О государственных лесах уже много лет не было хорошей прессы. Будучи лесной монополией, им пришлось столкнуться с жесткой критикой задолго до того, как их захватили политики, связанные с суверенной Польшей. Однако последние пять лет оказались катастрофическими для имиджа и репутации государственных лесов. Текущая проверка, которую уже проводят новые власти, выявляет новые случаи злоупотреблений, соответствующие уведомления подаются в прокуратуру. В этой статье представлен контекст, в котором работают государственные леса, и описаны два последних скандала, связанных с их деятельностью.
Как работают государственные леса?
Прежде чем мы перейти к политической и экономической нестабильности, стоит объяснить, как работают государственные леса. Вокруг правовой базы этой деятельности существует много споров, которые могут омрачить представление о том, как эта компания выглядит сегодня.
В отчете о состоянии лесов Польши по данным за 2022 год указано, что 80,8% лесов страны являются государственными лесами, из которых 76,9% находятся в ведении Лесов Панствовых. Физическим лицам принадлежит 18,1% лесов, другим частным лицам – 1,1%. В 2022 году общая площадь лесов составила 9,275 млн га, что составляет почти 1/3 площади Польши. Для управления 77% этой площади необходима большая бюрократическая машина, поэтому были созданы государственные леса.
Как правило, леса, которые не являются национальными парками и не принадлежат местным органам власти, являются собственностью Государственного казначейства, от имени которого действует Państwowe Gospodarstwo Leśne Lasy Państwowe кратко именуемый всеми «Леса Панствовы». /Обратите внимание на то, что прямой перевод названия “Государственное лесное хозяйство “Государственные или Национальные леса” в Украине переводят, как Национальный лесной холдинг «Государственные леса», что в корне ошибочно. “Леса Панствовы” не являются холдингом и вообще предприятием: это структура Казначейства, не имеющая статуса юридического лица, действующая от имени государства М.П./ Основой функционирования государственных лесов является Закон о лесах. В их основные задачи входит ведение лесного хозяйства, управление землей и другим недвижимым и движимым имуществом, связанным с лесным хозяйством, а также ведение учета активов Государственной казны и определение их стоимости. /Обратите внимания, что в леса (вместе с землями и заготовленной древесиной ) являются активом Государственной Казны, а у нас леса вообще не считаются имуществом, а древесина является активом ДП “Леса Украины” в лице Генерального директора и его сподвижников, чтобы не сказать “подельников” М.П./
LP являются организационной единицей без правосубъектности, поэтому Государственное казначейство всегда является стороной всех юридических сделок с их участием. Государственные леса возглавляет генеральный директор, который отвечает за региональные управления, лесничества и другие организационные подразделения. Генерального директора назначает министр, ответственный за окружающую среду. Таким образом, это высокоиерархическая, закрытая структура, в рамках которой действует, например, Лесная охрана, обладающая некоторыми полномочиями Полиции.
Финансирование государственных лесов
Что делает Государственные леса такими уникальными, так это их модель финансирования. В соответствии с правилами, LP финансируют себя за счет собственной деятельности и покрывают расходы на эту деятельность из собственных доходов. Теоретически это означает, что налогоплательщики не должны участвовать в деятельности лесного гиганта, который по сути действует как предприниматель на свободном рынке. Согласно финансовому отчету за 2022 год, в государственных лесах работало более 25 000 человек, доход составил более 15 миллиардов злотых (из которых 13,5 миллиардов злотых приходится на продажу древесины!), а расходы составили более 14 миллиардов злотых.
Несмотря на такие результаты, Закон о лесе содержит положения, позволяющие предоставлять LP целевые субсидии из государственного бюджета на выполнение задач, порученных государственной администрацией. Кроме того, в структуре государственных лесов имеется Лесной фонд, в состав которого вносят средства лесничества, лица, облагаемые штрафами и сборами, а также лица, виновные в нанесении ущерба, выплачивающие компенсацию. В июне 2023 года Верховная контрольная палата выразила сомнения относительно прозрачности расходования средств фонда.
Политическое влияние в LP
При такой обширной структуре, огромных доходах и чистой прибыли почти в 1 миллиард злотых в год неудивительно, что Государственные леса в конечном итоге стали политической добычей. Конечно, политики всегда в большей или меньшей степени работали в этом институте или влияли на него. Однако никогда еще это не происходило в таком масштабе, как в последние несколько лет.
