее решение о полном или частичном запрете на заготовку древесины, а также ввести временный мораторий на другие ценные территории до принятия окончательного решения об их возможном исключении из эксплуатации.

Управление коммуникаций и научной информации

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.