С 2021 года генеральным директором стал Юзеф Кубица – активный политик Суверенной Польши и советник Силезского воеводского собрания. Хотя он имел соответствующее образование и опыт для выполнения этой функции, его обвинили в осквернении формы лесника, ношении ее на митингах и партийных конференциях, где он участвовал вместе с другими политиками суверенной Польши. Обвинения против Государственных лесов, возглавляемых Кубицей, включали:
- увольнение компетентных людей и назначение на их место партийных выдвиженцев;
- заключение фиктивных мандатных договоров и договоров на выполнение конкретных работ с целью передачи денег людям, связанным с партией;
- продажа недвижимости политикам суверенной Польши за бесценок;
- репрессии против людей, выступавших против политики Суверенной Польши в Государственных лесах;
- софинансирование государственных лесов проектов, связанных с политикой.
Именно на фоне контроля над происходящим в Государственных лесах депутат КО Магдалена Филикс стала политической мишенью, что привело к ее семейной трагедии, широко комментируемой в СМИ.
Скандал с рекламными щитами
Со сменой органов государственной власти и управления государственными лесами начались интенсивные проверки. Они быстро привели к раскрытию информации, получившей название «скандал с рекламными щитами».
Как выяснилось, Государственные леса поручили Центру лесной культуры в Голухове изготовить 2000 рекламных щитов, в расчете по 5 на каждое надлесничество. Дальше была цепочка субподрядчиков – Центр лесной культуры привлек к установке плакатов Бещадский дорожно-строительный комбинат, который в свою очередь передал заказ (включая монтаж и фундамент) компаниям Helios Construction и Recevent. Элементы заказа также должны были выполнить другие субподрядчики. На эти цели Генеральная дирекция государственных лесов выделила 65 миллионов злотых, исполнительный договор составляет 35 миллионов злотых, а фактические расходы, по словам нового генерального директора, на данный момент составляют 23 миллиона злотых (ревизия еще продолжается). ). По состоянию на 16 февраля 2024 г. претензии сторонних лиц к Государственным лесам в связи с реализацией контракта составили 5 млн злотых. Кроме того, потребуются затраты на демонтаж, удаление и утилизацию конструкций, уродующих леса.
Даже первоначальная оценка показывает, что весь этот проект является ярким примером бесхозяйственности. До сих пор ЛП не подсчитала все рекламные щиты и элементы конструкций, поскольку они разбросаны (и частично установлены) по всей Польше. По мнению аудиторов, был нарушен Закон о государственных закупках путем передачи работ другим субподрядчикам, были выбраны более дорогие предложения, а Бещадскому дорожно-строительному комбинату даже было поручено выполнить одну и ту же работу дважды. Вся акция могла иметь политические мотивы – по одной из версий, рекламные щиты должны были использоваться политиками предыдущего правительства в предвыборной кампании. Готовится уведомление в прокуратуру.
Жилищный скандал
Второй громкий скандал, дошедший до общественного мнения за последние дни, — вопрос покупки квартир. Лесам Панствовым принадлежит множество объектов недвижимости, в том числе домики лесников и квартиры, используемые сотрудниками. Согласно регламенту, при выполнении определенных условий сотрудники могут подать заявку на покупку собственных квартир с соответствующей скидкой, которая может составлять до 95% от стоимости недвижимости.
Недавно действующий гендиректор LP заявил, что уведомил прокуратуру о возможности совершения преступления в связи с такой покупкой. Бартломей Обайтек, брат бывшего президента Orlen /крупнейшая в Польше нефтеперерабатывающая компания/, должен был заключить предварительный договор с исполняющим обязанности лесного инспектора Гданьского лесничества о продаже квартиры в привлекательном месте за небольшую часть ее рыночной стоимости. Еще две сделки также окажутся под пристальным вниманием следователей.
Если обвинения подтвердятся, то ущерб от совершенных преступлений Лесам Панствовым (и, следовательно, государственной казне) оценивается в размере 2,3 миллиона злотых. Отдельным вопросом останется возможность признания недействительными заключенных договоров и взыскание недвижимого имущества.
Как государственные леса способствовали мебельному кризису?
Некоторое время назад автор писал об усиливающемся кризисе в мебельной отрасли и продолжающихся и планируемых увольнениях. Среди многих причин такой ситуации была политика Лесов Панствовых того времени – завышение цен на сырье, руководствование политическими целями в лесохозяйственной деятельности и принуждение региональных дирекций к отказу от сертификатов FSC.
Обнародованная недавно информация подтверждает вышеизложенные обвинения. Государственные леса получили огромные доходы за счет хищнической лесной политики и завышения цен, которые могли финансировать инициативы, связанные с широко понимаемым лагерем объединенных правых, и особенно с политиками суверенной Польши. Я подозреваю, что рекламные щиты и жилищные скандалы — это только начало информации, которая создаст истинную картину того, что произошло с польскими лесами за последние годы.